Вы снимаете на автопилоте? Ваши фотографии похожи друг на друга? У вас наметился творческий кризис?
Нам нравится то, что дается само собой и делается легко. Допустим, я хорош в пейзажной фотографии и продолжаю заниматься пейзажами. Однако, если не уделять время рефлексии и не задаваться время от времени новыми вопросами, сложно ожидать прогресса.
Если вы чувствуете, что застопорились и перестали развиваться, вот 13 вопросов, которые помогут вам относиться к собственным фотографиям более критично. Первым эти вопросы задал своей аудитории автор статьи, фотограф Питер Уэст Кэрей. Я надеюсь, с их помощью вы начнете снимать лучше.
1. Для чего я снимаю?
Это первый вопрос, который стоит себе задать. И он относится прежде всего к «пассивному» режиму съемки. Красивый закат? Щелк. Милая кошечка? Щелк.
Но для чего? Вы собираетесь поделиться с кем-то этими кадрами или же они обречены томиться в недрах жесткого диска вашего компьютера? Сюжет фотографии рассказывает историю или отражает ваше восприятие мира? Если это красивая сцена вроде заката – вперед, снимайте, никто не возражает. Только задумайтесь при этом на мгновение, что вам вовсе не обязательно пытаться запечатлеть все красивое. Предмету недостаточно быть только красивым, чтобы его сфотографировали.
Известный мастер репортажа Стив Маккари говорил о своих фото так: «если подождать, люди забудут о фотоаппарате в твоих руках и раскроют душу». Множество его работ посвящены изображению жизни простых людей разных стран мира, в том числе, во время войн и международных конфликтов.
2. Что я хочу этим сказать?
Фотографируя, вы не только видите. Вы чувствуете запах, слышите шум и голоса прохожих, вы подвержены, сознательно или подсознательно, впечатлению о человеке, которого вы фотографируете. А вот ваша камера — только видит. Поэтому вам нужны дополнительные средства, чтобы передать ваши чувства на фотографиях.
Если вы увидели в сюжете только красивый свет и ничего больше, нужно остановиться, подумать и только затем действовать.
Йозеф Судек проработал композицию кадра так, чтобы она передавала настроение и атмосферу сцены.
3. Откуда падает свет?
Все фотографы начинают осваивать фотографию с технических аспектов: выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Они пытаются отточить технику съемки и получить резкое изображение. Странно только то, что часто они забывают одну важную вещь – подумать, откуда падает свет.
Такой вопрос стоит задавать себе всегда, потому что фотография без света не существует.
путь к успеху
Стив Маккари выигрышно использовал естественное освещение помещения.
4. Достаточно ли хорош этот ракурс?
Если вы оказались в точке X по отношению к зданию, она не всегда является лучшей для съемки. Если времени мало, нажмите на спуск и идите дальше. Но если у вас есть время – подумайте о том, что именно вы хотите снять.
Чтобы естественный свет лег под правильным углом и осветил сцену наилучшим образом, иногда нужно прийти в другой день, а может, и в другое время года.
путь к успеху
Эффект «присутствия» на этой фотографии известный китайский фотограф Фан Хо создал благодаря использованию нижнего ракурса и широкоугольного объектива
5. Какое настроение у сцены?
Если на самой веселой вечернике в кадр попадет человек, которому не терпится уйти домой из-за головной боли, вам не удастся передать ее атмосферу.
Помните – настроение, которое вы хотите передать, полностью зависит от вас, как художника, и от того, что вы сознательно включили в кадр, глядя в видоискатель.
путь к успеху
Стив Маккари
6. Сможет ли камера охватить весь динамический диапазон сцены?
Цифровые камеры становятся все лучше, но им до сих пор не удалось приблизиться к динамическому диапазону наших глаз. Пока не случится техническая революция (будем надеяться, осталось не долго), к сюжетам с большим динамическим диапазоном сцены нужен особый подход.
Под динамическим диапазоном я подразумеваю освещенность сцены от самых темных теней до самых ярких светов. Если диапазон от светлого до темного слишком широк, вам придется делать выбор – экспонировать сцену по светам, теням или выбирать нечто среднее. В каждом случае придется пожертвовать оставшейся частью светового диапазона. В качестве альтернативы можно использовать технику HDR, чтобы передать весь диапазон уровней освещенности.
смотреть путь к успеху
Не всегда нужно, чтобы сцена была освещена «правильно», главное чтобы освещение передавало настроение кадра. Так, на этом фото Йозеф Судек намеренно не проработал тени — детали комнаты, и это позволило выделить главный объект съемки и создать атмосферный снимок.
7. А если сделать этот кадр в другое время суток?
Я фотографирую в путешествиях, поэтому не могу вернуться в одно и то же место в другое время суток. Однако большинству из нас, особенно речь идет о съемке в родном городе, стоит учитывать время, когда объект съёмки будет выглядеть наилучшим образом.
Даже если снять одну и ту же сцену на рассвете, в полдень и на закате, вы легко убедитесь, что большинство сцен лучше всего смотрятся в строго определённом свете. Не довольствуйтесь имеющимся освещением, если оно не является лучшим из возможных.
смотреть путь к успеху
Андре Кертеш наблюдал за этой сценой в разное время суток, чтобы подобрать подходящее освещение, и ночью…
смотреть путь к успеху
… и днем (фото А. Кертеш)
8. Что меня вдохновляет?
Вам нравится работы других авторов? Кого именно? Это могут быть как известные фотографы, так и уличные художники. Любое визуальное творчество — пища для размышления.
Найдите тех, кто вас вдохновляет, в интернете; полистайте книги с их фотографиями в книжном магазине или библиотеке.
Да что там — просто отправьте им письмо со своими вопросами (худшее, что они могут вам сделать – это не ответить. Попробуйте) или подойдите лично и расскажите, что вас вдохновляет в их работах.
пути достижения успеха
Этот портрет в интерьере русского композитора И.Ф. Стравинского фотограф Арнольд Ньюман сделал, вдохновившись его музыкальными произведениями.
9. Как это снято?
В пленочной фотографии 20 века были свои преимущества. Одним из них была возможность легко расшифровать метод съемки. В наши цифровые времена это сделать гораздо сложнее, потому что каждый снимок подвергается обработке на компьютере и значительно отличается от того, что было снято изначально. Поэтому, если вам интересно, как другой автор снял (или обработал) ту или иную работу, не стесняйтесь спросить его об этом.
10. Нет ли в кадре отвлекающих деталей?
Такой вопрос лучше задать себе перед съемкой даже сейчас, в наш век цифровых манипуляций. Большинство новичков настолько рады тому, что у них вышел «отличный» снимок Эйфелевой башни, Тадж-Махала или прекрасного заката, что уже не замечают пластиковых бутылок на переднем плане. И речь не о минимализме или насыщенной композиции, а о лишних деталях, которые отвлекают от главного объекта съемки (прим. – проводах, разбросанном мусоре и перегруженном фоне).
11. А что если мне подождать?
Однажды меня зацепила фраза иностранного корреспондента, сказанная о художниках. Она заметила, что художники находятся на плэнере часами, впитывая в себя настроение и атмосферу, тогда как фотографы сразу направляются к наиболее известным видовым позициям парка, щелкают затвором и уезжают. И она права.
Как часто вы находите в себе силы подождать, прибыв в новое интересное место для съемки? Что случится, если вы всё-таки подождете? Несмотря на то, что мы спешим куда-то, жизнь продолжается даже в самых тихих уголках города, и зачастую, если немного подождать, пока реальность внесет свои коррективы, можно получить гораздо более удачный кадр.
пути достижения успеха
Фотограф всемирно известного агенства «Магнум» Лэрри Тауэлл провела на месте съемки немало времени и сделала несколько снимков одного сюжета для того, чтобы выбрать среди них лучший…
пути достижения успеха
… лишь этот снимок из серии, по мнению фотографом Л. Тауэлл, оказался достойным внимания зрителей.
12. Уместна ли здесь такая глубина резкости?
Несмотря на то, что глубина резкости — очень полезный инструмент, на этот вопрос нет правильного ответа. Если вы предпочитали автоматический и программный режимы съемки, но захотели взять под контроль все параметры, глубина резкости окажет на фотографии самое сильное воздействие.
Существует огромное количество литературы о правильном размытии или боке. Не все объекты на фотографии должны быть резкими. С другой стороны, далеко не все сюжеты стоит снимать на диафрагме f/1.2. Соответствует ли ваша глубина резкости, т.е. количество объектов в фокусе, тому, что вы хотите показать на фотографии?
13. Что нового я собираюсь сегодня узнать?
Прежде чем начать кликать завтра случайные ссылки в Facebook, Twitter или Google+ (даже если одна из ссылок привела вас сюда), оторвитесь от них на пять минут и подумайте, что нового вы хотите узнать сегодня. Встаньте из-за компьютера, расслабьтесь. Время завтрака – тоже не лучший вариант.
Если вы хотите серьезно нарастить свои фотографические навыки, сядьте и обозначьте свои сильные стороны и недостатки. Самоанализ критически важен для профессионального роста. Конечно, не обязательно заниматься им каждый день. Но все-таки постарайтесь хотя бы раз в неделю разбираться в том, что вы хотите выучить за сегодня, за неделю, за месяц.
Источник:si-foto.com
Смотрите также:
7 уроков от профессионального фотографа Анри Картье-Брессона
Комментарии: