Скульптурная миниатюра циркового трюкача перед входом в СПБ цирк Чинизелли
Скульптурная миниатюра циркового трюкача перед входом в СПБ цирк Чинизелли
Другие фотографии на ФотоКто: ← Даже в военном духовом оркестре задают тон девушки! | Колодец. Полузабытые деревни севера. →
Петербургский цирк -- это первый стационарный капитальный цирк в России с собственной труппой.
Осенью 1869 года Чинизелли с семьёй в составе жены Вильгельмины, сыновей Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочери Эммы и невестки Клотильды[К 2] прибыл в Россию по приглашению брата жены, циркача и предпринимателя Карла Гинне, владевшего «конным и гимнастическим цирком» в Петербурге. Открывшийся в декабре 1867 года на Манежной площади цирк, по оценке современников, «представлял явление только посредственное» и Чинизелли был вызван родственником для исправления положения.
Семья Чинизелли, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась успехом у петербургской публики. В 1872 году Гинне покинул Петербург, передав Чинизелли руководство цирком. В 1876 году временный деревянный цирк на Манежной был известен уже как «цирк Чинизелли».
Решив открыть собственное дело в России, Чинизелли «с темпераментом конного наездника и упорством дрессировщика лошадей» стал добиваться разрешения городских властей на приобретение земельного участка Инженерного сквера у Фонтанки для постройки постоянного каменного здания цирка. Многократные отказы власти мотивировали тем, что «цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр», где «народ» мог бы «за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть»; «постройкою цирка закроется фасад одного из замечательных зданий Петербурга, именно Инженерного замка»; дети лишатся возможности прогулок в сквере, поскольку от него «останется клочок, который будет граничить с конюшнями цирка». Настаивая на необходимости цирка «для народа», Чинизелли предложил после сноса деревянного циркового строения «устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади (ныне Манежная)… обнести сквер железною решёткою и устроить в нём роскошный фонтан». 26 декабря 1875 года разрешение на строительство было получено.
В конце 1877 года на средства Чинизелли по проекту архитектора В. А. Кенеля на Манежной площади, напротив главного фасада Манежа был разбит сквер. Цирк Чинизелли открылся 26 декабря 1877 года и стал первым в России каменным стационарным цирком. При строительстве здания были применены новые архитектурные решения, которые впоследствии задействовались при постройке аналогичных сооружений.
В числе новых решений был установленный без опорных колонн сферический купол, обтянутый холстом с росписями, представляющими «типические изображения из вольтижёрского мира… среди которых выделялся сам владелец цирка Гаэтано Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница». Здание стало городской достопримечательностью и одним из главных столичных зрелищных предприятий.
В 1878 году «Петербургская газета» писала:
Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…
Посещение цирка Чинизелли вошло в моду у жителей Петербурга разных социальных слоёв. Помимо представлений в цирке устраивались вечера и праздники, публике предлагались разнообразные «новинки». В 1879 году началось соперничество Чинизелли с циркачом и предпринимателем Альбертом Саламонским, открывшим цирк в Москве[1], некоторое время «субботники Чинизелли» составляли конкуренцию «субботам» французской труппы Михайловского театра.
Гаэтано Чинизелли занимался дрессурой лошадей до последних дней. Умер в Петербурге 4 октября 1881 года). Погребён на Смоленском лютеранском кладбище. Старший сын артиста вёл за гробом его любимую лошадь.