Теги: Москва, храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя - Фото из альбома «Москва. Храм Христа Спасителя» http://fotokto.ru/id140229/photo?album=72199
Другие фотографии на ФотоКто: ← Странные скульптуры | Смоленский образ Пресвятой Богородицы →
Просмотры: 1352
EXIF:
Изготовитель:
NIKON CORPORATION
Камера:
NIKON D5200
Диафрагма:
f/6,3
Выдержка:
1/1250s
ISO:
250
Ф.расстояние:
18mm
Программа:
Adobe Photoshop Lightroom Classic 7.3.1 (Windows)
Дата съёмки:
15.11.2019 - 11:03:27
На открытом конкурсе на проект храма Христа Спасителя, проводившемся в 1814 году, победу одержал проект художника К. Витберга, только-только начавшего изучать зодчество и до того никак не проявившего себя в качестве архитектора. Храм предполагалось построить на Воробьевых горах. В 1817 году в присутствии Александра I состоялась торжественная закладка храма. Директором строительства был назначен сам Витберг, не имевший никакого опыта руководителя. Возможно, из-за этого строительство протекало очень вяло и за 8 лет работы не удалось завершить даже нулевой цикл. По восшествии на престол Николая I (1825 г.) строительство было остановлено (по официальной версии – из-за ненадежности почвы). Тогда же началось расследование, вскрывшее многочисленные растраты (комиссия насчитала растрат на миллион рублей). А надо иметь в виду, что масштаб цен в XIX веке был иным, чем сейчас, и миллион рублей в то время был намного более серьезной суммой, чем в наши дни. Витберг и другие руководители строительства были отданы под суд. «За злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» они были оштрафованы на миллион рублей, а сам Витберг был сослан в Вятку. Заканчивая рассказ об этом эпизоде, следует заметить, что некоторые современники считали Витберга исключительно честным человеком, в принципе не способном на воровство, а вся вина его заключалась лишь в неосмотрительности.
Николай I не стал проводить нового конкурса на проект храма Христа Спасителя, а сам определил автора. Им стал архитектор К. Тон, стиль которого был близок вкусам императора. Император определил и новое место строительства; бывшие там постройки были куплены и снесены. В 1839 году состоялась торжественная закладка храма и началось строительство, продолжавшееся 44 года. Над сооружением храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Я не буду перечислять всех имен, но достаточно сказать, что над внутренними росписями среди прочих живописцев работали такие мастера, как В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. В храме была размещена галерея воинской славы, состоящая из 177 мраморных досок с именами воинов, отличившихся на поле брани в 1812 году, там же выбиты императорские манифесты, воззвания и хроника военных действий. В 1883 году с необыкновенной торжественностью, в присутствии Александра III и членов императорской семьи состоялось освящение храма. На долгие годы храм Христа Спасителя стал центром церковной жизни.
В советское время храму, как и многим другим церковным сооружениям, не повезло. На его месте планировалось возвести гигантский дворец советов высотой 416 метров, увенчанный колоссальной фигурой Ленина. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали, однако строительство так и не состоялось. Сначала помешала война, потом – послевоенная разруха. Вскоре от планов по строительству дворца отказались и в 1958 году на освободившемся месте появился открытый бассейн «Москва».
В 1980-х годах в СССР начался разворот власти в сторону религии. В 1988 году было отпраздновано 1000-летие крещения Руси, а в 1989 году принимается решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был. Тем не менее новый храм, построенный в 1995-99 годах (руководитель и главный архитектор проекта – академик М. Посохин), отличается от старого. Отличия касаются прежде всего сильно расширенной стилобатной части (т.е. цокольного этажа), в которой разместились музей, зал церковных соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, трапезная палата и различные технические службы. Есть некоторые отличия и в отделке храма и, кстати, во время строительства это несоответствие нового старому подвергалось довольно резкой критике. Но я не буду здесь касаться различий. Скажем так, в путеводителе по храму Христа Спасителя есть следующая фраза: «Возрожденный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу.»
31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова врата храма Христа Спасителя вновь распахнулись перед верующими.
Великое возрождение!
Красивая фотография!
Также, фотография была опубликована в блоге «Фото дня».
Спасибо, что вы с нами!
Супер!