Теги: город, великий новгород, новгород, спасо-преображенский храм, храм спаса преображения господня, храм спаса на ильине, улица ильина в великом новгороде, архитектура, памятник архитектуры, 1374 год, древнерусское зодчество
Великий Новгород. Храм Спаса Преображения на Ильине улице
Великий Новгород. Храм Спаса Преображения на Ильине улице
Просмотры: 984
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
50mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
01.01.2019 - 12:13:56
Адрес: Великий Новгород, улица Ильина, 26, корпус 2
Строительство: 1374 год
Стиль: Древнерусское новгородское зодчество
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (именно «на Ильине», а не «на Ильиной») строилась за несколько лет до Куликовской битвы, в эпоху расцвета новгородской культуры, уместившуюся в полтора века. Новгород тогда делился на части, или концы, Ильина улица, где стоит церковь Спаса Преображения, относилась к Славенскому концу, где селились зажиточные люди. Здесь расположено несколько самых значительных памятников новгородского зодчества XIV столетия, и среди них — каменный храм Спаса Преображения, возведенный в 1374 году.
Каменный храм вырос на Ильине улице не на пустом месте, у него имелся знаменитый деревянный предшественник. В источниках Спасская церковь впервые упоминается под 1169 годом уже как «древняя» — и по очень примечательному поводу. Зимой 1169—1170 годов Новгород осадили войска князя Андрея Боголюбского.
Спасская церковь один из древнейших православных храмов Новгорода.
О начале истории каменной церкви Спаса Преображения мы знаем совершенно точно, на сей счет сохранилось летописное свидетельство: «В лето 6882 (1374) поставиша церковь камену святаго Спаса, на Ильине улице, и свяща ю архиепископ Новгородский Алексий с игумены и попы и с клиросом святыа Софиа»
Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведенную тринадцатью годами раньше церковь Феодора Стратилата на Ручью. Спасская церковь по своим плану и композиции повторяет Феодоровскую.
О первоначальном внешнем облике церкви Спаса на Ильине, до позднейших переделок, мы можем получить представление по иконам, посвященным чуду от иконы Божией Матери «Знамение» во время осады Новгорода суздальцами в 1170 году.
Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна.
В 1374 году, по окончании строительства храма Спаса Преображения, его стены изнутри покрыли тонким слоем светлой обмазки, но в таком «скудном» виде церковь простояла недолго. Уже спустя четыре года она была расписана, и эта роспись (точнее, ее сохранившиеся фрагменты) сегодня превратила храм в величайший памятник мировой культуры. Потому что уникальные спасские фрески создал не кто иной, как знаменитый Феофан Грек, один из учителей преподобного Андрея Рублева. Опыт росписи церкви Спаса на Ильине был его первым таким опытом на новой родине. И опытом, надо сказать, блестящим. В этих фресках проявились все особенности творческого метода Феофана: единство замысла, ограниченность, почти монохромность цветовой гаммы, обобщенность форм и образов, выразительный, обычно короткий, мазок, виртуозное владение так называемыми «пробелами».
К XVIII веку Новгород, давно переживший свою великую эпоху, превратился в провинциальное захолустье, попав как бы на обочину российской жизни. «Окраинную» судьбу города разделили его древние храмы — в том числе и церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
В благоукрашенном виде церковь Спаса на Ильине простояла, скорее всего, недолго. Спустя семь лет после выполнения росписи храма, в 1385 году, случился страшный пожар. Летописец отмечает по этому поводу: «Того же лета месяца июня в 14, в Петрово говение, погоре в Новегороде Торговая сторона вся и церкви вси, толко ублюде Бог Святую Богородицю на Михалице молитвами Святыя Богородица; а людии сгоре 70 человек: лют бо бяше велми пожар».
Спасскую церковь на Ильине улице этот пожар не миновал.
В 1391 году в Новгород прибыл митрополит Киприан, занявший московскую кафедру, его со свитою торжественно встретили именно в Спасо-Преображенской церкви, а уже отсюда проводили в Софийский собор. Кажется, эта традиция встречи московских первосвятителей сохранялась довольно долго.
Следующее достоверное известие датируется 1562 годом, когда в Новгороде разразился ужасный мор — «велие смертоносие».
Несмотря на постоянные поновления и перестройки, Спасо-Преображенский храм на Ильине улице к 1880-м годам пришел в совершеннейшую ветхость: осыпалась штукатурка, на прихожан из арок падали кирпичи. В 1885 году его закрыли для богослужений. Речь шла даже о разборке церкви. Однако, к счастью, деньги на ремонт нашлись. Храм, согласно тогдашним отчетам, «благоукрасили» и в сентябре 1889 года заново освятили.
В советские годы богослужения в Спасской церкви, разумеется, прекратились, она подверглась музеефекации. В 1936 году — в видах возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (теплая церковь) и колокольня.
В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийскому обстрелу. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объема. В таком виде Спасский храм вступил в свою новейшую историю
Первые повреждения фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода получили уже во время пожаров 1380-х годов. Позже порча продолжалась — вываливались целые куски штукатурки с изображениями. Утраты «компенсировались» просто — эти участки замазывались, причем довольно грубо, иногда с «захватом» уцелевшей росписи. Видимо, к середине XIX столетия Феофановы фрески представляли собой удручающее зрелище, и в 1858 году с их остатками решили разобраться кардинально. Работа производилась без затей: старая роспись была оштукатурена; местами, для лучшего сцепления слоев, на изображения наносилась насечка; после этого стены расписали заново.
Но настали новые времена, когда искусствоведы заговорили о великой ценности древней русской иконописи и принялись заново открывать и спасать то, что еще можно было спасти. Первый опыт открытия фесок Феофана Грека в Спасской церкви относится к 1910—1912 годам — он оказался не слишком успешным, обнаруженные фрески были испорчены.
В 1918 году П. И. Юкин на протяжении трех тяжелейших лет, когда в России бушевала Гражданская война, кропотливо освобождал из-под «спуда» Феофановы шедевры. Когда «отказ от проклятого прошлого» был превращен большевиками в государственную религию, Юкин отправился в ссылку на север, а в 1933 году было ликвидировано детище И. Грабаря — Центральные государственные реставрационные мастерские, под эгидой которых производилась реставрация.
1935— 1936 годами датируется последний предвоенный этап открытия фресок Феофана. Тогда бригада художников-реставраторов обнаружила изображение Пантократора, ангелов и серафимов в куполе, фигуры в простенках светового барабана и завершила расчистку фресок в Троицком приделе на хорах.
Таким образом, основная часть (из того, что сохранилось) росписи Феофана Грека была вновь явлена миру.
Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку кубического типа. Ее строители использовали формы и пропорции, найденные зодчими храма Феодора Стратилата на Ручью, но в оформлении фасадов пошли гораздо дальше.
Спасская церковь — согласно уже утвердившейся к тому времени новгородской традиции — имеет лишь одну полукруглую апсиду с восточной стороны, несколько пониженную относительно высоты основного объема. Входные двери в церковь пробиты с трех сторон — южной, западной и северной. Главным входом в те времена, когда храм был действующим, естественно, служил
западный; ныне вход в музей осуществляется с юга.
Стены сложены из неровного камня-ракушечника и грубого кирпича, изначально они оставались неоштукатуренными, и кладка была хорошо видна; позже церковь оштукатурили и побелили; в таком «закрытом» виде она предстает нашим взорам и теперь. Толщина стен — около двух метров; если учесть, что сторона квадрата основного объема — около 15 метров, то стены представляются необыкновенно мощными. Строгость и «фундаментальность» — отличительная черта новгородской архитектуры.
Фасады разделены лопатками на три части — в соответствии с внутренней структурой здания. Любопытно, что на западном фасаде лопатки «обрываются» высоко над землей, тем самым обозначая высоту древнего притвора, замененного на рубеже XVIII—XIX веков низкой и широкой трапезной. В месте примыкания цилиндрического свода притвора к западной стене остался след с характерной кирпичной кладкой.
Когда-то церковь имела трехлопастное завершение фасадов в сочетании с многолопастной декоративной аркой. Не позже середины XVI столетия кровлю заменили на щипцовую восьмискатную, придав завершению фасадов треугольную форму. Когда в 1936 году ломали трапезную и колокольню, возвращая храму первоначальный вид, кровлю решили не трогать — такой она остается до сих пор.
Среди других новгородских храмов второй половины XIV—XV веков Спасская церковь выделяется своим декоративным изобилием. Апсида украшена вертикальными тягами-валиками, соединенными полуциркульными арками. Фасады буквально пестрят окнами, нишками, арками, поясами, крестами. Как отмечено исследователями, в этом «наряде» впервые используется сочетание бегунца и поребрика, которое после этого будет применяться в Новгороде повсеместно.
Эта декоративная пестрота, придающая особую нарядность внешнему облику храма, к счастью, не мешает восприятию церкви как некоего художественного целого, причем необыкновенно гармоничного и выразительного.
Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода вполне традиционно для конца XIV столетия. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа придвинуты довольно близко к стенам. На столпы опираются арки и паруса с поставленным на них световым барабаном. Боковые квадраты перекрыты сводами, в угловых частях своды — полукоробовые. Подкупольные подпружные арки — основные, наряду со стенами, несущие конструкции здания, они выложены из кирпича в технике XIX века, то есть представляют собой продукт уже нового времени; скорее всего, эти арки появились во время капитального ремонта, предпринятого в 1885 — 1887 годах.
В западной стене устроена узкая каменная лестница, ведущая на хоры. Они состоят из двух угловых камер с соединяющим их деревянным переходом. Своды под камерами, подобно подпружным аркам,—тоже позднейшего происхождения; изначально здесь, вероятнее всего, были деревянные накатные потолки. В древности в камерах были приделы — в честь Троицы и во имя святых Космы и Дамиана.
В 1378 году церковь Спаса Преображения расписал сплошной росписью великий Феофан Грек. Большая часть росписи стечением времени пришла в негодность, и в XIX столетии она была закрашена. На протяжении XX века происходило постепенное открытие остатков Феофановых фресок. Фрески вполне соответствуют средневековому канону, однако манера исполнения, расположение фресок и выбор конкретных святых для изображения позволяют утверждать, что роспись выполнялась в духе христианского учения исихазма, близкого воззрениям Феофана Грека.
Фрагменты, сохранившиеся лучше всего, находятся в куполе храма и в бывшем Троицком приделе на хорах. В зеркале купола - величественное оплечное изображение Христа Вседержителя. Лик Пантократора необычен, он предупреждает грешников о воздаянии и призывает встать на путь покаяния, полюбить «небесное». Особую роль тут играют выразительные «пробела», которые в древней иконописи использовались не только для светотеневой лепки и выявления объемов, но и для высвобождения «внутреннего света».
На переходе от купола к барабану —Силы небесные.
Третий ярус этой росписи занимает площадь светового барабана с четырьмя щелевидными окнами. В простенках в рост изображены праведники и праотцы: Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, Илия и Иоанн Предтеча. Все надписи, подсказывающие имена святых, кроме Адамовой, хорошо сохранились.
Главное изображение в Троицком приделе —Троица Ветхозаветная в верхней части восточной стены камеры; оно прекрасно сохранилось. Выполняя эту фреску, Феофан выступает как гениальный «композитор»: широко распростертые крылья центрального ангела как бы охватывают всю сцену, превращая ее в одно целое. Фоном служит обобщенно изображенный Мамврийский дуб; ангелам прислуживают Авраам (его фигура утрачена) и Сарра.
Под Троицей — служба святых отцов. Святые отцы, которые плохо идентифицируются и чьи изображения частично попорчены, направляются к престолу, чтобы служить Богу, известному в трех ипостасях Троицы. Тут —явная логическая связь двух изображений, верхнего и нижнего, что характерно для всей стенописи Феофана — она буквально пронизана смысловыми перекличками.
Среди других фресок северо-западной камеры хор отметим большие изображения пяти столпников на южной стене и икону Божией Матери «Знамение» над проходом, ведущим из камеры.
Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице только за последние полтора века дважды оказывалась на краю гибели — в 1880-х годах, когда ее чуть не разобрали, и во время Великой Отечественной войны. Ныне она представляет собой ухоженный музей, в котором бережно охраняются остатки росписи Феофана Грека и ведутся научные исследования.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице входит в число объектов, принадлежащих Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику (НГОМЗ).
http://posmotrim.by/article/cerkov-spasa-preobrazheniya-na-iline-ulice-novgorod.html