error
Регистрация

Москва. Церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы.

 
 
Москва. Церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы. - Александр Качалин
Москва. Церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы. - Адрес:Россия, город Москва, улица Международная, дом 10.
Проезд:Метро "Площадь Ильича", "Римская".
Год постройки:Между 1895 и 1897.
Теги:  архитектура, василия исповедника, город, москва, покровское благочиние, рогожской заставы, улица международная, храм, церковь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Перово, "Взыскание погибших" иконы Божией Матери в Перове, церковь :: Александр Качалин
Доходный дом Энгельбрехта :: Александр Качалин
Башня и фрагмент стены Старообрядческой общины (4) :: Александр Качалин
Времена и Эпохи 2020 в Коломенском 1612. :: Александр Качалин
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. :: Александр Качалин
Кавер-группа KOSMAX. Москва,Строгино :: Александр Качалин
Сосенки. Церковь Казанской иконы Божией Матери :: Александр Качалин
Новокузнецкая улица :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Тропинка в лесу   |   Александр  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
В 1895 г. на вновь заселенной местности, называемой Новая деревня близ Рогожской заставы, по проекту архитектора А.П.Попова, тремя братьями Василием, Петром и Александром Бахрушиными и другими зажиточными жителями этой местности, была произведена закладка храма. Храм был освящен в 1897 г. в честь Василия Исповедника. Правый придел освящен в честь Петра и Павла, левый - мученика Александра. В 1920 гг. храм был закрыт, колокольня сломана до первого яруса, купол, глава и крест самого храма снесены. Внутри размещался архив Института истории партии ГК КПСС.

История Храма История храма преподобного Василия Исповедника в Новой Деревне, за Рогожской Заставой, одновременно уникальна и обыденна. Для наших предков было не в новинку возводить храмы Божии на средства верующих; русско-византийский стиль, в котором построен храм, типичен для России конца девятнадцатого века; а печальную судьбу этого храма после революции разделили тысячи других церквей по России, разрушенных или изуродованных до неузнаваемости. Но далеко не каждая церковь соединяет в своей истории столько уникальных деталей. Первая из них – имя Преподобного Василия Исповедника Декаполита. Единственный храм в Москве и в России, который освящен во имя этого святого, появился здесь, за границами тогдашней Москвы, благодаря Василию Алексеевичу Бахрушину – представителю удивительной русской семьи. Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями»: так много хорошего для общества было создано на их средства в Москве и в Зарайске, откуда происходил старинный купеческий род. Самыми близкими людьми для Василия Бахрушина (1832-1906) были его старшие братья Петр (1819-1894) и Александр (1823-1916); братья втроем являлись совладельцами Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина Сыновья», дружили и никогда не делили капитал. Меценатство и благотворительность также не вызывали разногласий в семье. В 1900 году за «многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения города Москвы» Александр и Василий Бахрушины (Петра уже не было в живых) удостоились от Московской Городской Думы звания «Почетный гражданин города Москвы». Уровень награды становится более понятным, если вспомнить, что за весь период существования этого звания (1866-1917 годы) его получили только 12 человек, из них – лишь трое из купеческого сословия: братья Бахрушины и Павел Третьяков, создатель знаменитой Третьяковской галереи. Семья Бахрушиных была патриархальной и благочестивой. Многие русские купцы традиционно жертвовали свои средства не только на материальную помощь бедным, но и на возведение церквей Божиих. К этой мысли пришел и Василий Алексеевич Бахрушин. Он хотел, чтобы новый храм стал трехпрестольным. Алтари предполагалось освятить во имя православных святых, соименных братьям Бахрушиным: Святого Василия Исповедника, Святого Мученика Александра, Святых Апостолов Петра и Павла. Конечно, речь шла не только о том, чтобы увековечить в памяти потомков имена представителей семейства Бахрушиных. Гораздо важнее было обеспечить их церковное, молитвенное поминовение за пределами земной жизни. Братья Бахрушины являлись прихожанами церкви Святой Живоначальной Троицы в Кожевниках, по месту своего проживания в Москве, и Павел Алексеевич поделился своими мыслями с приходским священником – отцом Симеоном (Уваровым). Именно отец Симеон посоветовал возвести новый храм в Подмосковье – в Новой Деревне, за Рогожской заставой. С 18 века границей Москвы являлся Камер-Коллежский вал. Рогожская застава – ворота Камер-Коллежского вала, при которых давно перестали собирать въездные таможенные пошлины. От Рогожской заставы отходила знаменитая Владимирка – дорога в Сибирь. Активное заселение этого района началось после отмены крепостного права в 1861 году: рядом были проложены Московско-Курская (1866 год) и Московско-Нижегородская (1862) железные дороги, в 1890 году начала работу первая мартеновская печь Завода Гужона, известного сейчас под названием «Серп и Молот». Все это вызвало приток ремесленного и фабричного люда; выросший под боком у Москвы рабочий поселок получил название Новая Деревня. Для ее жителей посещение храма представляло серьезную проблему: многочисленные железнодорожные пути перекрыли путь к селу Карачарову, к которому приходом была приписана Новая Деревня. Отягощала ситуацию и близость Рогожской слободы, исторически тяготевшей к раскольникам. Отец Симеон изложил Василию Бахрушину все печальные обстоятельства, из-за которых «местное население нередко оставалось лишенным возможности совершения необходимых треб, а также и без надлежащего духовно-нравственного вразумления со стороны православной Церкви». Бахрушин горячо поддержал идею постройки храма Божьего «для духовного вспоможения сынам православной веры, живущим средь раскольников Рогожской заставы» на улице Носовиха в Новой Деревне за Камер-Коллежским валом. В начале 1893 года было получено благословление митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) на организацию церковного строительства. История храма Василия Исповедника началась. К разработке проекта храма Бахрушин привлек специалистов, входивших в элиту московских зодчих. Проект был подготовлен в 1894 году архитектором Алексеем Поповым, ряд изменений внесен Александром Каминским и Борисом Фрейденбергом. 16 апреля 1895 года на месте постройки храма приходской священник села Карачарова отслужил молебен с водосвятием, и 17 апреля строительство началось. Несмотря на внушительные размеры храма, вмещавшего около 3 тысяч человек, работы шли очень быстро. 4 ноября 1897 года Василий Алексеевич Бахрушин подал в Московскую Духовную Консисторию рапорт об окончании постройки храма. Еще раньше, 26 октября, освящение главного храма и первую литургию совершил митрополит Московский Сергий. По сообщению Московских Церковных Ведомостей, устройство и украшение храма обошлось Бахрушиным более чем в 150 тысяч рублей. Последний и самый большой колокол, весом в 687 пудов (11 тонн), был поднят на звонницу в 1906 году. В том же году умер Василий Алексеевич Бахрушин. В Новой Деревне памятью о нем остался большой красивый храм Преподобного Василия Исповедника. Советская власть решала вопросы духовного вразумления жителей Новой Деревни на свой лад. Церковь была упразднена, но здание не снесено, как многие другие храмовые постройки. Пожалуй, храму даже повезло: его большие размеры позволяли приспособить постройку для гражданских целей, а прочность и добротность стен затрудняли снос. Но изуродовали здание основательно: были сломаны оба яруса звонницы, четверик храма с главой и крестом, разобраны широкие боковые крыльца, сбит архитектурный декор. Стены оштукатурили, чтобы скрыть все признаки памятника зодчества. Внутреннее пространство после перестройки разделили на три этажа, пробили для освещения прямоугольные окна. На территории, принадлежавшей храму, сохранились только фрагмент старой ограды с главными воротами, выходящими на улицу Носовиху (она получила новое название – Международная). Все другие церковные постройки были уничтожены. Зато построены новые высокие здания, окончательно «задавившие» собой храм. В течение многих лет советские люди, ходившие по улице Международной, не подозревали об истинном назначении этого здания. С 1947 по 1990 год в нем располагался архив Института истории партии Московского городского комитета КПСС (с 1990 года – Научный и информационный центр политической истории Москвы). В июле 1991 года, на волне перестройки, московские власти приняли решение о том, чтобы вернуть здание храма Василия Исповедника Русской Православной Церкви. Но государственная машина двигалась медленно, и начала богослужений пришлось ждать еще 7 лет – до декабря 1998 года. Границы города давно уже раздвинулись, и Новая деревня оказалась частью Таганского района Москвы. История храма преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы, единственного в Москве и в России, продолжается.
http://василийисповедник.рф/ru/about/
http://sobory.ru/article/?object=02315
25.01.2016 - 19:10:06
 
Просмотры: 1366
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/3
 
Выдержка:
1/250s
 
ISO:
110
 
Ф.расстояние:
4,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
25.01.2016 - 12:15:34
 
Понравилось:
Marina Timoveewa
Елена
Владимир Шибинский
юрий макаров
Виктор Осипчук
 
Добавили в избранное:
 
Сообщить о нарушении