Теги: архитектор с.а.воротилов, архитектура, барокко, город, ильинский храм, костромская епархия, костромская область, нерехта, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, сентябрь, спасо-преображенский храм, христианство
Нерехта. Спасо-Преображенский (Ильинский) храм
Нерехта. Спасо-Преображенский (Ильинский) храм
Другие фотографии на ФотоКто: ← Осенние прогулки по утрам. (серия) | На осеннем берегу →
Просмотры: 2236
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
47mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
17.09.2015 - 11:36:38
Адрес: Нерехта, улица Красноармейская (Нижегородская), 10
Годы строительства: 1787-1791
Архитектор: Степан Андреевич Воротилов
Стиль: Барокко
Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту "славного художника" и зодчего С.А.Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения.
Церковь, как и Воскресенская, - в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения.
Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличии от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х-начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - "Жертвоприношение Иакова" и "Моление о чаше". В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - "Прозрение Савла". На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: "Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке" (на северном) и композиция "Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное" (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач.20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии "Отечество", а на стенах - "Распятие" и "Положение во гроб". На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа-композиция "Воскресение Христово"...
В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В.Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой.
Церковь на сегодняшний день действующая, расположена на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской.
(по материалам:С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов "Нерехта",стр.47-49;"Памятники архитектуры Костромской области"-11 выпуск,стр.74-77).
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kostroma&page=62