error
Регистрация

Санкт-Петербург. Доходный дом Э.К. Фон Липгарта на Каменноостровском

 
 
Санкт-Петербург. Доходный дом Э.К. Фон Липгарта на Каменноостровском - Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Доходный дом Э.К. Фон Липгарта на Каменноостровском
Теги:  архитектор в.в.шауб, архитектор э.ф.виррих, архитектура, город, доходный дом, доходный дом э.к. фон липгарта, каменноостровский проспект в санкт-петербурге, модерн, необарокко, памятник архитектуры, петроградка
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Спасский собор и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста :: Алексей Шаповалов Стерх
Нижний Новгород. Два дома на Большой Покровской, 4 и 4 а :: Алексей Шаповалов Стерх
Свято-Введенский Толгский монастырь. Введенский собор, Никольский храм и колокольня :: Алексей Шаповалов Стерх
Ирис :: Алексей Шаповалов Стерх
Валуйки. Здание бывшего Народного дома. Плавательный бассейн «Волна» :: Алексей Шаповалов Стерх
Суджа. Храм Рождества Христова в Гончаровке. Интерьер :: Алексей Шаповалов Стерх
Мосальск. Храм Бориса и Глеба на кладбище :: Алексей Шаповалов Стерх
Свенская икона Божией Матери в Троицком храме Болхова :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  в путь за мамой   |   "зелёный " табурет  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Доходный дом Э.К. Фон Липгарта
Адрес: Каменноостровский проспект, 16/ Австрийская площадь, 5-х
Архитекторы: Виррих Э.Ф, Шшауб В.В.
Годы строительства: 1898-1899, 1905-1906
Стиль: Модерн

Шестиэтажный дом № 16, на юго-западном углу Австрийской площади, с угловой башенкой с изящным завершением, возведен по проекту В.В.Шауба в 1905-1906 годах. Основной объем и декоративные детали здания оформлены в характере барокко.
Участок, ныне занимаемый домом № 16, в 1898 году приобрел художник-декоратор Эрнест Карлович Липгарт, один из самых выдающихся специалистов в истории живописи эпохи Возрождения, с 1902 года- член Императорской Академии художеств. Для него по проекту архитектора Э.Ф.Вирриха в 1898-1899 годах здесь построены мастерская и двухэтажный дом из полых бетонитовых блоков (прообраз современных шлакобетонных изделий), изготовленных на заводе В.В.Гюртлера. Эта первая постройка (сохранился служебный флигель в глубине двора, впоследствии перестроенный) в Петербурге из нового экономичного материала.
Здесь Э.К.Липгарт жил до 1921 года (в 1905-1908 годах он владел домом).
Э.К.Липгарт родился в 1847 году в дерпте, обучался живописи в Венеции, работал в Париже, где создал галерею портретов Э.Золя, Г.Флобера, Э.Гонкура, С.Бернар, Р.Вагнера. Широко известен портрет И.С.Тургенева.
Ему позировали великие князья и княгини: Мария павловна, Константин Константинович, Алексей Александрович, Николай Николаевич, принцесса Е.Г.Альтенбургская, герцог Н.М.Лейхтенбергский. Он автор нескольких портретов Николая II, два из них хранятся в Русском музее и два- в царскосельском Екатерининском дворце.
Любопытные воспоминания оставил друг семьи Липгарт В.Н.Селявин, запечатлевший приём великого князя Алексея Александровича в доме художника.
« У Липгартов мне пришлось в неофициальной обстановке встретить самого генерал-адмирала, великого князя Алексей Александровича в 1905 году, когда их новый дом и мастерская уже были готовы... Был уже первый час, а с одиннадцати в мастерской позировал для портрета великий князь, принявший приглашение- позавтракать после сеанса. Таким образом, мне впервые предстоял завтрак в «высочайшем присутствии».
Кисти Э.К.Липгарта принадлежат портреты композиторов А.Г.Рубинштейна и С.И. Донаурова. В доме ветеранов сцены хранится портрет певицы М.А.Славиной в роли героини оперы К.СенСанса «Самсон и Далила», принадлежащий кисти художника. В Русском музее хранятся автопортрет Э.К.Липгарта, «Парадная гостиная в михайловском дворце» и другие работы. В русском музее хранится портрет оперной певицы О.А.Скальковской, исполненный Липгартом. В коллекциях Эрмитажа хранится портрет дочери художника М.Э.Липгарт, написанный около 1910 года. Произведения Э.К.Липгарта хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Риги, Таллина, Тарту, Краснодара, Саратова, Ташкента, Ульяновска.
Он руководил профессиональными курсами в Ксенинском институте, вел класс рисунка в школе при Обществе поощрения художников, читал лекции по истории итальянской и испанской живописи в Институте истории искусств. В 1906-1929 годах Э.К.Липгарт работал в Эрмитаже главным хранителем Картинной галереи. По инициативе Э.К.Липгарта для Эрмитажа приобретены картина Я.Пальмы-младшего «Апостолы у гроба Марии» и раннее произведение Дж.Б.Тьеполо «Похищение сабинянок», приписывавшееся тогда С.Риччи. Сенсационными атрибуциями художника стали «Бегство в Египет» Тициана и «Апостолы Пётр и Павел» Эль Греко. В 1910 году приобретена картина Перуджино «Себастиан». Липгарт способствовал приобретению собрания картин П.П.Семенова-Тян-Шанского.
В его домашней коллекции находился эскиз работы Пьера Соблейра «Дьякон» к картине «Император Валент перед епископом Василием». Эскиз выполнен в 1740-х годах, в качестве картона для мозаики в соборе Святого Петра в Риме. Э.К.Липгарту принадлежала картина голландского живописца Г.Доу «Астроном», исполненная художником в 1628 году. Эти произведения позже владелец передаст в Эрмитаж.
После 1917 года Э.К.Липгарту пришлось пережить значительные тяготы и лишения. В 1921 году он потерял дочь, расстрелянную большевиками в Омске. В том же году его выселили из дома на каменноостровском. Некоторое время он жил в Доме искусств на Невском, а затем в доме Адамини на Марсовом поле. В 1930 году его уволили из Эрмитажа по сокращению штата.
Э.К.Липгарт умер 31 марта 1932 года и похоронен на Смоленском кладбище.
Жена художника Жанна Константиновна фон Липгарт (1854-1931 годы), в девичестве Флорентина Луиза Константина Жуанн, была парижская натурщица. «За десятки лет прекрасная брюнетка, провансалька, арлезианка или гасконка, успела располнеть, расплыться и из легкомысленного мотылька превратиться в скупую мегеру, с клювообразным носом и обвислым подбородком,- писал В.А.Милашевский.- Когда много, много лет спустя я иллюстрировал «Папашу Горио» Бальзака, её образ всплыл у меня в мозгу, и я изобразил её в образе хозяйки «Дома Воке»»,- так вспоминал впоследствии художник В.Милашевский о жене Липгарта.
С 1909 года вплоть до революции домом владел потомственный почетный гражданин А.Я.Гутман. В здании находился магазин аптекарских товаров К.К.Симсона. Перед революцией жил купец 1-й гильдии И.Г.Лесин, уполномоченный банковского дома «Г.Лесин». В 1916 году тут жил камергер, князь А.А.Ширинский-Шихматов, член совета министра внутренних дел.
Здесь жил действительный статский советник А.К.Бентковский, директор департамента Министерства иностранных дел, член Английского клуба.
Седьмой этаж дома № 16 занимала Первая художественная мастерская «Ленфильма», руководимая С.И.Юткевичем. Она возникла в 1935 году, когда 36 молодых кинематографистов подписали творческую декларацию о содружестве и тем самым положили начало деятельности этой мастерской. Основное творческое ядро мастерской- С.И.Юткевич, Э.П.Гарин, Х.А.Локшина и Л.О.Арнштам.
В этом доме в квартире № 42 находилась мастерская художника В.М.Соколова, он более полувека отдал теме труда и мира. Он- автор книги «Глазами и сердцем художника», вышедшей в Лениздате в 1986 году, где собрано около 50 портретов и трудовых биографий рабочих, представителей разных поколений. Художник скончался в августе 1991 года.
В квартире № 14 с 1929 по 2004 год жил живописец, график и художник прикладного искусства Давид Ноевич Гоберман. Художественное образование получил в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Архитектурный факультет он закончил в 1939 году. Рисунками и живописью занимался под руководством Н.А.Тырсы, участник выставок с 1925 года. Автор пейзажей Ленинграда и его окрестностей (1935-1939, 1950-е годы). Работал в области декоративно-прикладного искусства, известен как искусствовед, автор книг, посвященным различным аспектам изобразительного фольклора народов Украины и Молдавии. Исполнил серию литографий и монотипий, посвященных Молдавии, а также эскизы ковров для ковровых предприятий Молдавии. В 1998 году вышла книга Д.Н.Гобермана «Художник о себе». В настоящее время архив Д.Н.Гобермана находится в ЦЕАЛИ Санкт-Петербурга.
В кватрире № 15 с 1918 года жил внук декабриста П.П.Каверина Н.Ф.Каверин, врач-терапевт Женского медицинского института. Он скончался в 1921 году и похоронен на Волковом кладбище. Здесь же родилась его дочь Алевтина Николаевна Каверина. Её комната хранила память о Петре Каверине, воспитаннике Московского и Геттингенского университетов, участнике войны 1812 года, которому А.С.Пушкин посвятил стихи «Забудь, любезный мой Каверин» и «К портрету Каверина». До войны А.Н.Каверина получила профессию киноинженера, закончила два курса Политехнического института. Всю войну прослужила в политотделе одной из армейских частей. Конец 1946 года застал её в Румынии. В один из дней она услышала по радио голос Марио Ланца. Его голос, исполнявший «Аве Мария» Баха Гуно, заворожил её. С этого момента она стала собирать материалы о певце. За долгие годы собирательства в её коолекции появились фотографии от изображения маленького Марио до последних его снимков, с толпами поклонников у гроба певца. Алевтина Николаевна собирала всё, связанное с именем певца: пластинки, фотографии, книги, буклеты, издания 17 обществ Ланца в разных странах мира. Она состояла в переписке с родными Марио Ланца. Сохранились многочисленные письма от матери Марио, от его сестры Элизы. Тут же кадры из фильмов, где снимался Ланца, фотографии в костюмах оперных героев- Канио, Отелло, Манрико, собственные рисунки певца. Среди сувениров марки, открытки, календари с его портретами. От сестры певца она получила музыкальную фонограмму фильма «Принц-Студент». Именно на съёмках этого фильма произошел разрыв Ланца с боссами Голливуда. А.Н.Каверина написала наиболее точную биографию Марио Ланца.
Она являлась президентом петербургского музыкального клуба Марио Ланца, Британского общества и Филадельфийской академии Марио Ланца. Занималась популяризацией его творчества в нашем городе, устраивала вечера звукозаписи в Театральном музее. А.Н.Каверина скончплась в 1999 году.
В 2004 году в издательстве «Лики России» вышла книга Л.С.Мархасева «Белки в колесе. Записки из дома Радио». Одна из глав в ней называется: «Скрещенья судеб: Алевтина Каверина и Марио Ланца».
В этом доме находится магазин «Бабушкины советы»- пожалуй, один из старейших на проспекте. Здесь он обосновался в 1996 году.

Валентин Привалов: Каменноостровский проспект. Четыре километра с юга на север по Петроградской стороне. Издательство «Центрполиграф», 2012.
13.04.2015 - 07:46:48
 
Просмотры: 3159
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/6,3
 
Выдержка:
1/400s
 
ISO:
200
 
Ф.расстояние:
28mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
 
Дата съёмки:
20.06.2014 - 12:41:05
 
Понравилось:
Олег Кузовлев
Андрей Ванин
Alexandr Engels
Геннадий Александрович
Наталья Левина
Игорь Сикорский
Юлия Z
Мила Бовкун
Юрий Шувалов
евгения
Наталия Тугаринова
Petr Popov
Сергей Исаенко
Олег Каплун
 
Добавили в избранное:
 
Сообщить о нарушении