error
Регистрация

Усадьба Морозовых

 
 
Усадьба Морозовых - Александр Качалин
Усадьба Морозовых - Москва,Подсосенский переулок, 21с1
Архитектурные стили: эклектика и русский стиль
Усадьба Морозовых, архитектор Д. Н. Чичагов.Архитекторы отдельных построек и интерьеров — Ф. О. Шехтель, И. Е. Бондаренко. Интерьеры расписаны художником М. А. Врубелем.
Теги:  архитектура, готика, древнерусский, египетский, модерн, морозовых, москва, особняк, переулок, пососеный, ро- манской, русский, стиль, усадьба, чичагов, эклектика
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Черневский пруд :: Александр Качалин
Дворец Якубова :: Александр Качалин
Москва. Крестильный храм св. Равноапостольного князя Владимира :: Александр Качалин
Церковь Троицы Живоначальной :: Александр Качалин
Рисунок Колдун несёт богатыря Площадка Лукоморье в Южном Бутово :: Александр Качалин
Часовня иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне. :: Александр Качалин
Церковь Петра и Павла :: Александр Качалин
Группа Тесто (Санкт-Петербург) :: Александр Качалин
 
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Главное здание, судя по деталям дворового фасада, имеет в своей основе дом усадьбы 1730-х гг. В 1839 г. владение перешло к промышленникам Морозовым. В 1879 г. был построен двухэтажный с антресолями особняк (арх. М. Н. Чичагов) для Викулы Морозова, родоначальника морозовской ветви «Викуловичей», владельцев Орехово-Зуевской мануфактуры. Фасад здания обильно украшен лепниной, в центре по обе стороны парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Интерьеры поражают разнообразием и причудливостью, что отличало многие особняки богатого купечества, приобщавшегося к культуре. Все парадные залы отделаны в разных стилях с применением мрамора, редких сортов дерева, инкрустации. В ряде помещений устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой. В создании интерьеров принимали участие такие мастера, как Ф. О. Шехтель и М. А. Врубель, оформившие готический кабинет с библиотекой на хорах, приемную, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждая из которых — произведение искусства. Массивная ограда с воротами в своих деталях повторяет элементы декора главного дома.
Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, был страстным коллекционером. Его собрания старинного фарфора, серебра, икон, гравированных и литографированных портретов были представлены в особняке. Для коллекции икон дворовое крыло дома в 1914 г. было надстроено этажом с тремя залами с верхним светом (арх. И. Е. Бондаренко). После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. А. В. Морозов не покинул страну, жил в двух нижних комнатах, занимался сохранением музея, был увлеченным экскурсоводом. Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. коллекции были разрознены и переданы в различные музеи.
В советское время в особняке помещались различные учреждения, в том числе Институт леса АН СССР под руководством академика В.Н. Сукачева, затем издательство "Наука".
Поистине роскошный двухэтажный купеческий особняк под номером 21 красуется в Подсосенском (бывшем Введенском) переулке, служивший некогда главным домом городской усадьбы известных на всю Европу «ткацких королей» России Морозовых. Основное здание для них построено здесь в пышном стиле «новой готики» с элементами эклектики (строение 1) в 1878 - 1879 годах по проектам выдающихся зодчих.
Д. Н. Чичагова и Ф.О. Шехтеля. Пристройку к особняку спроектировал известный московский архитектор И. Е. Бондаренко, а интерьеры расписывал великий художник.
М.А. Врубель. Без преувеличения, замечательно получилось. Да и сам Подсосенский переулок приобрел подлинный столичный лоск, так как поначалу на месте будущего особняка стояли ничем не примечательные одноэтажные кирпичные дома. Возможно, стоять бы неказистым зданиям «казарменного типа» еще сотню лет, когда бы не предприимчивый миллионер Викула Елисеевич Морозов. Этому фабриканту и купцу 1-й гильдии, долго подыскивавшему уголок под московскую резиденцию, настолько понравился переулок, утопавший в садах что Викула без особых хлопот выкупил желанный участок со всеми его постройками под будущий особняк.
Мимо фасада этого дома трудно пройти, не заглядевшись. Особенно богато декорирован парадный вход. Козырьком над ним служит балкон 2-го этажа, который поддерживают атлетические фигуры мифологических силачей-атлантов. Центральную скульптурную композицию здания с высокими вытянутыми окнами гармонично дополняют два лепных ангела с факелами. А еще, если хорошенько приглядеться, то на симметричном фасаде можно отчетливо разглядеть кадуцей - жезл древнегреческого бога торговли Гермеса. То есть палочку со шляпкой, обвитой тремя змеями. Зачем появился этот элемент декорации, вроде понятно. Ведь именно змея с начала времен символизирует мудрость, что в торговых делах имеет первостепенное значение, а в нашем случае «змеиный символ» дополнительно выполнял еще и роль охранника дома фабрикантов Морозовых и в отсутствие хозяев оберегал неприкосновенность их жилища.
В целом же, по мнению экспертов Москомнаследия, тщательно изучивших все особенности архитектуры особняка-памятника, здесь во многом преобладает увлечение зодчих средневековой архитектурой. Во всех ее модификациях: древнерусской, ро- манской, готической. Так, например, если просторная гостиная - это московский модерн, то вестибюль по замыслу Ф. Шехтеля, оформлен в «египетском стиле». Кабинет выполнен в «готической манере». Он был двусветный, с высоким потолком, весь отделанный дорогим темным деревом и расписанный пятью панно работы выдающегося русского художника М. Врубеля. За основу настенных полотен живописец взял сюжеты гениальной поэмы немецкого стихотворца Гете «Фауст». Так и появились в «готической комнате» искуситель Мефистофель, неотразимая Маргарита, да и сам удивительный доктор Фауст, заключивший с потусторонними силами не лучшую в жизни сделку.Удивительно, но владелец особняка Викула Елисеевич Морозов нисколько не возражал против того, чтобы дом был оформлен в некотором смысле в не совсем христианском духе. Языческие атланты, сказочные змеи, даже какие-то индуистские символы солнца рядом с небесными ангелами и прочие детали декора ничуть не смутили фабриканта-старообрядца. Напротив, щедро расплатившись с архитекторами, он заказал Федору Осиповичу Шехтелю дополнительно построить в глубине усадебного участка еще и старообрядческую купольную молельню. Для себя и достаточно многочисленного семейства. Тем более что оно строжайшим образом соблюдало древний (существовавший до церковных реформ патриарха Никона) религиозный культ. Мужчины Морозовы неизменно носили окладистую бороду, а в кармане пиджака всегда имели при себе собственную деревянную ложку. Даже на предприятия «Товарищества мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями» фабриканты старались принимать в основном старообрядцев. Они, мол, с малых лет приучены к строжайшей дисциплине и уважению к тем, кто старше. По возрасту. По должности. Поэтому за беспорядки в цехах Викула Елисеевич мог не беспокоиться. Их никогда и не было.Как любой другой крупный промышленник, Викула Елисеевич Морозов слыл в Москве не только владельцем великолепного особняка, но и весьма большим благотворителем. К примеру, он пожертвовал на строительство психиатрической больницы, что на Канатчиковой даче (Алексеевской) 60 тысяч рублей, выделил немалые средства на сооружение Александровского коммерческого училища, на устройство дешевых городских столовых, а также многочисленных чайных, как он сам говорил, «для бедного класса населения». Наконец, Викула Елисеевич завещал наследникам осуществить свою давнюю мечту: построить на сумму в 400 тысяч рублей в Москве Морозовскую детскую больницу, которая приняла первых маленьких пациентов весной 1902 года.В 1918 году с возвращением Москве статуса столицы особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, строение 1 был захвачен латышскими стрелками. Первое, что предприняли «новоселы», так это устроили в богатом доме безобразный обыск в поисках каких-то невиданных сокровищ. Все, что попадало в руки вандалам, например, фарфор, хрусталь, портретные гравюры, миниатюрные шкатулки, они варварски били или ломали. Но кое-что все-таки уцелело. В итоге в некогда роскошном доме, национализированном большевиками, новые власти (после бесчисленных хождений по начальственным кабинетам Алексея Викуловича, который так и не уехал за границу) разрешили открыть так называемый Музей старины. Оказалось, ненадолго. В 1929 году экспозицию закрыли окончательно, а ее уникальную коллекцию, в частности 2459 уцелевших изделий из старинного фарфора, перенесли в одно из помещений дворцово-паркового ансамбля чудом сохранившегося подмосковного имения графов Шереметевых в Кускове .
Сегодня главный дом московской городской усадьбы Викулы Елисеевича Морозова, а также его потомков включен Москомнаследием в реестр культурно-исторических памятников Москвы, профессионально и бережно реставрирован. По материалам сайтов
http://osobnyak-moscow.narod.ru/photoalbum50.html
http://mosday.ru/forum
01.10.2014 - 02:04:27
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Еще фото
http://fotki.yandex.ru/next/users/alek-ka4alin2012/album/175197/view/967133
http://fotki.yandex.ru/next/users/alek-ka4alin2012/album/175197/view/967134
01.10.2014 - 02:08:30
 
Геннадий Александрович
Геннадий Александрович
Большую работу проделываете, Александр.
Низкий вам поклон.
01.10.2014 - 02:20:06
 
solv13 Лариса
solv13 Лариса
Как красив русский стиль!!!
01.10.2014 - 02:20:21
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Спасибо Геннадий Александрович
01.10.2014 - 02:26:39
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Большое спасибо Лариса
01.10.2014 - 02:27:26
 
Наталья (Nattina) ...
Наталья (Nattina) ...
Классно!
01.10.2014 - 08:16:57
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Спасибо Наталья.
02.10.2014 - 18:45:02
 
Просмотры: 1376
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/5,5
 
Выдержка:
1/640s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
5,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
27.09.2014 - 15:50:54
 
Понравилось:
Larisa
Ольга
Andrey Shapkin
Юрий Пучков
Александр Абакумов
Виктор Осипчук
Вера Моисеева
Наталья (Nattina) ...
юрий макаров
Alex Dushutin
Наталья ***
Андрей Бессонов
solv13 Лариса
Геннадий Александрович
 
Сообщить о нарушении