error
Регистрация

Проект "ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУЯ ПАМЯТИ". Очерк первый: "ФОТОГРАФЫ  ХАРЬКОВА.  ДЕФЕКТЫ ИСТОРИИ".

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Игорь Найда
Опубликовано: 10.10.2015 в 20:20:16

 "Харьков всегда был городом искусств. Самых разных. Интересно, что  историю, например, харьковских театров, музыкальных явлений  корифеи знают, а вот историю харьковской фотографии  знают поменьше. Если сегодня вы откроете интернет и начнете искать в поле истории харьковских фотографов, то откроются  многие страницы  с предложением фотоуслуг, десятки имен  "лучших свадебных фотографов современности", многих других, а вот насчет истории местной фотографии вам могут что-то рассказать лишь несколько публикаций. Вы можете узнать, что в Харькове едва ли не в первом городе  российско-украинской империи  появились первые ателье, вы узнаете имена  первых людей, начавших  запечатлевать  и увековечивать в снимках портреты известных людей города, позже - и простых людей... Вы узнаете о Федецком и Досекине, об Иваницком и Зайцеве, об уникальном фотографе Данилевском , который умудрился взять себе в подмастерья-ретушеры  будущего великого  художника-передвижника Крамского. Потрясающая деталь: кажется, именно  Данилевский  добавил в  систему харьковских фотографических генов один  удивительный... Мало кто помнит сегодня, что именно Харьков  дал деловому подпольному миру  целое движение под именем "Набор". Данилевский с помощниками в поисках заказов исколесили всю Украину и Россию, а ходоков (сегодня их назвали бы агентами) тех, кто еще  в конце 50-х годов 20 века придумали этот самый "набор", можно было увидеть на всех самых дальних шляхах  Советского Союза. Обходя хату за хатой, дом за домом, они брали у людей старые фотографии, чтобы  превратить их в большие настенные портреты людей, чью память хотели сохранить в десятках тысяч домов во всей стране. Потом готовую продукцию людям доставляли  и передавали в руки. В Харькове работали сотни  подпольных лабораторий, где  опытные лаборанты  превращали  старые , часто почти потерявшие изображение "карточки" в настоящие шедевры. Они запросто  могли посадить за стол лежавшего на привезенном стареньком фото в гробу человека, могли бы заставить улыбаться  даже египетскую мумию... И этот бизнес был одним из знаков того, что Харьков  готов к любым социальным переменам и быстрой перестройке на капитализм. Но это в будущем, а пока я хочу вернуться к харьковской фотографии  50-60-х годов, когда был в нашем городе  ряд (небольшой, но был!)  замечательных фотографов, чьи имена канули в реку Вечности, а жаль... Я не могу в небольшом эссе вспоминать всех, но об одном, совершенно уникальном, должен рассказать.

 Был у нас фотограф  Павел Дмитриевич Омельяненко, у которого - как ни у одного фотографа в мире! - была своя пожизненная постоянная фотовыставка , и знакомились с нею ежедневно(!!!) сотни людей. Не знаю, как это место выглядит сейчас ( я не был в Харькове 18 лет), но когда-то на Сумской, напротив  гастронома, что был на углу возле театра Украинской драмы, находился  известный спортивный зал. А у его входа  был большой стенд, на котором раз в неделю или чаще Омельяненко  выставлял свои свежие фотографии. Он был известным спортивным репортером. Этого  не быстрого в движениях, молчаливого человека можно было видеть на любом значительном спортивном  событии. Его крошечная  лаборатория находилась в этом же здании, и харьковчане, всю жизнь любившие  и искренне почитавшие спорт, постоянно толпились у этого вечного стенда Омельяненко, рассматривая   его замечательные работы. Повторю с восхищением - у кого еще в мире была или есть своя вечно действующая  фотовыставка?!?! И было это именно в Харькове!

   Откройте на интернете  материалы о знаменитых харьковчанах, и вы найдете там многие сотни  имен людей, самых   разных, часто почему-то знаменитых ( я  обязательно  вернусь к важной теме  памяти  о выдающихся  земляках), но к большому сожалению не найдете массу имен, которые в этих списках могли бы стоять первыми или рядом. Говоря о фотографии, хочу вспомнить, что на той же Сумской улице, напротив  ювелирного магазина  и ресторана  "Люкс было  знаменитое фотоателье с разными именами по годам, я помню его под именем "Юность" в 60-х годах... Там творили  большие мастера потретной  съемки, например И. Вышкин, позже - отец и сын Серебрянниковы... Туда невозможно было попасть, всем хотелось иметь на память портреты, сделанные именно тут. Имен этих людей, как и имени Павла Омельяненко вы тоже не найдете в списках известных земляков.

 И очень жаль. Память должна быть живой и не угасающей, особенно когда речь идет о тех же мастерах  близкой нам с вами фотографии. И если у кого-то сохранились работы хотя бы этих, названных мною мастеров, покажите их, это и будет наш, пусть запоздалый,  но искренний салют  замечательным мастерам фотографии , живших в те времена, когда  Больших Фотографов были считанные единицы и когда  ни один из них вовсе не думал о славе, они просто  не расставались со своими нехитрыми фотоаппаратами, чтобы оставить людям память - не о себе, а  о тех,  кто умел ценить Мастерство!

  Постскриптум: Я помещаю здесь свой портрет, который считаю лучшим за  многие десятилетия, но не сочтите это нескромным, дело тут вовсе не во мне, а в том, что этот снимок  был сделан в начале 90-х годов в том самом ателье "Юность" на ул. Сумской 6. И это у меня - единственная память об их чудесных мастерах."   

Альфред Тульчинский

(с) Alfred Tulchinsky 


(продолжение следует)

Материал размещен с разрешения автора.

Альфред Тульчинский. Харьков. Ателье "Юность", ул. Сумская 6.
Альфред Тульчинский. Харьков. Ателье "Юность", ул. Сумская 6.
 
Просмотры: 3362
 

Комментарии:

Носов Юрий
Примечательно - у харьковских фотографов есть свой, узнаваемыей стиль...свой почерк....
09.12.2015 - 09:45:20