Теме экспозиции посвящены многие книги, публикации и видеоуроки по фотографии. Но при этом в очень немногих из них сообщается главное правило при определении правильной экспозиции кадра. А такое правило есть и оно заключается в определении контрастности снимаемой сцены.
Чтобы понять, о чем идет речь, нам необходимо вспомнить, что такое освещенность разных объектов. В фотографии освещенность принято измерять в EV (Exposure Value - экспозиционное число). Каждый предмет, в зависимости от его освещенности в той или иной ситуации, имеет определенное EV.
И вот здесь начинается самое интересное. Человеческий глаз имеет фотографическую широту (динамический диапазон) примерно в 24 EV. А матрицы современных камер обладают гораздо более узкой фотографической широтой - 10-12 EV. Поэтому, когда ваш глаз вполне нормально воспринимает высококонтрастную сцену (сцену с высокими перепадами по яркости), фотокамера не может ее отразить так, как видит ваш глаз, чтобы сохранить детали как в наиболее темных участках, так и в наиболее светлых. Пример: темная комната, в которой в одном из углов стоит яркая новогодняя елка, а в центре комнаты сидит человек. Какой бы современной и дорогой не была ваша камера, каких размеров матрицу она бы не имела, у вас не получится сфотографировать эту сцену так, чтобы нормально проэкспонировать елку с гирляндой, лицо человека и темный угол.
На схеме видно, как сильно сужается фотографическая широта (динамический диапазон) на пути от сцены к отпечатку
И как видно на схеме, сужение до 12 EV - это только начало истории. После проявки RAW файла он конвертируется в JPEG, где динамический диапазон сужается до 8 EV, а при печати он сузится еще больше - до 6 EV.
Из этой ситуации есть только два выхода:
- Выбирать наиболее важные для снимка детали в кадре и жертвовать при этом остальными;
- Снижать контраст сцены.
Собственно, в этом и заключается искусство экспонометрии. Если вы снимаете человека в помещении на фоне окна, а за окном яркое солнце, то у вас никак не получится проэкспонировать сцену так, чтобы хорошо проработать лицо и одновременно сохранить детали на заднем плане. Придется чем-то жертвовать. И логичным будет пожертвовать задним планом, так как главный объект в кадре - человек и он должен быть правильно проэкспонирован. В этом и заключается главная ошибка многих фотографов пр определении экспозиции: в стремлении сохранить все датели высококонтрастной сцены, в то время, как это физически невозможно.
Поэтому в этой ситуации наиболее разумно смягчить свет от окна и снимать таким образом, чтобы задним планом оказалось помещение, а окно выступило в качестве источника света. В этой ситуации контраст сцены будет снижен и она уместится в динамический диапазон матрицы.
Вот и все секреты экспозиции.
Приглашаю вас посетить мой блог на Яндекс Дзен, где вы найдете интересные материалы по фотографии.
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных кадров!
Комментарии: