Теги: Ухта, Коми, Север, Октябрь, Осень, Тайга, Лес, Доманик, Река, Ручей, Природа, Пейзаж, Небо, Скала, Камни, Сланцы, Нефть
Октябрь на легендарном таёжном ручье Доманик. Пгт. Шудаяг, окрестности Ухты, Коми
Октябрь на легендарном таёжном ручье Доманик. Пгт. Шудаяг, окрестности Ухты, Коми - Чистый, быстрый, каменистый Доманик,прорезающий огромную толщу скальной плитки Тиманского кряжа(верхний девон),подарил мировой геологии понятие доманик (доманит)- особый род горючих сланцев.Эти места- колыбель нефтяной промышленности России
Другие фотографии на ФотоКто: ← Октябрь...Вдвоем в осеннем лесу! | Застенчивая с собачкой! →
Просмотры: 530
EXIF:
Изготовитель:
Panasonic
Камера:
DMC-GF5
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/80s
ISO:
160
Ф.расстояние:
14mm
Программа:
Adobe Photoshop 21.2 (Windows)
Дата съёмки:
14.10.2022 - 14:00:28
Доманик протекает через мощную толщу скальной плитки - Доманиковая свита - верхний девон, горючие сланцы и известняк с включениями ракушек - когда-то эти места были дном моря.
Доманик получил своё название по имени небольшой речки в верховьях Ухты, где местные жители издревле его добывали и употребляли в быту. Впервые описан вологодским губернским прокурором, химиком-любителем, Тертием Борноволоковым.
В ряде научно-исследовательских статей 1809-го — 1812-го годов, посвящённых промышленно-перспективным месторождениям полезных ископаемых в Вологодской губернии, свежеиспечённый член-корреспондент Академии Наук, Борноволоков подробно описывает найденный им минерал, его полезные свойства и способы их использования. Учёный проводит с ним ряд естественно-научных экспериментов, применяя и совершенно новый в то время метод анализа Клапрота, получив, в итоге, качественный графит; даёт новому минералу и научное название: «ardesia bituminosa vologdiensis», — что по-латински значит «шифер битумный вологодский» или, иначе, «сланец нефтяной вологодский»
Обнажённый участок ухтинского месторождения доманика, единственно известный тогда учёным, был не так уж велик: приблизительно 14 километров вдоль берега, с толщиной слоя от 60 до 90 метров, — и располагался в малонаселённом крае. Поэтому добыча его не была постоянной, и так и не стала промышленной. Добывали доманик плитами толщиной от 4-х до 12 сантиметров, вымачивали в воде, раскалывали с помощью деревянных клиньев и получали что-то вроде досок длиной до полутора метров, которые хорошо поддавались обработке столярным инструментом, скреплению и шлифовке. Высушив, детали полировали и получали отменно красивые и прочные изделия, чрезвычайно похожие фактурой на чёрный мрамор.
Из доманика местные жители выделывали столешницы, подоконники, лавки, мерные линейки, подносы и прочие предметы обихода. Также доманик использовали при копчении, — как уже говорилось, он был горючим и давал густой дым.
В тёплое время года пласты доманика на Ухте трескались и в реку маленькими ключами сочилось так называемое «доманиковое масло», — нефть. Местные жители использовали это масло как лекарство от ломоты или как смазку для осей и лыж.
Ценность доманика колебалась, как и его добыча, но, похоже, так и не поднялась до полноценного промышленного товара.