error
Регистрация

Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре

 
 
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре - Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Теги:  узорочье, сентябрь, россия, родина, православие, памятник архитектуры, паломничество, костромское зодчество, костромская епархия, кострома, костромской знаменский монастырь, древнерусское зодчество, город, воскресенский храм на дебре, воскресенский храм
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Томск. Дом архитектора А. Д. Крячкова. Музей деревянного зодчества :: Алексей Шаповалов Стерх
Пятигорск. Санаторий «Родник». 7-й корпус :: Алексей Шаповалов Стерх
Бобров. Архитектурный ансамбль Успенского храма :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке :: Алексей Шаповалов Стерх
Усмань. Успенский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Дом графа Матвея Апраксина. Дом князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого :: Алексей Шаповалов Стерх
Коломна. Дом Мозгова :: Алексей Шаповалов Стерх
Тула. Успенский кафедральный собор в Кремле :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Встреча   |   Музыкальный переход  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Год постройки: 1645, расписан в 1652 году
Адрес: Улица Нижняя Дебря, 37
Стиль: Древнерусское зодчество, узорочье

Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем "мизинным" (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - "на Дебре" – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес.
Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков - "бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков",- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело.
Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий.
Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.
В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце 17 века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности.
Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина.
Резной иконостас из Трехсвятительского придела - выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе.
Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.
Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» - символ бессмертия.

Литература: Пастухова З.И. Пономарева Е.Н. Древнерусские города. – Смоленск «Русич», 2004.
10.04.2019 - 05:23:37
 
Просмотры: 1259
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
32mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
 
Дата съёмки:
12.09.2015 - 14:08:35
 
Понравилось:
Валентина Дмитровская
Евгений
Валентина Береснева
Ninell Nikitina
Татьяна Каневская
Татьяна .
Михаил Жуковский
Svetlana Galvez
Ольга Русанова (olg-rusanowa2010)
ИРЭН@ .
Анатолий Чикчирный
Лесо-Вед (Баранов)
Tata Wolf
Александр Резуненко
Михаил Болдырев
Инна Драбкина
Татьян@ Ивановна
валера36 .
 
Добавили в избранное:
Валентина Дмитровская
Михаил Жуковский
Tata Wolf
Михаил Болдырев
 
Сообщить о нарушении