Теги: россия, родина, сибирь, западная сибирь, томская область, город, томск, улица офицерская в томске, улица белинского в томске, дом архитектора хомича, архитектура, памятник архитектуры, 1903-1904 годы, архитектор с.в.хомич, русский стиль, деревянное зодчес
Томск. Дом архитектора С. В. Хомича
Томск. Дом архитектора С. В. Хомича
Другие фотографии на ФотоКто: ← Мальта | За десять дней до весны →
Просмотры: 1697
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/200s
ISO:
200
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
02.01.2018 - 12:18:23
Адрес: Томск, улица Белинского (Офицерская), 19
Строительство: 1903-1904 годы
Архитектор: Станислав Викентьевич (Станислав-Адам Викентий-Карлов) Хомич
Стиль: Деревянное зодчество, русский стиль
Двухэтажный дом по улице Белинского, 19 похож на сказочный терем. По количеству декоративных элементов он превосходит все другие здания в Томске. Его приблизительная стоимость в 1910 году составляла 45–50 тысяч рублей. Для сравнения годовое жалование губернского инженера, его построившего, — 1800 рублей.
Гражданский инженер на все руки
Станислав-Адам Викентий-Карлов сын Хомич родился 27 марта 1864 года. В Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров он проучился больше шести лет из-за постоянных проблем со здоровьем. В его личном деле сохранились справки о бронхите, лихорадке и обморожениях. В 1891 году, все же закончив обучение, Хомич по назначению на должность младшего инженера при Томском губернском совете приехал в наш город.
Изначально Станислав Викентьевич занимался техническим устройством томских тюрем. Через пять лет его повысили до младшего инженера Томского губернского управления. Затем он временно исполнял обязанности губернского архитектора, а в 1898 году официально занял эту должность. С 3 марта 1903 года Хомич одновременно работал губернским инженером и епархиальным архитектором, помимо этого проектируя здания для состоятельных господ.
Благодаря своей стремительной карьере и многообразию занимаемых должностей Хомич оставил в Томской губернии довольно богатое архитектурное наследие. Под его наблюдением были построены Покровская церковь и Богородице-Казанский женский монастырь в городе Барнауле, Александро-Невская церковь в Бийске, Спасская церковь в селе Спасское Каинского уезда. В Томске наиболее известны два его проекта — особняк купца Голованова по улице Красноармейской 71 — современный российско-немецкий дом и собственный дом архитектора на улице Белинского, 19.
Дом не для троих
Землю для постройки дома семье Хомича, вернее его жене Ольге, подарили ее родители. Ольга была дочерью статского советника Н.Н. Карепина. Два пустых смежных участка оценивались в 1903 году в одну тысячу рублей. Постройка дома заняла около года.
Изначально Хомич строил именно для своей семьи — жены Ольги и сына Владимира. Но для троих он оказался слишком велик и часть комнат в результате сдавалась в наем. Одним из постоянных жильцов был друг Станислава Викентьевича — архитектор Андрей Иванович Лангер со своей семьей. Почти одновременно с ним в комнаты заселился известный подрядчик на строительстве Сибирской железной дороги господин Бонди.
В 1914 году Хомича обвинили в неправомочной выдаче разрешений на строительство. Хомич в нарушение всех пожарных норм, выдал бумаги на возведение буквально в двух шагах от цирка Изако электротеатра «Заря» и музея восковых фигур. Тогда же он пошел на подлог в документах для строительства дома ветеринарного врача Ясионовского. В результате всех этих событий Хомич написал заявление об отставке и покинул город.
Из частных рук во владение города
В 1917 году в доме жил начальник Томской железной дороги. Его номер значится в списке абонентов телефонной станции под пунктом 600 именно по этому адресу. В 1923 г. по решению Томского губисполкома здание было муниципализировано и передано во владение Ю.Ф. Китцу — хозяину колбасной фабрики, гастрономического магазина и нескольких домов в Томске.
В последующие года дом переходил от одного учреждения к другому. В 1924 г. в особняке размещался Эксплуатационный техникум Томской железной дороги, затем некоторое время жили студенты ТГУ. Во второй половине 30-х гг. комнаты сдавались медицинскими работникам Томска. Здесь жила хирург ТМИ Л.И. Покрышкина, профессор, зав. трахоматозным кабинетом А.Г. Сватиковой, доцент ТМИ Д.Д. Яблокова.
После в доме располагался Томский областной Дом ребенка № 3, а затем Областная детская больница. От медиков дом перешел к дорожникам.
В 1985 году сюда переселили Томскую областную Дирекцию дорожного фонда и автомобильных дорог. До вселения в это здание управления «Томскавтодор» провели внутренний текущий ремонт здания. Но красивое снаружи здание не подходило для работы. Приемная размещалась в холле и представляла собой проходной двор, по воспоминаниям дорожника Я.Р. Власова. В одном кабинете размещалось по 2–3 отдела, негде было проводить собрания. Здание требовало капитального ремонта. В своем письме в редакцию газеты «Красное знамя» сотрудники написали: «Все стены продуваются ветрами, хотя здание с внешней стороны и обшито рейкой, зимой температура в кабинетах всего +10 – –12, внутренняя штукатурка вся потрескалась и отстает от стен, вся сантехника, отопительная система и канализация полностью требуют замены, так как трубы из-за длительной эксплуатации все прогнили и находятся в аварийном состоянии».
Капитальный ремонт в здании провели только в конце 90-х — начале 2000-х гг. В 1996 г. решением губернатора Томской области здание было передано Лицензионной палате с условием его восстановления и реставрации.
Немного легенд
По одной из томских легенд дом Хомича стал одним из источников вдохновения для создателя сказки об изумрудном городе Александра Волкова. Именно в тот период, когда писатель жил в Томске и занимался переводом книги американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из страны Оз», в городе стали красить крыши домов и ограды в зеленый цвет. Окрашенные в зеленое томские терема, по мнению местного писателя Андрея Олеара, могли стать прообразами волшебного города.
Архитектурный стиль
Двухэтажное деревянное здание построено на кирпичном основании. Второе этаж более декорирован, чем первый. Внешнее убранство дома очень богато, поэтому его довольно сложно охарактеризовать простыми словами.
В основе композиции дома лежит Г-образная форма. Со стороны двора можно увидеть три ризалита — это выступающие части здания. Они вносят разнообразие в пространственную организацию фасада. В отличие от боковых корпусов ризалиты составляют единое целое с основной массой постройки. Два из них имеют граненые очертания и приобретают сходство с эркерами — в некотором роде предшественниками современных лоджий.
Большую роль в объемно-пространственной композиции дома играют веранды, балконы и тамбуры. Они придают очертаниям особняка динамичный характер. Дом украшен всевозможными фронтами, которые поддерживают эту динамичность и придают особняку характер терема. Фронтон представляет собой завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. На фасаде дома Хомича можно найти и треугольные и полукруглые фронтоны.
Все фасады здания обшиты тесом, за исключением восточного. Между этажами проходит пояс вертикальной обшивки. Первоначально здание не было окрашено, как сейчас. Но это не уменьшало его выразительности, как и отсутствие традиционных для того периода наличников окон. Интересным и необычным можно назвать орнамент на кронштейнах, поддерживающих угловую юго-западную веранду. В нем сочетается знак волюты и восьмиконечная звезда.
Внутренняя планировка здания одинакова на обоих этаж. Она почти не изменилась не смотря на постоянную смену владельцев дома. За сто лет было поставлено несколько перегородок и заложено несколько дверных проемов. Основную часть особняка представляет анфилада четырех комнат вдоль северного фасада. Два зала из четырех имеют восьмигранную форму. От первоначального убранства интерьеров сохранились балясины парадной лестницы, штукатурные филенки — узкие окрашенные полоски на границе между участками стены с разными цветами. Подобным образом декорированы и двери. На потолках сохранились лепные розетки.
В доме есть два выхода — парадный с южной стороны и второй — с западной. На западе расположены лестницы, ведущие на второй этаж. В советское время со стороны двора к дому была пристроена двухэтажная веранда. Не так давно во дворе дома еще были бревенчатые постройки — неотъемлемая часть усадьбы ХХ века. Но их разобрали и вывезли.
http://qrtomsk.ru/ru-RU/Places/16