Теги: новгородская епархия, великий новгород, село юрьево, юрьева слобода, свято-юрьев монастырь, георгиевский собор, собор георгия победоносца, юрьев монастырь, архитектура, памятник архитектуры, древнерусское зодчество, новгородское зодчество, 1119-1130 годы,
Свято-Юрьев монастырь. Собор Георгия Победоносца
Свято-Юрьев монастырь. Собор Георгия Победоносца
Другие фотографии на ФотоКто: ← Дорожками ВДНХ | Неповторимый рельеф →
Просмотры: 1232
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
32mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
04.01.2019 - 11:42:46
Адрес: Великий Новгород, село Юрьево, Свято-Юрьев монастырь
Строительство: 1119-1130 годы
Архитектор: Зодчий Пётр
Стиль: Древнерусское новгородское зодчество
В почти 900-летней жизни Георгиевского собора было много потерь и обретений... Этот великолепный православный храм Новгорода украшался, его разоряли, он обрастал пристройками и лишался их, приходил в полную ветхость и вновь отстраивался... В наши дни собор выглядит почти так же, как при своем начале, — и так же, как при его начале, в нем совершаются торжественные богослужения.
Согласно преданию, монастырь был основан в 1030 году Ярославом Мудрым, которому в святом крещении было присвоено имя Георгий. Отсюда и пошло название данного духовного центра. Первые летописные упоминания о нем относят к 1119 году. Георгиевский Собор Юрьева монастыря, как и все строения, первоначально были деревянными. Но в том же году, по велению князя Мстислава, был заложен величественный каменный храм. Свято-Георгиевский собор принадлежит к творениям мастера Петра, который создал также церковь Благовещения на Городище. Это первый древнерусский строитель, имя которого упоминается в летописях. Поскольку резиденция князя Мстислава в то время находилось в Киеве, то Георгиевский собор в Новгороде строился под присмотром его сына Всеволода и игумена монастыря Кириака. Работы продолжались в течение одиннадцати лет. А перед окончанием его стены были полностью покрыты уникальными фресками. Двенадцатого июля 1130 года храм был освящен в честь Георгия Победоносца. Церемонию проводил епископ Иоанн, поскольку игумен Кириак, вставший во главе строительства, умер за два года до того, как был завершен Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фрески же – украшение постройки - были уничтожены в девятнадцатом веке.
Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьезнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года — тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москвичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри — досталось и Юрьеву.
Следующее серьезное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключенному договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорен буквально «дотла».
Особенно тяжелые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году. Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нем дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тесовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена — ее тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского).
За века Георгиевский собор ушел в землю почти на метр. Исчезла фресковая живопись, украшавшая его наружные настенные ниши. И все же своими ладными пропорциями, основательностью и лаконизмом убранства собор до сих пор напоминает древнерусского новгородского богатыря, который вышел на берег озера Ильмень да так и остался навечно в дозоре. Со временем собор окружили каменные стены, рядом поднялись другие монастырские постройки.
Собор издавна служил усыпальницей для новгородских князей. Здесь были похоронены два сына Ярослава Мудрого — Изяслав и Ростислав. Летом 1233 года собор стал местом упокоения почитающегося благоверным Федора Ярославича — брата Александра Невского. Когда в начале XVII века собор разграбили шведы, они вскрыли его могилу. Останки святого князя оказались нетленными. Об этом чуде до сих пор рассказывают монахи монастыря.
Архитектура Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода производит необыкновенно сильное впечатление — своей мощью, своими четкими пропорциями, своей устремленностью ввысь. И это при том, что никакой нарочитой декоративности в его экстерьере мы не наблюдаем — он прост, ясен, строг, как само время, его породившее, и явно чурается всяческой «красивости».
Строился собор из больших каменных блоков с использованием плинфы для выравнивания рядов, «швы» при этом заливались цемяночным раствором (известь, смешанная с кирпичной крошкой), что придало стенам необыкновенную крепость, позволившую храму спастись даже тогда, когда, вследствие пожаров, окончательно исчезли внутренние дубовые связи. Толщина стен достигает почти двух метров.
Фасады собора разделены мощными лопатками, отвечающими внутренней структуре шестистолпного трехнефного здания. Декоративный мотив задается поясами двухступенчатых ниш с полуциркульным верхом, чередующимися с поясами окон той же формы.
Ассиметричность собора во многом является следствием того, что с северо-западного угла к храму пристроена квадратная в плане лестничная башня. Над средокрестием возвышается центральный барабан с куполом, над северо-западной башней поставлен другой, в юго-западном углу — для равновесия — третий. Первоначальная кровля, как утверждают исследователи, была позакомарной, позже ее заменили четырехскатной. Трехглавая композиция — одна из главных особенностей новгородской архитектуры первой половины XII века, имеющей ориентиром киевские образцы и собственную Святую Софию и в сочетании приемов двух школ ищущей пути к собственной самобытности.
Внутри Георгиевский храм неожиданно — после «грандиозности» его внешнего вида — кажется небольшим, хотя ощущения «затесненности», свойственной тому же Николо-Дворищенскому собору, здесь нет благодаря почти идеальным пропорциям, найденным мастером Петром. В центральной своей части он буквально взмывает ввысь, к куполу; с запада устроены очень высокие хоры, загибающиеся буквой «П» вдоль южной и северной стен. Изначально предполагалось, что на хорах во время богослужений будет находиться князь со своей семьей. С момента освящения храма и до советской эпохи на хорах существовали два придела: в честь Благовещения и во имя Всех Святых.
Собор полностью расписан уже в новейшее время, после передачи Юрьева монастыря Церкви в 1991 году.
К сожалению, про нынешний иконостас сказать нечего — он представляет собой перегородку (надо думать, временную) с одним рядом икон. До советского разорения иконостас Георгиевского собора неизменно вызывал восторги всех видевших его. Этот иконостас, высотой около 20 метров, был уничтожен богоборцами XX века.
В северо-западном углу — двери, ведущие к винтовой лестнице на хоры и к куполу северо-западной башни. Освещается лестница через несколько небольших круглых окон. До хоров — 50 ступеней, до купола — еще 43 ступени. Здесь, в куполе, — одно из немногих сохранившихся сокровищ Георгиевского собора: фрагменты росписи начала XII века.
Захоронениям в Георгиевском соборе не повезло.
Первыми гробокопателями были интервенты — в 1614 или 1616 году шведы, искавшие клад у южной стены Георгиевского собора, «обрели, — как сказано в документе XVII столетия, — человека цела и не разрушена, в княжеском одеянии и, выняв из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены». Тогдашний новгородский архиерей, митрополит Исидор, объявил нетленные останки мощами святого благоверного князя Феодора Ярославича — их перенесли в Софийский собор и с тех пор почитали как великую святыню.
В 1908 году настоятель Юрьева монастыря архимандрит Иосиф подал ходатайство о возвращении мощей святого в обитель, указывая в качестве аргумента, что здесь было первоначальное место погребения князя и здесь покоится его мать, пожелавшая, чтобы ее положили рядом с сыном. Причт новгородского Софийского собора отвечал:
«такое захоронение носит, вероятно, случайный характер, так как князья всегда хоронились в соборе, а это неподобающее захоронение, как бы по указанию высшего Промысла Божия, было впоследствии силою обстоятельств исправлено перенесением мощей св. Феодора в собор».
На том и порешили.
Новый поворот в «деле о мощах» возник в 1930-х годах, когда ученые, обследовавшие останки, выявили их принадлежность мужчине примерно сорока пяти лет от роду, а вовсе не отроку. Этот вывод подтвердило судебно-медицинское исследование, проводившееся в 1987 году; более того, оно доказало, что указанный мужчина скончался вследствие отравления мышьяком. Ныне большинство ученых сходятся на том, что пребывающие в Софийском соборе останки — это мумия князя Дмитрия Шемяки, а их «нетленность» объясняют действием мышьяка (такой эффект известен).
А что же князь Федор Ярославин? В ходе раскопок 1930-х годов, организованных М. Картером, у южной стены Георгиевского собора, под мраморной плитой, сообщавшей о захоронении на этом месте жены великого князя Ярослава Всеволодовича Феодосии-Евфросинии и ее сына Федора Ярославича, были обнаружены два каменных саркофага. В одном из них находились разбросанные в беспорядке (видимо, последствия «изыскательских» работ шведов в 1610-х годах) кости подростка, в другом — скелет женщины. Эти кости экспонировались в Георгиевском соборе и исчезли в годы фашистской оккупации. Скорее всего, это и были мощи святого князя Феодора Ярославича и останки его матери, княгини Феодосии-Евфросинии.
Не стал последним пристанищем Георгиевский собор и для братьев Орловых. Анна Орлова-Чесменская, присматривавшая за их захоронением в храме, умерла в 1848 году; спустя без малого пол века, в 1896 году, потомок Орловых А. В. Орлов-Давыдов получил дозволение перевезти прах предков в усыпальницу родовой усадьбы «Отрада» под Москвой. Увы, ненадолго. В 1924 году в «Отраду» пожаловала большевистская спецкоманда — кощунники вынесли останки Орловых из склепа и, разведя большой костер, сожгли их.
http://posmotrim.by/article/georgievskij-sobor-novgorod.html