error
Регистрация

Ярославль. Богоявленский храм

 
 
Ярославль. Богоявленский храм - Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Богоявленский храм
Теги:  богоявленский храм, верхнее поволжье, город, древнерусское зодчество, золотое кольцо, июнь, московское зодчество, паломничество, православие, родина, россия, храм богоявления господня, христианство, ярославль, ярославская епархия
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Ставрополь. Дом виноторговца И. Г. Арутюнова. Здание бывшей гостиницы «Гранд-Отель» :: Алексей Шаповалов Стерх
Муром. Свято-Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной :: Алексей Шаповалов Стерх
Псков. Храм Илии Пророка с мокрого луга :: Алексей Шаповалов Стерх
Сызрань. Бывший особняк купца В. П. Ревякина :: Алексей Шаповалов Стерх
Пятигорск. Дача доктора А. М. Левкрвского. Лечебный корпус санатория «Труженик» :: Алексей Шаповалов Стерх
Томск. Особняк купца И.И. Смирнова.  Здание Научно-исследовательского института онкологии :: Алексей Шаповалов Стерх
Усмань. Дворец культуры :: Алексей Шаповалов Стерх
Симбирск. Ульяновск. Дом-памятник И. А. Гончарову. Художественный и Краеведческий музей :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Богоявленский храм
Адрес: Ярославль, Богоявленская площадь, 12
Строительство: 1684-1693 годы
Стиль: Ярославское и московское древнерусское зодчество

Первоначально там, где теперь стоит храм, располагались обычные дворы посадских жителей. В начале XVI века указом царя Василия III эти земли были переданы в ведение Спасо-Преображенского монастыря, который построил здесь деревянный Богоявленский храм и монастырский конюшенный двор. А уже в XVII веке, после польско-литовского нашествия, в самой маленькой слободке обители стали жить «монастырские люди». И ее стали называть по церкви - Богоявленской.
По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.
Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова. Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей. Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.
Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря. Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым. Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.
В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.
Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.
В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.
По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены. Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи. До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.
С приходом советской власти храм закрыли. Он располагался в самом центре города и значительно пострадал во время белогвардейского восстания против новой власти. В результате обстрелов и пожаров в 1918 году повредились стены южного и западного фасадов, а также были сильно разбиты большие кокошники. Артиллерийский снаряд попал прямо в расположенный с юга придел. И эта часть храма из-за возникшего пожара почти полностью выгорела. Поскольку разрушений по городу было предостаточно, средств на восстановление Богоявленской церкви так и не выделили. Десятилетия она простояла почти без кровли и с пробитыми стенами.
Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла. Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать. Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.
Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.
В архитектуре храма прослеживается большое влияние московских зодчих того времени. По сути, он стал своеобразным сплавом архитектурных традиций Москвы и Ярославля, что для города конца XVII века было настоящим художественным новшеством.
Бесстолпная церковь, на столичный манер не имеет подклета и с трех сторон, как это было принято у ярославских зодчих, окружена галереями. Влияние москвичей проявилось также в оформлении церкви двумя рядами крупных нарядных кокошников. Они служат основанием, на котором стоят высокие стройные глухие барабаны, увенчанные пятью аккуратными луковичными главками.
Высокая шатровая колокольня имеет традиционные для того времени восемь граней. Она поставлена с северо-запада от основного здания храма и отделена от него узким просветом.
Церковь украшена богато декорированными фасадами, в которых особо выделяются красивые многоцветные изразцы. По расположению и цветовому решению они удачно гармонируют со всей архитектурой храма. На изразцы нанесен стилизованный растительный орнамент. На плитках, которые расположены на карнизах, лентах и других протяженных элементах декора, прорисовывающих основной силуэт церкви, этот орнамент повторяется. А на изразцах, размещенных на вертикальных элементах, подчеркивающих высоту храма, орнамент имеет центрический, замкнутый рисунок. По объему, качеству и частоте использования поливных изразцов Богоявленская церковь не имеет себе равных. И не удивительно, что такой роскошный изразцовый декор производил на современников неизгладимое впечатление.
Внутри церкви чувствуешь себя словно в сказочном тереме из древнерусских былин. Здесь очень просторно и светло. Это ощущение объемного светлого пространства достигается за счет высокого четырехчастного сомкнутого свода, а также девяти больших окон.
Прекрасно, что сегодня мы сможем любоваться стенной росписью, дошедшей до наших дней с 1693 года! В цветовой гамме преобладают золотистые, голубые и красные оттенки. И такая палитра делает рисунки визуально более насыщенными и богатыми. По традиции, основными сюжетами для сделанных на стенах фресок были сцены, раскрывающие содержание Евангелия на тему жизни и страданий Христа.
Очень гармонично с фресками смотрится золоченый резной иконостас, сделанный в барочном стиле в конце XVII века. Исследователи полагают что его заказали к открытию церкви и не меняли все это время. Этот роскошный иконостас, по мнению искусствоведов, мог быть выполнен знаменитым резчиком Семеном Спиридоновичем Холмогорцем.
К храму – настоящей жемчужине «Золотого кольца» России приезжает много паломников и туристов. Богоявленская церковь – действующий православный храм. Богослужения проходят в нем в 8.00 и 17.00, а по воскресным и праздничным дням – в 9.00 и 17.00. Престольные праздники отмечают 19 января и 16 июля. Одновременно храм является филиалом ярославского музея заповедника и открыт для посетителей с 9.00 до 16.00 во все дни недели, кроме понедельника и вторника. В церкви есть три престола, главный из которых посвящен Крещению Господню (или Богоявлению).

http://www.putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle
16.11.2016 - 13:49:09
 
Просмотры: 1410
Понравилось:
Андрей Ванин
Андрей Синицын
NeRomantic Выползова
Мила Бовкун
Юрий Яловенко
Сергей Щербаков
Таня Зайко
Aleksandr Dundanov
Виолетта
Юлия Z
Виктор
Евгений Карский
Леонид Нестерюк
 
Сообщить о нарушении