Теги: великий новгород, ярославово дворище, торговая сторона, никольский собор, собор николая чудотворца, николо-дворищенский собор, 1113-1136 годы, архитектура, памятник архитектуры, новгородское зодчество, древнерусское зодчество, паломничество
Великий Новгород. Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище
Великий Новгород. Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище
Другие фотографии на ФотоКто: ← Ящерица на пляже в Винперл | Настя →
Просмотры: 1321
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/320s
ISO:
160
Ф.расстояние:
45mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2018 (Windows)
Дата съёмки:
01.01.2019 - 13:56:29
Адрес: Великий Новгород, улица Никольская, 3 б
Строительство: 1113-1136 годы
Стиль: Древнерусское новгородское зодчество
С 11 века Ярославово дворище – главный политический и торговый центр древнего Новгорода. Здесь находилась резиденция Ярослава Мудрого, собиралось Новгородское вече. К Вечевой площади примыкал Торг. В архитектурный ансамбль Ярославова дворища входят: Воротная башня Гостиного двора; Никольский собор; Торговые ряды; церковь Георгия на Торгу; церковь Жен Мироносиц; церковь Иоанна на Опоках; церковь Параскевы Пятницы на Торгу; церковь Прокопия и церковь Успения на Торгу.
Николо-Дворищенский собор, согласно летописям, основан в 1113 году на правом берегу Волхова, напротив новгородского Кремля – Детинца. На этом месте, известном как Ярославово дворище, по преданию, в первые десятилетия XI века Ярослав Мудрый построил дворец: «Жил князь Ярослав на Торговой стороне, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая Чюдотворца, яже и до ныне словет Ярославле дворище» (Вторая Новгородская летопись). Вероятно, княжеский двор существовал здесь до конца XV века, поскольку именно с этого момента в исторических документах появляется название «дворище», которое означает место, где раньше был двор.
Собор возводился как домовая княжеская церковь: вероятно, что дворец князя находился к юго-западу от храма, а на хоры собора был предусмотрен особый переход из дворца, которым могли пользоваться только члены княжеской семьи. Сообщение между хорами и нижней части собора первое время отсутствовало. С севера почти вплотную к собору примыкал Торг и главная городская пристань.
Основатель собора – князь Мстислав Владимирович (1075-1132 года). По своему происхождению он принадлежал сразу к двум известным аристократическим родам средневековой Европы: со стороны отца, князя Владимира Всеволодовича Мономаха, он считался потомком византийских императоров, а по матери, принцессе Гиде – был внуком последнего англосаксонского короля Харальда II (Гарольда Смелого). Это хорошо знали в Западной Европе, и нередко называли Мстислава именем деда – Арольд (Харальд). Около 1088 года тринадцатилетний Мстислав, присылается дедом, великим киевским князем Всеволодом, в Новгород на княжение. В 1095 году новгородцы сами призвали полюбившегося князя, а в 1097 году на Любечском съезде князей Новгород окончательно был закреплен за Мстиславом.
Симпатии новгородцев к нему были так велики, что когда в 1102 году киевский князь Святополк захотел перевести Мстислава из Новгорода, они этому воспротивились, заявив: «Сего ны дал Всеволод (Всеволод Ярославович, дед Мстислава). А въскормили есмы собе князь… И Святополк же многу прю имев с ними. Онем же не хотевшим поимше Мстислава придоша Новугороду» (Лаврентьевская летопись).
Продолжительный период новгородского княжения Мстислава отмечен обширным строительством. Еще в 1103 году Мстислав выстроил храм Благовещения в загородной княжеской резиденции – на Рюриковом Городище. Вероятно, что богато украшенное Евангелие-Апракос он заказал именно для этого храма. В 1116 году Мстислав начинает строительство нового Детинца: «В лето 6624 (1116 год). Мьстислав заложи Новгород болии перваго» (Первая Новгородская летопись).
В 1117 году Мстислав покинул Новгород: как старший сын киевского князя он перешел поближе к Киеву, в Белгород, приняв титул князя белгородского и переяславского и стал готовится к принятию великокняжеского престола. Последние годы своей жизни с 1125 по 1132 Мстислав – великий князь. После ухода из Новгорода Мстислав сохраняет тесную связь с ним, тем более, что его старший сын Всеволод остался в городе на княжении, а в 1122 году Мстислав взял из Новгорода новую жену – дочь посадника Дмитра Завидича.
Никольский собор на Ярославовом дворище – древнейший дошедший до нас храм, построенный в честь святого Николая Мирликийского. В те времена строилось много храмов во имя этого святого, так как он помогает людям в различных бедах. В 1087 году мощи святого Николая перенесли из Мир Ликийских в Бари (Южная Италия), а в 1089 году Русская Православная Церковь установила на 9 мая праздник в честь этого события. В XI-XII веках в Киеве появляются Сказания о местных чудесах святителя, создается «Похвальное Слово» на перенесение его мощей, составляется служба на 9 мая.
Ранние Новгородские летописи сообщают о времени строительства храма: «В лето 6621… заложена бысть церкы Новегороде святаго Николы». Одна из летописей XV века упоминает о предшествующих постройке событиях: «Победи Мьстислав на Бороу чюдь и заложи церковь святаго Николы на княжи дворе». Летопись Авраамки того же времени сообщает: «В лето 6621… Заложиша церковь святаго Николу на княжи дворе. Того же лета знамение бысть: солнце аки месяц».
В позднейших летописных сообщениях построение церкви Николы на Дворище связывается с чудесным явлением иконы святого Николая Мирликийского и исцелением от нее князя Мстислава: «В лето 6621 (1106). Князь великий Мстислав Владимирович… заложил церковь камену в Великом Новеграде святаго Николы чюдотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы чюдотворца Мирликийского приплыл ис Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище в церкви». Вариант другой летописи: «Чюдо иже во святых отца нашего Николаа, Мир Ликийских чудотворца и архиепископа, сотворившееся в Великом Новеграде. И что ради церковь святого Николаа соборная, иже на Торговой стране, на Ярославле Дворище именуется. И что ради в той церкви местный образ Николая Чудотворца, круглая дска». И еще вариант того же события еще в одной летописи: «Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, о чудеси от нея сотворившемся в Великом Новеграде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле Дворище…». Это Сказание дошло до нас в рукописях XVII-XVIII веков, в нескольких списках, немного отличающихся друг от друга.
Теперь эти летописные сведения попробуем сложить и понять, что же именно происходило и о каком чуде идет речь. По преданию, на тридцатом году жизни и восемнадцатом году княжения в Новгороде князь Мстислав тяжело заболел и во сне к нему явился Николай Мирликийский и повелел ему направить послов в Киев за круглой иконой Николы. Однако посланцы добрались только до острова Липно в Ильмене, где и обрели приплывшую по волнам круглую икону с образом святого Николы, которая исцелила князя Мстислава, а после этого ее поместили в Никольский собор. Позднее эту чудотворную икону забрал Иоанн III в церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, где она и погибла во время пожара 1627 года. «Мерный» (т. е. такой же величины) список с нее, также исполненный на круглой доске, пребывал постоянно в соборе до закрытия храма в 30-х годах ХХ века, а затем передан в Новгородский музей.
Позднее в 1292 году на острове Липно возвели церковь святого Николы, и там образовался монастырь.
Некоторые историки утверждают, что чудом обретенная икона святого Николы – легенда, и, скорее всего это событие относится к основанию церкви Николы на Липне. Кроме того, в основу легенды могли войти древние предания о тяжелой болезни Мстислава и его чудесном выздоровлении. Отголоски этих событий, которые, вероятно, имели место в действительности, дошли до нас в составе двух рукописных сборников XII-XIII веков, происходящих из кёльнского монастыря святого Пантелеймона, где провела свое детство мать Мстислава, принцесса Гида. В этих книгах повествуется об исцелении Мстислава (в упоминаемых текстах – Арольда, короля народов Руси), на которого напал медведь. Однажды во сне лежащему без движения князю явился некий юноша и пообещал исцеление. Когда умирающий рассказал о видении своей матери, она, догадавшись, что это был святой Пантелеймон, которого глубоко почитала, поняла, что ее сын будет исцелен, и выразила намерение совершить паломничество в Иерусалим. После этого Арольд действительно исцелился, а его мать отправилась в Святую Землю.
Доказательством того, что эти события действительно имели место в жизни новгородского князя, служит особое почитание Мстиславом святого Пантелеймона: достаточно сказать, что один из его сыновей, Изяслав, при святом Крещении получил имя Пантелеймон. В 1134 году Изяслав (никогда не княживший в Новгороде) основал на берегу Волхова, напротив княжеской резиденции на Рюриковом Городище, Пантелеймонов монастырь.
Хотя особое почитание князем святого могло быть и из-за того, что его мать выросла в монастыре Пантелеймона, а к тяжелобольному Мстиславу все-таки во сне явился Николай Мирликийский. Однако вернемся к строительству Никольского собора.
Точная дата завершения строительства собора неизвестна. Принято считать, что это событие произошло в 1136 году, под которым в Новгородской летописи говорится об освящении храма: «В то же лето [6644/1136] святиша церковь святаго Николы великим священием, в 5 декабря». Какова же причина такого долгого возведения собора? Дело в том, что в Новгороде была неблагоприятная политическая ситуация для князя, связанная с установлением в городе республиканских форм правления. Однако, как бы то ни было, в 1136 году храм уже был построен и освящен и в нем в этом же году венчался князь Святослав. Это событие отмечено в летописи: «В то же лето [6644/1136] оженися Святослав Олговиць Новегороде, и веньцяся своими попы у святаго Николы; а Нифонт (новгородский архиепископ) его не веньця, ни попом на сватбу, ни цернецем дасть, глаголя: «не достоит ея пояти». (Рукопись начала XIII века). Из этого сообщения видно, что князь Святослав венчался в Никольском соборе против воли архиепископа Нифонта, а это в свою очередь говорит о том, что сам собор в 1136 году был княжеским, в котором служили священники, приглашенные из Киева и сохранявшие подчинение киевскому митрополиту, а не новгородскому владыке. Чуть позже, в этом же году, князь Всеволод был изгнан из Новгорода, княжеская резиденция с тех пор находилась на Рюриковом Городище, за пределами города.
Вероятно, что с этого времени Никольский собор становится городским храмом. С начала XIII века возле его стен собирается вече. Это подтверждается летописями различных датировок. Вероятен тот факт, что в городе собиралось два веча: одно возле Никольского собора, представляющее интересы бояр Торговой стороны, другое – возле Софии, и представляло интересы Софийской стороны.
Так как собор был городским храмом, то в соответствии с распространенной традицией того времени, он давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, которые укрывались под его сводами. Этот факт также подтверждается летописями.
В XIV-XV веках Никольский собор, как патрональный храм городского веча, играет важную роль в политической и церковной жизни города. В 1391 году митрополит Московский Киприан, прибывший в Новгород для того, чтобы добиться возвращения митрополичьего права на суд, отслужил в нем литургию. В первой половине XVII века в рукописном Уставе Софийского собора храм Николы на Дворище был впервые назван собором. В XVIII веке Никольский собор сохранял особое значение: он был одним из старейших и крупнейших новгородских храмов. Именно у его стен в 1721 году происходила встреча нового Владыки – архиепископа Феодосия. До времен императрицы Елизаветы Петровны храм находился в дворцовом ведомстве, после чего был отчислен в ведомство епархиальное и обращен в городской собор без прихода. Отсутствие прихожан к концу XVIII века было столь ощутимо, и, несмотря на предпринятые попытки отремонтировать храм он пришел в упадок и сильно обветшал.
В XIX веке значение собора в Новгороде возрастает, и начинаются обширные ремонтные работы древней части храма, строительство новых притворов, украшение его новым дорогим убранством. В 1810 году к собору пристроены новые пристройки с западной и с северной сторон, в которых помещались теплые приделы, ризница, паперть и угольник. В 1818 году производится золочение иконостаса, в 1836-1837 годах – устраивается новый чугунный пол и поновляются фрески в древней части собора. В 1913 году празднуется 800-летие Никольского собора и 300-летие правящего дома Романовых.
Сведений о том, что после революции 1917 года Никольский собор закрыли – не обнаружено. Документы подтверждают, что еще в 1921 году храм был действующим. В 1922 году отдел управления Новгородского губисполкома совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов закрепил за верующими право на «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора с приписными церквами». С 1933 года в соборе совмещается и храм и музей. В годы Великой Отечественной войны оккупанты устроили в храме казарму для солдат. Артиллерийские обстрелы сильно повредили собор: треснули стены и своды, уничтожены перекрытия и крыша в западном притворе. В 1945 году собор вновь передали Православной Церкви. Однако в подцерковье храма находился склад Лентехснаба, а северная пристройка использовалась под жилье. В сентябре 1962 года Никольский собор упразднен и передан Новгородскому музею-заповеднику. С этого момента начинается большая работа по сохранению и реставрации храма. Почти ровесник Великого Новгорода, простоявший в его сердце, на Ярославовом дворище, на протяжении девяти веков, к концу XX века Никольский собор нуждался в срочной и дорогостоящей реставрации, которая была невозможна в условиях экономического кризиса в России. Тогда свое плечо подставили ганзейские города-партнеры, как это бывало не раз за историю русско-ганзейских отношений. В соборе в 1990-е гг. проведены реставрационные работы, финансируемые городами «Ганзейского союза нового времени». В спасении Никольского собора приняли участие жители ста ганзейских городов, названия которых Новгород с благодарностью хранит: их можно прочесть у главного входа в храм. В интерьере сохранились многочисленные фрагменты первоначальной живописи XII в. В соборе экспонируются фрагменты фресок XII в., среди которых «Иов на гноище», «Страшный суд», фресковые орнаменты, др. Большая часть живописи относится к XIX в.
В 1999 году, когда Новгород праздновал 1140-летие, собор предстал во всем своем великолепии. В ходе реставрации шедевр архитектуры XII века был спасен от полного разрушения. Кроме того, с него сняли налет времени - удивительный храм был восстановлен в своих исконных формах.
Никольский собор принадлежит Новгородскому музею-заповеднику и открыт для посетителей. Посещение платное. Богослужения не проводятся.
http://www.freemanzone.com/nikolyskiy.aroslavovo.htm
http://www.visitnovgorod.ru/sights/st_nicholas_cathedral.html
http://www.russiancity.ru/text/nov03.htm