Теги: питер, эрмитаж, часы павлин
Часы "Павлин"
Часы "Павлин" - Санкт-Петербург, Эрмитаж
Просмотры: 929
EXIF:
Изготовитель:
OLYMPUS OPTICAL CO.,LTD
Камера:
X200,D560Z,C350Z
Диафрагма:
f/3,2
Выдержка:
1/50s
ISO:
64
Ф.расстояние:
6,5mm
Программа:
v751-81
Дата съёмки:
30.11.-0001 - 00:00:00
Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00), и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Хранитель — Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.
В 1777 году известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Григорий Потёмкин, решил приобрести одно из изделий Джеймса Кокса в подарок для государыни. Это был знаменитый автомат из позолоченной меди, первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки.
В бумагах канцелярии Зимнего дворца, относящихся к приобретениям императрицы Екатерины II в 1781 году, указаны выплаты (30 сентября и 14 декабря) часовых дел мастеру Юри, за доставленные из Англии часы в сумме 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
При перевозке части механизма подверглись повреждениям и нуждались в ремонте. Собрал эти часы в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Потемкин не увидел свой подарок собранным, так как скончался в 1791 году. После смерти князя императрица Екатерина II забрала в казну дом Потёмкина — Таврический дворец, в нём диковинные часы стояли несколько лет, а затем в 1797 году были доставлены в Эрмитаж.
Есть версия, что над созданием часов также трудился английский мастер-часовщик Фредерик Юри, так как в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J (Jury). Но был ли Фредерик Юри автором всей композиции или же только принимал участие в её изготовлении — неизвестно. Однако именно Юри доставил этот шедевр в Петербург.
В автомате целых четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.
Первоначально павлин был наделен голосом. Несохранившийся механизм приводил в действие трещотку, имитировавшую крик птицы. Павлин начинал "звучать" в тот момент, когда распускался его хвост. Петуха, криком которого завершалось представление, озвучивает крошечный органчик с мехом и одной языковой трубочкой. Особое устройство быстро изменяет высоту тона и прерывает поступление воздуха в органчик.