Теги: Санкт-Петербург
Соборная мечеть
Соборная мечеть
Другие фотографии на ФотоКто: ← Мозаика в подземных переходах Ростова-на-Дону | Нюююююся →
Просмотры: 606
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-WX300
Диафрагма:
f/5
Выдержка:
1/250s
ISO:
80
Ф.расстояние:
13,91mm
Программа:
PhotoScape
Дата съёмки:
31.01.2018 - 12:53:13
Архитекторы: Васильев Н. В.
Гоген фон А. И.
Кричинский С. С.
Год постройки: 1909-1913
Стиль: Модерн Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г.Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, А.И. фон Гогена, архитекторов Ф.И. Лидваля, А.И. Дмитриева и секретаря комиссии С.В. Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них был из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытии конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ.Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г. в керамической мастерской "Гельдвейн-Ваулин", расположенной в Кикерино под Гатчиной.Проект мечети и заявка о выдаче разрешения на производство работы были представлены А.И. фон Гогеном в Городскую управу 14 декабря 1908 г. З апреля 1909 г. С.С. Кричинскому было выдано свидетельство на ведение подготовительных работ: разборку деревянных строений, установку забора. Но одновременно, в апреле 1909 г., проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов С-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого; эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, "...чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения".С началом Первой мировой войны ход отделочных работ, естественно, замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были мобилизованы; с этого времени прекращается публикация цифровых отчетов, единственным источником по этому периоду стали приходно-расходные ведомости из коллекции документов Музея истории религии.Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.
В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.
БОльшая часть средств на постройку
была выделена Эмиром Бухарским.
В 70-ых внутренней отделки так и не
было. Что-нибудь изменилось с тех
пор? А сколько продержался ковёр?
Спасибо Виктор!