error
Регистрация

У Потемкинской лестницы ранним утром...

 
 
У Потемкинской лестницы ранним утром... - Вахтанг Хантадзе
У Потемкинской лестницы ранним утром...
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
1 мая 2014 года и ОДЕССИТЫ!.. Последнее Первое мая в Одессе! :: Вахтанг Хантадзе
Весенние разговоры... :: Вахтанг Хантадзе
Весна... :: Вахтанг Хантадзе
Апрельский день. :: Вахтанг Хантадзе
Из Цикла Осень в Одессе :: Вахтанг Хантадзе
Из Цикла Зимняя Одесса :: Вахтанг Хантадзе
6 утра на Пушкинской, у гостиницы "Бристоль", - ранние туристы... :: Вахтанг Хантадзе
Памятник Неизвестному матросу в ЦПКиО им.Т.Шевченко. :: Вахтанг Хантадзе
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Дом Поэта.   |   Городской пейзаж  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Вахтанг Хантадзе
Вахтанг Хантадзе
Снято со стороны Стамбульского парка чуть ниже Приморского бульвара. На снимке хорошо видна фуникулерная дорога, идущая с Приморского бульвара вниз на Приморскую (Суворова) улицу. После реставрации, дорога обзавелась вот такими курьезными вагончиками. А вообще, история одесского фуникулера началась в 1895 году, когда молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии, подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъёмного пути с Приморской улицы на бульвар». Соблазнённые предложением Пятницкого, городские власти всё же объявили конкурс через местные и столичные (Санкт-Петербургские) газеты.
Откликнулась лишь одна парижская фирма, представившая только эскизный проект, никак не привязанный к местности. По заключению известного в городе инженера В. И. Зуева, предпочтение отдали Пятницкому.
В 1900—1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулёра, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Работы были выполнены под руководством инженера В. Я. Раковского. Торжественное открытие подъёмной дороги состоялось 8 июня 1902 года.
На следующий день она приняла первых пассажиров, причём, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много». Фуникулер в Одессе, почти в неизменном виде просуществовал до 1969 года, два забавных вагончика которой, вместе со старинными "станциями" на бульваре и улице Суворова стали неизменной городской достопримечательностью, известной во всем мире. Но "мудрые" тогдашние городские власти, решив, что "фуникулер начала века, устарел", дорогу и станции разрушили, вагончики отправили на металлолом и фуникулёр закрыли. В 1970 году его заменили безликим эскалатором под стеклянной крышей, вменив себе в "заслугу", что Одесса "идет в ногу со временем", как тогда восторженно писали центральные газеты, не решив при этом никакой транспортной проблемы, поскольку её никогда и не было!.. С лица Одессы на тридцать пять лет оказалась стёртой ещё одна милая черта города, о которой с грустью вспоминали одесситы.
«…Уже давно нет двух вагончиков, двигавшихся друг другу навстречу, параллельно Потёмкинской лестнице от памятника Дюку Ришелье и до входа в порт. Вагончики заменил эскалатор, лишив Приморский бульвар одной из его главных примет». — констатировал поэт Всеволод Азаров в книге воспоминаний «Ветры нашей молодости».
В книге В. Галицкого «Театр моей юности» осталась «мечта наша, наше вожделение — фуникулёр, на котором иногда нас, детей, родители катали вниз и вверх». Большая Советская энциклопедия же, во время отсутствия фуникулёра, заменённого эскалатором, сообщала, что фуникулёр в Одессе есть.
В последний год существования СССР эскалатор ещё работал в обе стороны. В самом начале 1990-х — уже только в одну, на подъём. Эскалатор на спуск постепенно разбирали на запчасти, и так поддерживали работу хоть в одном направлении.
Окончательно же он пришёл в негодность и закрылся в 1997 году.
В 1998 году городская власть решила построить на Потёмкинской лестнице новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила деньги. Получился долгострой длиной в восемь лет.
Торжественное открытие возрождённого фуникулёра на два вагончика по десять мест состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый день рождения Одессы. Нынешняя фуникулерная дорога проходящая вдоль Потемкинской лестницы и один из этих двух современных "лифтовых" вагончиков и присутствуют на снимке... А старинной дороги с ее двумя яркими и чудесными вагончиками с вагоновожатым в передней кабинке и маленькими, но уютными станциями под покатой крышей, как их еще помнят старые одесситы, давно уже, нет!..
24.06.2017 - 08:52:51
 
Анатолий Восточный
Анатолий Восточный
Прекрасного тебе дня,Вахтанг...И новых городских открытий...Плохо, что на сайт школьники не заходят...В школе они вряд-ли это узнают...
24.06.2017 - 09:09:34
 
Вахтанг Хантадзе
Вахтанг Хантадзе
Спасибо за пожелания, Толя! К сожалению, детей сегодня в наших школах учат совсем другому!..
24.06.2017 - 09:50:38
 
delete (id161714)
Интересно рассказали и показали!
Приятного дня и хорошего настроения, Вахтанг!:-)
24.06.2017 - 12:03:58
 
Виктор Осипчук
Виктор Осипчук
Борьба с прошлым -
царизм тоже угнетал.
24.06.2017 - 18:42:14
 
Просмотры: 383
EXIF:
Изготовитель:
Leica Camera AG
 
Камера:
M9 Digital Camera
 
Диафрагма:
f/6,7
 
Выдержка:
1/1000s
 
ISO:
160
 
Ф.расстояние:
28mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
 
Дата съёмки:
23.06.2017 - 07:12:24
 
Понравилось:
Сергей Порфирьев
Александр
Олег Oleg
mveselnickij
Любовь К.
Татьяна Евдокимова
Виктор Осипчук
Михаил "Skipper"
Petr @+
Анатолий Восточный
 
Добавили в избранное:
mveselnickij
 
Сообщить о нарушении