Теги: арбат, архитектура, город, дом разумовского, дом шереметева, классицизм, май, москва, наугольный дом, памятник архитектуры, родина, романов переулок в москве, россия, ротонда, угловой дом, улица воздвиженка в москве
Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Просмотры: 1617
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
Дата съёмки:
06.05.2017 - 14:35:51
Адрес: Москва, улица Воздвиженка, 8 / 1
Строительство: 1790-е годы, 1799 год
Стиль: Классицизм
Трехэтажное здание в стиле позднего классицизма расположено на пересечении Воздвиженки и Романова переулка. Особое внимание в нем привлекает угловая купольная ротонда, опоясанная колоннами тосканского ордера. Ее живописность подчеркнута более сдержанным оформлением фасадов боковых корпусов. Сведений о ранней истории дома сохранилось немного. Исследователи не имеют единого мнения ни о точной дате постройки, ни об имени архитектора. Известно лишь, что строительство началось в 1790-е гг. по заказу А.К.Разумовского, сына графа К.Г. Разумовского, знаменитого вельможи елизаветинских времен. В 1799 г. Разумовский продает дом своему зятю Н.П. Шереметеву. Наследник знатного рода, блестящий придворный, владелец лучшего крепостного театра, Николай Петрович Шереметев вошел в историю как меценат и благотворитель, дерзнувший к тому же на неслыханное – презреть сословные рамки и жениться на собственной крепостной, талантливой актрисе Прасковье Ивановне Жемчуговой. В новом доме Шереметев обосновался лишь в 1801 г. Год этот был поистине судьбоносным для графа и его избранницы: их многолетний союз, наконец, был освящен узами законного брака. Однако прожили здесь супруги недолго. Вскоре они переехали в Петербург, а в 1803 ушла из жизни Прасковья Ивановна. Так, «наугольный» дом стал последним московским адресом этой удивительной женщины, память о которой продолжает жить вот уже третье столетие. Граф Шереметев посвятил остаток жизни делам милосердия и почти успел завершить устройство Странноприимного дома (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского), задуманного еще при жизни супруги. Но в 1809 г. не стало и его. Дом на Воздвиженке перешел сыну Дмитрию, продолжившему благородное дело отца. Его заботами увеличились возможности Странноприимного дома, до 1917 года остававшегося на попечении Шереметевых. Значительные суммы жертвовал он и на строительство учебных заведений, церквей и благотворительных учреждений. Последний из дореволюционных владельцев дома - Сергей Дмитриевич Шереметев - известен не только как общественный деятель, но и как автор многих трудов по истории Москвы и подмосковных усадеб. Среди них – книга о родовом особняке на Воздвиженке, в которой с любовью и старанием описаны не только само здание и жившие в нем люди, но и дух того далекого времени. После смерти С. Д. Шереметева в конце 1918 г. старинный особняк отдали под коммунальное жилье. В конце XX в. дом лишился одного из главных своих украшений – лестниц парадного входа, к счастью, ныне восстановленных. Дом отреставрирован. Сейчас в здании размещаются «Москомстройинвест» и Департамент развития новых территорий г. Москвы
Автор текста Оксана Рукавишникова. http://um.mos.ru/houses/dom_razumovskogo_sheremeteva/
Дом Н. П. Шереметева по адресу: Воздвиженка, д. 8, построен в 1790-х годах для Алексея Кирилловича Разумовского. Еще до окончания стройки дом был выкуплен его шурином Николаем Петровичем Шереметевым. Внутреннюю отделку дома строители заканчивали уже после покупки, в 1799 году.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович Шереметев и его молодая жена – Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Особняк Шереметева представлял собой характерный тип городского дома эпохи зрелого классицизма. Угловая ротонда и окружающая ее колоннада заглублены между боковыми корпусами. Цокольная часть ротонды, наоборот, сильно выступает. В этом выступе раньше помещались лестницы, ведшие с улицы прямо к ее круглому залу.
Предполагается, что при переделке основного дома был использован проект французского архитектора Шарля де Бальи. При доме находилась церковь Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлама Хутынского «с главами и звоном».
Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперед и пластически сопоставлены с объемом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окруженной просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приему здание приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с четкими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проема, с помощью которого подчеркиваются укрупненный масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделенным пластичными колонками окном.
После смерти (в 1803 году, почти сразу после рождения сына, Дмитрия) горячо любимой жены Николай Петрович Шереметев основал в Москве странноприимный дом. Но и его собственный дом привечал всех, кто нуждался в крове. По свидетельству Сергея Дмитриевича Шереметьева (внука Н. П.), - «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу. Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как институт им. Склифосовского.
После пожара 1812 года здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу.
http://www.retromap.ru/forum/viewtopic.php?p=2970