error
Регистрация

"Ночной дозор" Рембрандт

 
 
"Ночной дозор" Рембрандт - Olga
"Ночной дозор" Рембрандт - "Ночной дозор" Рембрандт, рейксмузеум, Амстердам, Голландия, Нидерланды, Европа, 0247
Теги:  "Ночной дозор" Рембрандт, рейксмузеум, Амстердам, Голландия, Нидерланды, Европа
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
... :: Olga
... :: Olga
Краски осени :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
.... :: Olga
... :: Olga
... :: Olga
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  мама-фотограф или каламбурЧИК   |   ***  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
Olga
Арт
20.02.2017 - 19:52:15
 
Комментарии:
Olga
Olga
О картине Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор» (1642) мы не знаем почти ничего: ни замысла художника, ни творческой истории — эскизов не сохранилось. Поэтому искусствоведам остается лишь строить предположения, основанные на косвенных свидетельствах

Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль, изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком, из-за чего она сильно потемнела. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта, и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, поэтому и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.

Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа). Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Но на картине совсем не то. Капитан не отдает соратникам четких команд, а произносит в пустоту какую-то философическую речь, лейтенант смотрит мимо него и, видимо, занят своими мыслями. Остальные персонажи разбрелись кто куда, между ног у них путаются дети и собаки, что еще больше усиливает впечатление общей неразберихи. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Так парадные портреты не пишут.

Кстати, что это за девочка с лицом то ли самого художника, то ли его умирающей жены Саскии? Что делает она среди бравого воинства и почему к ее поясу прицеплен дохлый петух? Она маркитантка, а может, проститутка (петух — символ похоти? Английский режиссер Питер Гринуэй, снявший о картине Рембрандта два детективных фильма — «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт: я обвиняю!» (2008), насчитал 180 таких вопросов.

Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Но самую интересную и обоснованную, на наш взгляд, гипотезу предложила Маргарет Кэрролл — профессор истории искусств из Колледжа Уэллсли (Массачусетс). Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего, иными словами, пародии. Художник просто решил подшутить над бравыми ополченцами, которые разучились даже обращаться с оружием, не то что воевать. К 1642 году Амстердам уже более десятилетия не подвергался военной опасности, и среди стрелков было много таких, кто никогда не нюхал пороху. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Не получилось.

Петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (kloveniers, от klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw (клау) — «птичий коготь». Поэтому все нидерландские гильдии самообороны имели герб в виде двух скрещенных лапок сокола или ястреба. У девочки же за поясом когтистые и четко выписанные лапки петуха — насмешка над «хищностью» доморощенных вояк.

Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.

Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

Тень от правой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
20.02.2017 - 19:54:15
 
Olga
Olga
Журнал "Вокруг Света" Сентябрь 2010 г
20.02.2017 - 19:55:16
 
Vladimir Perminoff
Vladimir Perminoff
Красиво!
20.02.2017 - 20:06:10
 
Валерий Лазарев
Валерий Лазарев
Ольга, что же не остались работать гидом в музее Амстердама? Здорово рассказали историю картины.
21.02.2017 - 01:25:28
 
Валерия  Полещикова
Валерия Полещикова
СПАСИБО, Оля !... и за рассказ, и за фото !
21.02.2017 - 07:25:02
 
Вячеслав
Вячеслав
НРАВИТСЯ
21.02.2017 - 07:48:56
 
Olga
Olga
Валерий! Спасибо конечно, но это информация из журнала "Вокруг света"
21.02.2017 - 22:29:21
 
Фото Дня
Фото Дня
Olga, эта фотография попала в ТОП-10 популярных фотографий проекта fotokto.ru за 20.02.2017 г. в рубрике «Арт». Спасибо, что вы с нами!
21.02.2017 - 23:20:03
 
Witalij Loewin
Witalij Loewin
Спасибо, Ольга!
04.03.2017 - 21:29:09
 
Алексей Каравайцев
Алексей Каравайцев
Люблю живопись. Особенно такие подробности о картине.
05.03.2017 - 18:04:29
 
Olga
Olga
Спасибо Алексей! Рада, что Вам интересно!
06.03.2017 - 13:52:03
 
Olga
Olga
Спасбо Виталий!
06.03.2017 - 13:52:25
 
Просмотры: 1343
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 550D
 
Диафрагма:
f/5,6
 
Выдержка:
1/25s
 
ISO:
3200
 
Ф.расстояние:
18mm
 
Программа:
Picasa
 
Дата съёмки:
02.03.2014 - 17:42:06
 
Понравилось:
Ирина
Александр Володарский
Валентин Яруллин
Николай Панов
A. SMIRNOV
Алексей Каравайцев
Олег Фиедориенко
Witalij Loewin
Alex
Нина Рон
Nina Yudicheva
Милла Корн
валера36 .
Alexandr G
Оксана Я
Олег Афанасьевич Сергеев
Светлана из Провинции
Nik Зонов
ОЛЕГ ПАНКОВ
 
Добавили в избранное:
Александр Володарский
Николай Кондаков
 
Сообщить о нарушении