Теги: верхнее поволжье, город, дом купца малышева, дом купцов акатовых, золотое кольцо, классицизм, кострома, костромская область, памятник архитектуры, родина, россия, сентябрь, угловое здание
Кострома. Дом купца И. В. Малышева (Акатовых)
Кострома. Дом купца И. В. Малышева (Акатовых)
Другие фотографии на ФотоКто: ← lola | ОСЕННИЙ ЭТЮД ИЗ ГЕЛЕНДЖИКА →
Адрес: Кострома, улица Советская (Русина, Кинешемская), 24 / 2
Строительство: Первая половина 19 века, 1825 год
Стиль: Классицизм
Последний в данном квартале двухэтажный дом в стиле зрелого классицизма (угол — полуротонда упрощенного коринфского ордера) — памятник архитектуры — возведен в первых годах XIX в. владельцем кожевенного завода и сапожной мастерской И.В.Малышевым на месте его же деревянного. С 1875 г. дом принадлежал «купеческим братьям» И.И. и А.И.Акатовым, прозванным за малый рост «малолетками» и отличавшимися болезненной скаредностью. Однако, оставшись холостяками, Акатовы в 1915 г. дом (и все состояние) отдали городу для устройства в нем Дома ребенка. Вскоре грянула революция, и дом заняли под семейное общежитие коммунистов.
Он интересен и тем, что с 1895 г. до смерти в 1907 г. здесь снимал квартиру П.А.Илинский. Уроженец Тверской губернии, окончивший Медико-хирургическую академию, Петр Алексеевич несколько лет проработал врачом в Нерехтском уезде. Вернувшись в Петербург, он стал со временем одним из виднейших деятелей отечественной медицины, автором научных трудов, основателем специальных медицинских газет и журналов. Выйдя в отставку, 58-летний Илинский решил, невзирая на прочное положение в столице и генеральский чин, вернуться в места, где прошла его молодость. В Костроме он служил санитарным врачом, досуг же посвящал краеведению, опубликовав ряд работ. В начале 900-х годов Илинского избирают председателем Костромской губернской ученой архивной комиссии. Когда в Костроме в 1906 г. стала издаваться большая прогрессивная газета «Поволжский вестник», он возглавил ее редакцию.
http://kostromka.ru/bochkov/67.php
Кирпичное оштукатуренное здание – один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы в стиле зрелого классицизма с характерной для угловых домов города кон. XVIII в. композицией и уникальными в настоящее время изразцовыми печами. Дом стоит на углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской ул., восточным – на Крестьянскую ул. Здание выстроено в кон. XVIII в. для купца И.В.Малышева. Вероятно, около середины XIX в. был обновлен фасад (добавлен лепной и штукатурный декор). Во второй половине XIX в. пристроен тамбур входа на западном фасаде. Наследники Малышева владели домом до 1868 г., затем он принадлежал А.В.Попову, от которого в 1875 г. перешел к купцам Акатовым. В 1913 г. Акатовы передали дом городу для учреждения городской больницы.
В 1895-1907 гг. в доме жил П.А. Илинский, видный деятель русской медицины. П.А. Илинский (1836-1907) после окончания Медико-хирургической академии в нач. 1860-х гг. работал городским врачом в г. Нерехте Костромской губернии, затем был переведен во Владимирскую губернию, где вел борьбу с сыпным тифом и холерой. В 1870-х гг. в связи с научной деятельностью в области судебной медицыны отзывается в Петербург, где работает в Медико-хирургической академии, а затем врачом при Главном управлении военно-учебных заведений. В период русско-турецкой войны работал в полевых госпиталях вместе с Пироговым. Живя в Петербурге, Илинский первым в России читал лекции о физическом воспитании детей, редактировал журнал "Русская медицина", написал "Сборник законов для врачей" и много трудов по вопросам медицины. Выйдя в 1895 г. в отставку, переехал в Кострому и работал здесь санитарным врачом. Активно участвовал в работе Костромской губернской архивной комиссии и в 1906-1907 гг. был ее председателем, опубликовал ряд исследований по истории местного края.
В советское время со двора к дому была сделана одноэтажная пристройка, по-видимому, на месте прежних сеней. В результате капитального ремонта 1968 г. частично переделан интерьер: установлены новые перегородки, заложен ряд первоначальных проемов, разобраны печи первого этажа, заменена лестница. Двухэтажный с подвалом и антресолями дом имеет компактную асимметричную композицию, обусловленную острым углом сопряжения двух улиц. Угол здания, соответствующий углу квартала, решен в виде полуротонды с конической кровлей, переходящей в вальмовую кровлю основного объема. Фасады дома обладают развитыми композициями и богатым декоративным убранством. Полуротонда оформлена колоннами, объединяющими оба этажа, с аттическими базами и лепными капителями, близкими к коринфским. Оба уличных фасада акцентированы ризалитами. Все проемы полуротонды и уличных фасадов прямоугольные, на втором этаже обрамлены профилированными наличниками. Окна второго этажа выделены также высоко поднятыми сандриками-полочками. Нарядный характер фасадам придают лепные композиции с растительными мотивами в ромбовидных нишках, а также маски львов в интерколумниях полуротонды. Стены завершены тщательно прорисованным антаблементом, обогащенным поясами мутулов и сухариков. Аналогично уличным решена часть бокового (западного) фасада, хорошо просматривающаяся с улицы. На всем фасаде сохранились междуэтажные ромбовидные и круглые нишки с лепными вставками. В круглых помещены растительные розетки, не встречающиеся на других фасадах.
Во внутренней планировке основных этажей сочетаются коридорный и анфиладный приемы композиции. Продольный коридор в центре дома отделяет парадные и жилые помещения с окнами на улицу от хозяйственных, выходящих во двор. Вдоль северного фасада на втором этаже устроена анфилада парадных комнат, включающая угловой круглый зал. Центральное помещение задней части дома (кладовая) перекрыто сводом – крестовым на первом этаже и коробовым с двумя большими распалубками на втором. Подвал и антресоли расположены в задней половине дома. Основное помещение подвала представляет собой двустолпную палату с системой подпружных арок, несущих коробовые своды с распалубками. В художественной отделке интерьеров наибольший интерес представляют две изразцовые печи с кобальтовым рисунком. Одна из них включает сложные композиции (несколько нарушенные в позднейшее время), составленные из цветов, гирлянд, арабесок, вазонов и птиц, имеет развитые профилированные и расписанные цоколь и антаблемент. Вторая печь с одной стороны украшена крупной композицией с вазоном, опирающимся на двуглавого орла, с другой облицована изразцами с мелким рисунком (вазон с цветами). В интерьере сохранились также филенчатые двери, тянутые карнизы, паркетные полы.
http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804563630