error
Регистрация

Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери)

 
 
Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери) - Алексей Шаповалов Стерх
Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери)
Теги:  архитектура, барокко, боголюбский храм, город, классицизм, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, тула, тульская епархия, тульская область, храм боголюбской иконы божией матери, храм флора и лавра
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Симбирск (Ульяновск). Фонари в сквере "Новый Венец" :: Алексей Шаповалов Стерх
Семилукский район, село Девица. Храм Михаила Архангела :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Особняк А.Д.Шереметева :: Алексей Шаповалов Стерх
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь. Владимирский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
Арзамас. Воскресенский Кафедральный собор. С колокольни... :: Алексей Шаповалов Стерх
Псков. Храм святителя Василия Великого на горке :: Алексей Шаповалов Стерх
Липецк. Бывший усадебный дом купца Замятина. Ресторан "Петергоф" :: Алексей Шаповалов Стерх
Кашары. Храмовый комплекс. Храмы Автонома Италийского и Митрофана Воронежского :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Осенние этюды-4   |   Хорошо резвимся)))...  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Тула. Храм мучеников Флора и Лавра (Храм Боголюбской иконы Божией Матери)
Адрес: Тула, улица Мосина (Старо-Павшинская), 1
Строительство: 1772-1796
Архитектор: Сокольников Козьма Семенович )
Стиль: Барокко с элементами классицизма

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.
К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».
В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.
Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.
От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».
Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.
Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.
Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:
«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.
Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».
Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».
По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.
До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.
Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.
Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.
В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.
Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.
Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.
По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.
В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».
В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.
В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.
К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.
В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.
Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

Подготовлено с использованием материалов книги Наталии Кириленко «Храмы города Тулы» (Тула, 2010).
http://tulaeparhia.ru/prixodyi/g.tula/xram-v-chest-mchch.-flora-i-lavra/
07.11.2016 - 18:11:54
 
Просмотры: 1331
Понравилось:
Олег Кузовлев
Людмила Ларина
Андрей Синицын
сергей адольфович
Мила Бовкун
Юлия Z
Константин
Tata Wolf
Руслан Гончар
Святец Вячеслав
Дмитрий Сиялов
Павел Катков
 
Добавили в избранное:
сергей адольфович
 
Сообщить о нарушении