error
Регистрация

Владимир. Собор Димитрия Солунского

 
 
Владимир. Собор Димитрия Солунского - Алексей Шаповалов Стерх
Владимир. Собор Димитрия Солунского
Теги:  владимир, владимирская и суздальская епархия, владимирская область, владимирско-вуздальское зодчество, город, димитриевский собор, древнерусское зодчество, золотое кольцо, май, паломничество, памятник архитектуры
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Разноцветье :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Кинотеатр «Октябрь» :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Петропавловский храм на Городянке :: Алексей Шаповалов Стерх
Симбирск. (Ульяновск). Воскресенский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Пенза. Доходный дом на перекрестке Предтеченской и Лекарской :: Алексей Шаповалов Стерх
Нерехта. Спасо-Преображенский (Ильинский) храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Орёл. Здание бывшего Коммерческого банка. Главное управление ЦБРФ по Орловской области :: Алексей Шаповалов Стерх
Гагарин (Гжатск). Благовещенский собор :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  stay alive   |   ...  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Владимир. Димитриевский собор
Адрес: Влвдимир, улица Большая Московская, 60
Строительство: 1192-1194 или 1194-1197 годы
Стиль: Древнерусское зодчество, владимирско-суздальское зодчество

Великий князь Всеволод (Димитрий) Юрьевич, заботясь о благоукрашении своего столичного города, задумал выстроить церковь на своем великокняжеском дворе и посвятить ее имени своего небесного покровителя Димитрия Солунского. Постройка была совершена между 1192-94 гг.
Церковь, как некоторые думают, была выстроена русскими мастерами по образцу Покровской (на берегу реки Нерли) церкви, выстроенной вел. князем Андреем Боголюбским, и находилась в непосредственной связи с дворцом вел. князя. Во время реставрирования собора в XIX ст. на северной стороне открыты были следы древних пристроек на подобие тех, что уцелели в великокняжеском дворце в Боголюбове; на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим, вероятно, великокняжеское семейство вступало прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые Владимиром за время долгого его существования, не миновали и Димитриевского собора…
В соборе хранится жалованная грамота вел. князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте в 1515 г., в коей он жалует «своих попов, что служат у его соборной церкви Димитрия святого в Владимире внутри города на его дворе». По грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: «их никто не мог судить, кроме самого вел. князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова или на строения, где пожелают».
В царствование Иоанна Васильевича Грозного, вероятно, в память его неоднократного посещения Владимира, к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон. В северной части был помещен придел в честь св. Николая, а в южной – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи; на западной же стороне была устроена обширная паперть.
В начале царствования императора Александра I в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде собор существовал до 1834 г., в который император Николай I, посетив Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 г. преосвящ. Парфением, архиепископом Владимирским и Суздальским. До 1883 г. собор оставался холодным и богослужение в нем совершалось только в летнее время. В этом году устроено пневматическое отопление его и над сторожкою устроена звонница, подходящая по архитектуре к стилю собора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою.
Димитриевский собор замечателен не только своей древностью, но и своими архитектурными особенностями. По плану собор представляет вид продолговатого четырехугольника с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая прямая стена без выступов: на ней четыре крутые приставные столбика, из коих два помещены по углам собора, а другие два разделяют стену на три части, средняя несколько шире крайних. Столбики начинаются от самой земли и идут под кровлю; внизу они имеют основание, которое своими тягами проходит по всему низу собора; вверху оканчивается капителями. С этих колонн кровля без спуска переходит дугообразно с одной на другую и образует кокошники. В каждом промежутке между колоннами сделана впадина снизу доверху, оканчивающаяся полукругом. На половине вышины впадины разделены богатым резным поясом. Под поясом по всей длине его проходят на столбиках маленькие полукруглые перемычки, под сенью которых расставлены изваянные изображения святых; столбики сами стоят на выступающих камнях с богатою резьбою. Сверх пояса впадины входят гораздо глубже в стену.
В средней части внизу входная дверь с полукруглою перемычкою; откосы у двери сделаны уступами, на коих помещены столбики с капителями, а в перемычки над ними проходят соответствующие этим столбикам тяги с резьбою. В падинах сверх пояса размещено по одному щелеобразному окну. Расположение восточной стороны существенно отличается от других. На верху кругообразных притворов тянется вдоль карниза фриз; с ним сливаются приставленные столбики, подымающиеся с основания и поддерживающие маленькие полукруглые перемычки. В среднем полукруге – три окна, а в боковых по одному.
По середине собора из шарообразной его крыши выходит трибун одинокой главы; около трибуна помещены 16 столбиков с основаниями из тяг и с капителями вверху. Через один промежуток между столбиками 8 просветов; в других 8 простенках высечены лики святых и изображение животных, переплетенные ремнями. Глава устроена шлемообразно; на оконечности ее помещен шар с крестом. Крест прорезной, четырехконечный, вызолоченный; внизу его полумесяц, а наверху голубь. Стены собора сплошь покрыты рельефными изображениями Господа, Божией Матери, ангелов, святых, фигурами разного рода животных и растений.
По плану собор внутри представляет прямоугольник, узкие стороны коего обращены к востоку и западу. Внутри собора четыре столпа поддерживают трибун главы. На высоте трех поперечников от основания столпов высечены в камне лежащие львы; подобные же львы высечены и вверху, у основания арок. Между западными столпами - поместительные хоры, на которые в древности ход был снаружи.
Престол в соборе один – во имя вмч. Димитрия Солунского. Из предметов, замечательных древностью или в другом отношении, в соборе сохранились: старинная золотошвейная хоругвь, взятая по возобновлении собора из древнего г. Суздаля; деревянный точеный подсвечник 1604 г.; серебряные потир и дискос, пожалованные собору царевною Марией Алексеевной в 1714 г.; сребропозлащенные, устроенные по древним рисункам, потир, дискос, звездица, лжица, две тарелочки, ковш для теплоты, пожалованные императором Александром Николаевичем и императрицей Марией Александровной в 1845 г. в бытность его величества наследником престола, и жалованная грамота вел. князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте 4 марта 1515 г. Внутри собора обращает на себя внимание дорогой и художественный надгробный памятник подле могилы бывшего во Владимире наместником графа Романа Илларионовича Воронцова; памятник из каррарского мрамора делан в Лондоне.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. По планам 1760 и 1770 гг. причту собора принадлежит земли: пахотной 59 дес., сенокосной 95 дес., из коих 2.5 дес. отошло под линию Московско-Нижегородской ж/дороги, и огородной 8 дес. Содержание причта составляют: арендная плата за землю, проценты с капитала 2043 руб. и доходы от служб и требоисправлений – всего более 1600 руб. Церковных домов для причта нет. Прихода нет.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Дмитриевский собор - один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат - само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря.
Дмитриевский собор - реликварий Св. Дмитрия Солунского. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю - Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1197 г. в отстроенный храм из г. Фессалоники (Солунь) из базилики Св.Дмитрия была принесена "доска гробная" - большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась "сорочка" - частица одежды, пропитанная кровью мученика. Само здание должно было напоминать драгоценный мощевик-реликварий. Так Владимир превратился во "вторые Фессалоники".
Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в "первобытный вид" и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.
После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 г. в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата.

http://sobory.ru/article/?object=00188
15.07.2016 - 16:58:15
 
Просмотры: 1529
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/13
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
55mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
 
Дата съёмки:
14.05.2016 - 10:58:09
 
Понравилось:
Андрей Ванин
Надежда Борисенко
Андрей Синицын
сергей адольфович
Фёдор Куракин
Наталия Тугаринова
Александр Селезнев
Лесо-Вед (Баранов)
Владимир Фисенко
Tata Wolf
Grey Bishop
Galina Dzubina
Ольга Могдалёва
Евгений
 
Добавили в избранное:
Андрей Синицын
сергей адольфович
Александр Селезнев
 
Сообщить о нарушении