error
Регистрация

Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

 
 
Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы - Алексей Шаповалов Стерх
Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Теги:  город, древнерусское зодчество, золотое кольцо, май, монастырь, паломничество, памятник архитектуры, покровский собор, православие, родина, россия, собор покрова пресвятой богородицы, суздаль, суздальский покровский монастырь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Порхов. Никольский храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Вербное :: Алексей Шаповалов Стерх
Валуйки. Свято-Николаевский собор. Архиерейское подворье :: Алексей Шаповалов Стерх
Рославль. Казанско-Пятницкий храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Свенская икона Божией Матери в Троицком храме Болхова :: Алексей Шаповалов Стерх
Нижний Новгород. Вид на Зеленский съезд и реку Волгу :: Алексей Шаповалов Стерх
Арзамасский район. Покровский храм в селе Большое Туманово :: Алексей Шаповалов Стерх
Владимир. Успенский кафедральный собор. Непопулярный ракурс :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Лиза   |   Закат в кремле  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Адрес: Владимирская область, Суздаль, улица Покровка
Годы строительства: Предположительно 1510-1518
Стиль: Древнерусское зодчество

Суздаль. Покровский женский монастырь. Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в колокольне
Адрес: Владимирская область, Суздаль, улица Покровка
Годы строительства: Предположительно 1515-1516 (вероятно позже)
Стиль: Древнерусское зодчество

Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня
Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия.
Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510, 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период.
Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца. Основана бысть лета 7051 июня 2 дня, на память святаго отца нашего Никифора патриарха. Совершена бысть лета 7026 года сентября 6 дня, на память бывшего чудесе от Архистратига Михаила, и освящена бысть епископом Симеоном Суждальским и Торусским, того ж лета месяца октоврия в 1-й день, при игумении Иулиании, и при дщери великаго князя Василия Иоанновича всея России инокине Александре». С первого взгляда заметно, что в изданном в XIX веке тексте допущено большое количество неточностей. Прежде всего, инокиня Александра была не дочерью, а сестрой великого князя Василия III Иоанновича – дочерью великого князя Иоанна III Иоанновича от первой жены – Марии Борисовны Тверской. Ее сослали в монастырь около 1499 года за участие в заговоре. В 7051 (1543) году великого князя Василия III уже не было в живых. Наконец, в 7026 (1518) году собор не мог освятить епископ Симеон Суздальский. Владыка Симеон II Суздальский и Торусский (Стремоухов-Безбородый) возглавлял кафедру с 21 августа 1509 года по 21 ноября 1515 года. Немаловажен и тот факт, что игуменья Иулиания руководила Покровским монастырем с 1513 (1514) по 27 сентября 1526 года. Таким образом, освящение собора могло произойти только в период с 1513 (7021) по 1515 (7023) год (конечно, если в перечисление имен тоже не вкрались ошибки). Возможно, что более тщательное изучение подлинного списка жития, помогло бы прояснить вопрос датировки.
Описание внешнего вида собора во всех ранних источниках практически отсутствует. В Описи 1597 года он только назван, а в 1628 году упоминается и его придел: «В Суздале на посаде Покровской девичь монастырь, на монастыре церковь Покров Пречистые Богородицы да в приделе Василий Парийский». По своей архитектуре собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси.
О древних церквях заставляет вспомнить и завершение из трех глав. Оно не было распространенным в зодчестве Древней Руси. Три главы, отвечающие конструктивным особенностям каждой из церквей, возвышались над Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119-1130 годы) и собором во имя Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 годы) в Великом Новгороде, Успенским собором Елецкого монастыря в Чернигове (начало XII века). Для нашей темы наибольшее значение имеет такое же завершение собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1222-1225 годы). Последний получил нынешнее пятиглавие только в 1528-1530 году, когда был перестроен на средства великого князя почти на две трети высоты и стал почти вдвое выше первоначального собора. Богородице-Рождественский собор тоже украшен изящным аркатурно-колончатым поясом. Очень близко и «перспективное» оформление окон обоих соборов. Несомненно, облик городского храма оказал большое влияние на решение монастырского собора. Однако это влияние было не единственным.
В конце XV – начале XVI века в русских городах и монастырях вновь появляются соборы под тремя главами. Весьма мощным источником воздействия на архитектуру Покровского собора был Благовещенский собор Московского Кремля, выстроенный псковскими каменщиками в 1484-1489 году. Он также первоначально имел три главы, с трех сторон его окружают открытые галереи с очень схожими по характеру резьбы столбами арок, стены делятся на три части лопатками и завершаются закомарами, по форме очень близкими Покровскому собору. Такие же кокошники размещаются и в основании центрального барабана. Еще одно сходство – три апсиды кремлевского собора тоже украшены резным фризом, но к нему добавлен еще аркатурный пояс, а окна не имеют «углубленного» обрамления, столь характерного для суздальской архитектуры, и, кроме того, они более широки. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле, возведенный московскими мастерами (1506-1515 годы), как и Покровский собор в Суздале, с трех сторон окружен двухэтажными галереями с открытой аркадой, увенчан тремя главами. По мнению исследователей ярославского зодчества, он испытал сильное влияние соборов Московского Кремля: Архангельского (1505-1508 годы) и Благовещенского (1484-1489 годы). Все перечисленные соборы, в том числе и собор Покровского монастыря в Суздале, строились по заказу и «иждевением» великих князей.
Несколько слов следует сказать о внутреннем убранстве Покровского собора. Оно было столь же сурово, как и внешний облик. Росписи стен отсутствовали, и интерьер украшали только иконы в богатых окладах, шитые пелены и изысканная церковная утварь. Все это было по преимуществу вкладами семей знатных инокинь, или творением их рук. Пол был вымощен черной керамической плиткой. Первый этаж собора занимала усыпальница. Всего в ней насчитывалось 26 (27) захоронений (некоторые находятся под галереями и крыльцами). Особенным почитанием до наших дней пользуется рака великой княгини Соломонии Сабуровой (в иночестве Софьи), причисленной в 1650 году к лику святых, и поминаемая как преподобная София Суздальская. Гробница ее находится в юго-западном углу собора. Некогда ее украшал деревянный резной саркофаг и покров с богатым шитьем.
К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. Деревянный переход к храму-колокольне заменили каменным с пышным резным убранством (он существует и сейчас), проемы галерей заложили кирпичом, пристроили выносные крыльца (они тоже сохранились). Прежний благородный облик собору вернула реставрация 1962 года.
Особого упоминания заслуживает храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, служивший колокольней Покровскому собору. Он расположен к югу от собора, что довольно необычно для того времени. Чаще отдельно стоящие колокольни и звонницы располагались «за алтарями», то есть с восточной стороны. О дате его строительства нет единого мнения. Предполагают, что его возвели сразу после собора (около 1515-1516 года).
В его архитектуре много общего с храмом Рождества Иоанна Предтечи в Спасо-Евфимиевом монастыре (первая треть XVI века). В обоих случаях, это столп, только на этот раз с восемью, а не с девятью гранями. Грани эти практически лишены декора. Своеобразную суровую и выразительную пластику им придают окна и печуры – в таких же «глубоких» обрамлениях, что и окна апсид Покровского собора. О первоначальной форме завершения и яруса звона сейчас не представляется возможным судить, так как в конце XVII века церковь была надстроена глухим восьмериком с резным фризом в верхней части и новым ярусом для колоколов, увенчанным довольно тяжеловесным шатром. Некоторые ученые предполагают, что и в начале XVI века ее венчал шатер, но это предположение вряд ли соответствует действительности. Кроме того факта, что ни один столпообразный храм «иже под колоколы» не имел шатрового верха, следует отметить еще один момент. Шатровые колокольни впервые появляются в русском каменном зодчестве в конце XVI века (колокольня над юго-восточным приделом во имя Димитрия Солунского церкви Гребневской иконы Божией Матери в Москве), а колокольни под шатром, стоящие отдельно от храма, и вовсе в конце XVII столетия. Самые ранние упоминания о шатровой колокольне в Покровском монастыре встречаются в Описи 1697 года. В Описях 1597 и 1628 годов никаких указаний на ее облик не содержится: «…да под колоколы [церковь] происхожденья честнаго креста…». На плане 1696 или 1697 годов отчетливо виден шатер и деревянный переход к собору (тот, что позднее заменили каменным), но год появления нового завершения пока не известен.
Использование этого сооружения было достаточно многофункциональным. Нижний ярус занимала кладовая, в средней части размещался храм Происхождения Честных древ, а выше находились колокола. В некоторых источниках есть указания на захоронение под колокольней княгини Анны Горбатовой-Кислых (ум. в 1593 году) и двух ее дочерей: Елены (ум. в 1579 году) и Евфимии (ум. в 1579 году). Однако последние исследования показали, что эти захоронения находятся не под колокольней, а возле галереи собора. Со временем они оказались под лестницей западного крыльца.
Весьма интересно редкое посвящение престола храма. Праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня празднуется православной церковью 14 (1 ст. ст.) августа. На этот же день приходится память семи святых мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и их матери Соломонии – святой покровительницы великой княгини Соломонии. Княгиня часто приезжала в монастырь молиться о даровании детей, и была щедрой покровительницей обители. Возможно, крошечный храм на втором ярусе колокольни устроили по ее желанию, и он служил ей личной молельней. Традиция строительства столпообразных храмов-колоколен, предназначенных для уединенной молитвы, уходит корнями в глубокую древность. Первым таким сооружением была северо-западная башня собора Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) в Антониевом монастыре Великого Новгорода. В верхней ее части был устроен придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского (1122 год), а толще стены располагались проемы для колоколов и ниша, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин. Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время.
Относительно датировки интересующего нас храма можно высказать и очень осторожное предположение, что данную церковь «иже под колоколы» построили в несколько более позднее время, чем это принято считать. Вполне вероятно, что строительство произошло уже после принятия пострига великой княгиней, то есть около 1526 или 1527 года. Этому предположению отвечает и наименование престола, более соответствующее теме искупительной жертвы и жизненного креста, чем молению о чадородии (что было актуально для более раннего времени, соответствующего возведению храма-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи в соседнем Спасо-Евфимиевом монастыре). Датировке 1520-ми годами не противоречат ни исторические данные (впервые колокольня упоминается в Описи 1597 года), ни архитектурные особенности столпа. Примерно к году освящения церкви относятся две ее почитаемые иконы: «Святые братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», ныне хранящиеся в Суздальском музее. Кроме того, тема мученичества и страданий Спасителя на кресте, хорошо сочеталась с формой восьмигранника, в которой был построен стоп. Известно, что она символизировала жизнь вечную и Небесный Иерусалим.
Дополнял эту тематику и ярус звона, так как имена жертвователей, отлитые на колоколах, воспринимались почти как поминальная записка, да и сам звон имел глубокий богословский смысл. Колокольный подбор был небольшим и состоял всего из шести колоколов – трех больших и трех «зазвонных». В одной из граней до сих пор сохранилась ниша для одного из небольших колоколов. По сторонам от нее находятся щелевидные отверстия. Из благовестников сохранился только один – наиболее древний – колокол 1589 года, вложенный в обитель князем Диомидом Черемисиновым. Он имеет характерную для своего времени форму – почти без изгиба стен. Это так называемый «колокол-ведро». Его украшает только пространная надпись: «Лета 7097 (1589) октября в 12-й день слит бысть сей колокол при государе царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии и при его благочестивой царице и великой княгине Ирине и при епископе суждальском Иеве в Суждаль в монастырь в дом Пречистой Богородицы честнаго Ея Покрова повелением Демида Ивановича Черемисинова по его душе. И по самих родителех и детях. Мастер Спиридон Борисов сын да Богдан Васильев сын». В настоящее время он находится на звоннице Спасо-Евфимиева монастыря и используется для показа звонов в музейных целях. Судьба остальных колоколов неизвестна. В том числе и «царицына» колокола конца XVII – начала XVIII века (с 1698 по 1718 годы), по преданию, вложенного в монастырь еще одной знатной инокиней – царицей Евдокией Лопухиной – первой женой императора Петра I.
В 1923 году монастырь закрыли и разорили (несколько наиболее старинных икон, правда, передали в Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, см. выше). В 1950-е – 1960-е годы его, наконец, признали памятником архитектуры, и привели храмы и хозяйственные постройки в порядок. В 1980-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. Православной церкви обитель вернули в 1992 году. Сейчас в ней вновь существует монашеская община.

http://sobory.ru/article/?object=05097
01.06.2016 - 21:43:08
 
Александр Селезнев
Александр Селезнев
Красотища !!!!!!
02.06.2016 - 11:36:07
 
Надежда Попова
Надежда Попова
Какой красивый храм!
02.06.2016 - 12:52:06
 
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Александр и надежда, спасибо вам за эмоции и внимание.
02.06.2016 - 13:38:36
 
Просмотры: 1900
Понравилось:
Андрей Ванин
NeRomantic Выползова
Андрей Синицын
Алексей Жуков
сергей адольфович
Наталия Тугаринова
Мила Бовкун
VADIM *****
Надежда Попова
Александр Селезнев
Лесо-Вед (Баранов)
Руслан Руслан
Роман Величко
Виталий Виницкий
Руслан Гончар
Александр Творогов
 
Добавили в избранное:
NeRomantic Выползова
сергей адольфович
Александр Селезнев
Виталий Виницкий
 
Сообщить о нарушении