Теги: владимирская область, город, древнерусское зодчество, золотое кольцо, кафедральный собор, классицизм, май, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, собор успения пресвятой богородицы, успенский собор
Владимир. Успенский кафедральный собор
Владимир. Успенский кафедральный собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Грэй | Буссоль (колли кш) →
Просмотры: 1082
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/5s
ISO:
125
Ф.расстояние:
70mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
19.05.2016 - 21:10:37
Адрес: Владимир, Соборная площадь
Годы строительства: 1158-1161, 1185-1189 — перестройка, 1810 — колокольня, 1862 — Георгиевский придел
Архитектор Георгиевского придела: Николай Андреевич Артлебен
Стиль: Древнерусское зодчество, владимиро-суздальское зодчество; колокольня — классицизм
Успенский собор - это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.
Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.
В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.
Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.
Из истории
В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.
Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.
Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» - Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.
Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.
Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней..."
Успенский собор при Андрее Боголюбском
Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.
Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:
Три отрока в печи огненной
Сорок мучеников севастийских
Вознесение Александра Македонского на небо.
Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.
Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.
Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.
Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы - драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.
Перестройка Успенского собора
Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.
К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид - 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.
В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.
В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.
Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).
В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.
Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.
В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.
Фрески Успенского собора
Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.
После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.
В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.
После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.
Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.
Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до насиконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3, 14 метров.
В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.
Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.
С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.
Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.
Успенский собор – дальнейшая история
В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.
В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.
В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.
http://www.trip-guide.ru/page_136.htm