error
Регистрация

Собор Феодоровской иконы Божией Матери В память 300-летия царствования Дома Романовых

 
 
Собор Феодоровской  иконы Божией Матери В память 300-летия царствования Дома Романовых - Елена Павлова (Смолова)
Собор Феодоровской иконы Божией Матери В память 300-летия царствования Дома Романовых - В стиле ростовского зодчества XVII в.
Пам. арх. (федеральн.)
1911-1914 - гражд. инж. Кричинский Степан Самойлович
2009 - реставрация, восстановление
Теги:  Санкт-Петербург
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Особняк княгини З. И. Юсуповой (графини де Шово). Белый (бывший танцевальный) зал (фрагмент) :: Елена Павлова (Смолова)
Здание гимназии имени поэтессы Саломеи Нерис (справа) :: Елена Павлова (Смолова)
Храм Святителя Николая в Воейково :: Елена Павлова (Смолова)
Святое озеро (переименованное в СЛОНовские времена в Трудовое) :: Елена Павлова (Смолова)
Вид в парке Реповеси :: Елена Павлова (Смолова)
Лилия :: Елена Павлова (Смолова)
Временная звонница :: Елена Павлова (Смолова)
Смоленский собор :: Елена Павлова (Смолова)
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Нежный вечер   |   Орнамент  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Елена Павлова (Смолова)
Елена Павлова (Смолова)
1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки. Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей. Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.
Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века. Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала. Август 1911 года в истории храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.
Три года длилось строительство собора – в итоге все получилось, как было задумано: внешний вид храма соответствовал ростовскому стилю времен царствования основоположника династии Михаила Романова.
Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью. Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс. прихожан.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.
Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.
Архивы свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.
Участь отца Льва была тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных событий он был арестован и расстрелян. 2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…
Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.
Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…
К настоящему времени все восстановительные рабоыт выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.
20.03.2016 - 17:33:45
 
Просмотры: 761
Понравилось:
Alex
Андрей Синицын
Павлова Татьяна Павлова
Александр Попов
Владимир Михайлович Дадочкин
Сергей Чиняев
Любовь Чунарёва
Лесо-Вед (Баранов)
Райская птица Бородина
Ирина Румянцева
Юрий Шувалов
Елена Ахромеева
Elena Izotova
Андрей Поляков
Галина Новинская
Александр Подгорный
Владимир Фомин
Сергей Касимов
Михаил "Skipper"
Александр Давыдов
 
Сообщить о нарушении