Теги: Москва, Царицыно
Средний дворец (Оперный Дом) и Фигурные ворота
Средний дворец (Оперный Дом) и Фигурные ворота
Другие фотографии на ФотоКто: ← Третий кавалерийский корпус | Мост к фонтану →
Просмотры: 881
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
NEX-5
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/60s
ISO:
200
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
NEX-5 Ver.03
Дата съёмки:
07.01.2016 - 17:02:41
Фигурные ворота построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля.
Название сооружения, как и в случае с Фигурным мостом, связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще «Виноградными» из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов.
Фигурные ворота истинный символ творчества Баженова, считавшего архитектуру высоким искусством, а не просто строительным ремеслом ради житейских нужд. Подобно Фигурному мосту, это сооружение напоминает триумфальную арку. С первого взгляда ясно, что оно предназначалось прежде всего для любований своей красотой на фоне парковых кущ и соседских дворцовых зданий. Это , без преувеличения, вдохновенный лирический стих из красного кирпича и белого камня!
Вместе со Средним дворцом (Оперным домом) Фигурные ворота составляют словно бы музыкальный «дуэт», а с Малым дворцом даже «трио». На разные «голоса», но в полифонической гармонии все эти великолепные строения «поют» общую тему «нежной готики» (как сам Баженов называл свой оригинальный стиль). Подобные визуальные ансамбли легко обнаружить и во всех других частях царицынского дворцового комплекса. Везде можно видеть, как одно сооружение зрелищно «накладывается» на другое и как они словно бы «разговаривают» друг с другом, а если безмолвствуют, то опять же вместе и глубоким общим смыслом.
Не случайно царицынский ансамбль Баженова называют «театром архитектуры». В нем угадывается и общая философская драматургия, и режиссерские мизансцены, и даже маскарадные розыгрыши самих «артистов» - зданий. Одно «действие» контрастно сменяет другое, и в каждом - своя особая интрига. Баженов, похоже, был великим «режиссером от архитектуры». Жаль, что его многоактный «спектакль» в Царицыне лишился «главных действующих лиц» - трех царских дворцов, снесенных в 1786 году по воле Екатерины Второй, а также ряда ближних к ним сооружений.