Теги: введенский владычный монастырь, введенский собор, город, древнерусское зодчество, монастырь, московская епархия, московская область, московское зодчество, паломничество, памятник архитектуры, подмосковье, православие, родина, россия, серпухов
Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Другие фотографии на ФотоКто: ← **** | Шиповник созрел. →
Просмотры: 1306
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/13
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
65mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
15.08.2015 - 16:38:15
Адрес: Серпухов, улица Октябрьская, 40 (Владычная слобода)
Годы строительства: Не ранее 1597
Стиль: Древнерусское зодчество, московское зодчество
Исследование о Введенском соборе архитектора Гаевой О.В.
Точное время строительства Введенского собора монастыря наименее конкретно. Тем не менее, сроки строительства примерно укладываются в период правления Бориса Годунова (1598-1605).
Достоверно известно, что царь Василий Шуйский в 1606 году (1606-1610) устроил в уже готовой «… с/обор/ ной церкве Введения Пречистыя Богородицы предел во имя Благоверного цар/евича/ Димитрия, меж столбов, в углу, др/евяной/, дощатой…».
Устройство этого придела после смерти Бориса Годунова, обвиненного в убийстве царевича, в период смуты, было весьма актуально и имело политическое значение. Московский трон целый год занимал Лжедмитрий I и было важно подтвердить факт смерти истинного царевича и самозванство Лжедмитрия.
Устроенный довольно неудачно, этот придел сильно затеснял и без того небольшое внутреннее пространство храма. Поэтому, в связи с обращением монастырской братии к царю Михаилу Федоровичу, по его указу 1634 года, начались строительные работы по устройству нового придела при церкви Георгия, куда он и был позднее переведен по указу царей Иоана и Петра Алексеевичей (1689-1698) в конце XVII века.
В связи с этим монастырские крестьяне были даже освобождены от государевой повинности по «.. кирпичному делу..».
Собор на протяжении почти всего 17 века сохранял свой первоначальный облик, который реконструируется на основе натурных изысканий.
Белокаменная кладка стен не должна вводить в заблуждение кажущейся древностью.
Объемно-пространственное решение храма, для которого характерно несоответствие внешнего архитектурного оформления его конструктивной схеме — достаточно типично для «годуновской» архитектуры (за примером далеко ходить не надо — возьмем расположение оконных проемов четверика Георгиевской церкви этого же монастыря).
Облик соборного храма монастыря имеет явные прототипы, аналоги своего времени.
Использование филенок в оформлении фасадов, состав профилей, использованных в карнизах и цоколе, смешанная техника кладки стен с использованием в облицовке белого камня, пирамидальность построения завершения храма в виде двух ярусов закомар, при общей монументальности пятиглавия — все это имеет прямые аналогии в русской архитектуре конца 16 века. Существующий храм полностью является детищем своего времени — рубежа 16-17 веков.
Придельная церковь у северо-западного угла собора возникла несколько позднее основного объема храма. Еще в 1627 году в писцовых книгах при перечислении монастырских храмов отмечены два придела: «.. Алексия Митрополита да царевича Дмитрия Углицкова…». Судя по тексту — приделы равнозначные, а значит оба расположены внутри объема.
Собор первоначально при строительстве задумывался с приделом, расположенным в апсиде. Сильно выдвинутые на восток три апсиды имели отверстия в цилиндрических частях сводов над жертвенником и дьякоником, что дает возможность предположить наличие двух, возможно световых, глав.
Традиционно, приделы в алтаре храма устраивались в дьякониках (южной апсиде), что подтверждается натурными исследованиями.
В южной апсиде помимо восточного имеется дополнительное окно, выходящее на южный фасад, на северной стене раскрыты жертвенные ниши, в северной стене южной апсиде, отделяющей центральную апсиду от дьяконика, устроен узкий дверной проем, еще белее изолирующий эту часть алтаря.
Все это позволяет высказать предположение о существовании здесь первоначально придела Алексия митрополита. Логично тогда и расположение отдельно главки над приделом.
Вторая глава — над северной апсидой, устроена, по-видимому из общего стремления зодчих к симметричному решению фасадов.
http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/vvedenskiy.php