error
Регистрация

Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре

 
 
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре - Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Теги:  воскресенский храм на дебре, город, древнерусское зодчество, знаменский монастырь в костроме, кострома, костромская епархия, костромское зодчество, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, сентябрь, узорочье
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Рыбинск. Храм Великомученика Георгия Победоносца :: Алексей Шаповалов Стерх
Вологда. Здание бывшей гостиницы «Эрмитаж». Городская администрация :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Храм Иверской иконы Божией Матери (Георгия Победоносца) на Всполье :: Алексей Шаповалов Стерх
Курск. Храм Всех Святых у Херсонских ворот :: Алексей Шаповалов Стерх
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Икона преподобного Пафнутия Боровского на Святых вратах :: Алексей Шаповалов Стерх
Углич. Алексеевский монастырь. Успенский Дивный храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Калуга. Свято-Георгиевский собор за верхом :: Алексей Шаповалов Стерх
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий Фомин на освящении колоколов в Петропавловском храме :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  #   |   Kate Volkovinskaya  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Год постройки: 1645, расписан в 1652 году
Адрес: Улица Нижняя Дебря, 37
Стиль: Древнерусское зодчество, узорочье

Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем "мизинным" (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - "на Дебре" – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес.
Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков - "бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков",- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело.
Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий.
Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.
В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце 17 века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности.
Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина.
Резной иконостас из Трехсвятительского придела - выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе.
Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.
Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» - символ бессмертия.

Литература: Пастухова З.И. Пономарева Е.Н. Древнерусские города. – Смоленск «Русич», 2004.
15.10.2015 - 09:53:20
 
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Спасибо.
15.10.2015 - 15:37:46
 
Просмотры: 1643
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/9
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
45mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
 
Дата съёмки:
12.09.2015 - 13:44:02
 
Понравилось:
Михаил Жуковский
Maxim Lanin
Михаил "Skipper"
Надежда Борисенко
Андрей
Андрей Синицын
Natali Lubich
Андрей Воробьев
евгения
Наталия Тугаринова
Мила Бовкун
Михаил Болдырев
Валентина Береснева
Иваннович *
Petr Popov
Александр Селезнев
Евгений Кривошеев
Дмитрий Рутковский
Юра Степнов
Юлия Z
 
Добавили в избранное:
Юрий Шувалов
 
Сообщить о нарушении