Теги: воскресенский храм на дебре, город, древнерусское зодчество, знаменский монастырь в костроме, кострома, костромская епархия, костромское зодчество, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, сентябрь, узорочье
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре
Другие фотографии на ФотоКто: ← # | Kate Volkovinskaya →
Просмотры: 1691
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/9
Выдержка:
1/320s
ISO:
125
Ф.расстояние:
45mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
12.09.2015 - 13:44:02
Год постройки: 1645, расписан в 1652 году
Адрес: Улица Нижняя Дебря, 37
Стиль: Древнерусское зодчество, узорочье
Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем "мизинным" (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - "на Дебре" – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес.
Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков - "бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков",- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело.
Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий.
Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.
В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце 17 века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности.
Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина.
Резной иконостас из Трехсвятительского придела - выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе.
Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.
Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» - символ бессмертия.
Литература: Пастухова З.И. Пономарева Е.Н. Древнерусские города. – Смоленск «Русич», 2004.