Теги: архитектура, барокко, город, запрудня, классицизм, кострома, костромская епархия, костромская область, незакрывавшийся храм, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, храм спаса на запрудне, храм спаса нерукотворного образа
Кострома. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне
Кострома. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне
Другие фотографии на ФотоКто: ← Город | Иерусалимские картинки →
Просмотры: 2080
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/11
Выдержка:
1/400s
ISO:
125
Ф.расстояние:
67mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
23.09.2015 - 12:39:54
Адрес: Кострома, улица Запрудня, 2
Год строительства: 1754, трапезная и колокольня построены в 1806 году
Стиль: Храмовая часть — барокко, трапезная и колокольня — классицизма
Спасо-Запрудненская церковь располагается на северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в реку Кострому немногим выше Ипатьевского монастыря.
История его создания непосредственно связана с чудесным явлением костромскому князю Василию Ярославичу Феодоровской иконы Божией Матери в XIII столетии. Именно здесь, среди дремучего леса, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, 16 августа по старому стилю - когда Церковь воспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа - состоялось обретение великой святыни Костромского края. После перенесения иконы в соборный городской храм князь Василий "на месте том, идеже обретеся икона Богородицына, повеле церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенного образа Его, и монастырь устроити повеле". Новопостроенная мужская обитель стала первым костромским монастырем и именовалась Спасо-Запрудненской.
В XVII столетии Спасо-Запрудненский монастырь считался домовым патриаршим; с учреждением Священного Синода он стал принадлежать синодальной области. Однако богатством обитель не отличалась: в 1721 году здесь, кроме строителя Павла, проживали лишь четыре монаха. Указ Священного Синода от 9 ноября 1724 года определил "Спасский запрудный монастырь с угодьи и со всяким заводом прописав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретающихся в нем монахов вывести и все, что прилично, перевесть в Богоявленский монастырь". Тем не менее, согласно документальным свидетельствам, обитель продолжала существовать - хотя и в определенной зависимости от Богоявленского монастыря.
До середины XVII века все постройки Спасо-Запрудненского монастыря были деревянными. В начале пятидесятых годов здесь воздвигли каменный храм - одноглавый, двухэтажный, одноабсидный в стиле "нарышкинского барокко", освященный в 1754 году. По традиционному преданию, престол храма устроен над сохранявшимся даже до XVIII века пнем от сосны, на которой Феодоровская икона Пресвятой Богородицы явилась князю Василию Ярославичу.
В 1760 году на Запрудню по распоряжению епископа Костромского и Галичского Дамаскина (Аскаронского) перевели Костромскую Духовную семинарию, в связи с чем был сделан ряд построек, воздвигавшихся под руководством бывшего игумена Иаково-Железноборовского монастыря Досифея. Комплекс семинарии включал в себя учебные и жилые строения, здесь же был устроен архиерейский дом с крестовой церковью. Под семинарские нужды использовались и здания обители: в нижнем этаже Спасской церкви разместились учебная аудитория и библиотека, а деревянная Введенская церковь монастыря (впоследствии разобранная из-за ветхости в 1809 году) стала семинарским храмом. К этому времени Спасская церковь имела три престола: в летнем храме, на втором этаже - в честь Нерукотворенного образа Спасителя, и два на первом этаже, для служения в зимнее время: правый - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святителя Алексия, митрополита Московского, левый - во имя великомученика Феодора Стратилата. Колокольня располагалась отдельно от храма.
В 1764 году после секуляризации церковных земель Спасо-Запрудненский монастырь был упразднен; его строения перешли к семинарии, а Спасская церковь стала ружной - то есть получавшей средства на свои нужды и на содержание духовенства от кафедрального Успенского собора.
В 1806 году попечением купца Василия Ивановича Стригалева к церкви пристроили трапезную (с теплым приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери) и двухъярусную колокольню в стиле классицизма. В декабре 1813 года пожар уничтожил деревянный учебный корпус семинарии, после чего духовная школа была переведена в Богоявленский монастырь, а Спасо-Запрудненская церковь осталась так называемым бесприходным храмом (обращенным в приходской с 1861 года).
С конца XVIII века окружавшее церковь кладбище являлось местом упокоения известных семейств костромских купцов и промышленников - Дурыгиных, Зотовых, Карцевых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых, Стригалевых, многие из которых на свои средства благоукрашали храм. В 1838 году в нижнем его этаже с южной стороны попечением Г.Д. Солодовникова устроен придел в честь Введения во храм Божией Матери; с северной стороны нижнего этажа придел во имя преподобного Димитрия Прилуцкого устроен на пожертвования почетного гражданина Д.Я. Дурыгина в 1855 году. В 1864 году верхний храм (на втором этаже) на средства фабрикантов Зотовых реконструирован в теплый двухпрестольный с правым приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Наталии и левым - во имя преподобномученика Андрея Критского и мученицы Татианы. С 1895 года обращен в теплый и храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя на втором этаже.
В церковной ограде сохранилась до нашего времени могила почитавшейся далеко за пределами Костромы блаженной Дарьюшки, скончавшейся в 1831 году. На протяжении тридцати лет она носила вериги и в жизни своей являла много случаев благодатной прозорливости. Блаженную принимали и беседовали с ней даже император Александр I и его супруга.
В начале ХХ века причт храма состоял из двух священников и двух псаломщиков. Попечением Александровского православного братства в приходе открылась женская рукодельная школа с четырехлетним курсом обучения. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил общегородской крестный ход с чудотворным образом из Успенского кафедрального собора.
После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако многое в церковной жизни изменилось: крестные ходы были запрещены властями, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Дважды (16 декабря 1929 года и 28 апреля 1935 года) газета "Северная правда" сообщала о закрытии церкви на Запрудне; однако храм сохранился от поругания, хотя с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище - разбиты многие из надгробных памятников. Таким образом, Спасо-Запрудненская церковь вошла в число трех костромских храмов, не закрывавшихся в советское время. С 1990 года традиция совершения ежегодных крестных ходов на Запрудню в день обретения чудотворной Феодоровской иконы возобновлена.
В начале девяностых годов ХХ века настоятелем Спасо-Запрудненского храма являлся протоиерей Владимир Степанов (1937-1992) - выдающийся костромской священнослужитель, на протяжении тридцати лет своего пастырства претерпевший от властей немало гонений за проповедь Слова Божиего и душепопечительную деятельность. Протоиереем Владимиром и его матушкой Маргаритой Васильевной воспитаны пять сыновей, вслед за отцом избравшие путь служения Церкви, старший из которых - епископ Тихон - ныне управляет Архангельской епархией.
Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненской церкви до сего времени является изображение Нерукотворенного Образа Спасителя, находящееся в местном ряду главного иконостаса верхнего храма. Сохранившиеся предания относят время его написания к XIII веку и говорят о том, что сделано это было по повелению князя Василия Ярославича (современные реставраторы считают, что икона написана не ранее XVI века); икона эта, несомненно, являлась храмовым образом прежней деревянной церкви на Запрудне. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой святыней; в частности - во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов. Образ Спасителя принимал участие - вместе с Феодоровской и Тихвинской иконами Пресвятой Богородицы - в общегородских ("генеральных") крестных ходах, с почетом принимался на храмовых праздниках и во многих пригородных селах.
В настоящее время к Спасо-Запрудненскому храму приписана часовня на Святом озере (на границе городской черты Костромы, в месте, прежде именовавшемся Святым; здесь в начале шестидесятых годов XIII столетия костромичи под водительством князя Василия Ярославича и при чудесном содействии Феодоровской иконы Божией Матери обратили в бегство отряд иноземных захватчиков, шедших на Кострому для ее разорения).
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kostroma&page=9