В середине XIX столетия на планах Гатчины впервые появилось двойное название озера – Глухое и Филькино.
Старинное предание, передающееся из поколения в поколение среди потомков гатчинских старожилов, гласит, что жил в свое время в Гатчине крестьянский парень по имени Филипп, которого называли по-простецки Филькой. Подрядился он однажды рубить дрова где-то в лесу за Гатчиной. Нарубил целый санный возок и повез его на лошадке прямо в императорский дворец. Была зима, но погода стояла слякотная, с оттепелями.
Чтобы сократить путь, Филька решил перевезти возок через парк да путь его преградило Глухое озеро. Недолго думая, захотел он перебраться через него по тонкому льду. Лихой был парень! А лед оказался хрупким, не выдержал он тяжести филькиного возка, провалился. Утонул Филька в озере. Спасли только его лошадь. С тех пор и прозвали гатчинцы это озеро Филькиным. Так утверждает легенда. А что же было на самом деле?
Документов, подтверждающих правдивость филькиной истории, нет. Однако нельзя согласиться с версией некоторых горожан, придерживающихся иного мнения. «У гатчинцев за одним из озер Приоратского парка прочно укрепилось название – Филькино, – сообщала в 1960 году в одной из заметок газета «Гатчинская правда». – Между тем, на картах вы этого слова не найдете. В этом нет ничего удивительного, потому что настоящее название озера – Глухое. Прозвано оно жителями города пренебрежительно Филькиным за малый размер».
Глухое озеро имеет искусственное происхождение и возникло в результате изменения водной системы Приоратского парка в конце XVIII века. Оно расположено в глубине парка в районе, прилегающем к Варшавскому вокзалу. Само название озера говорит о характере этой части парка: в старину к его берегам со всех сторон вплотную подступала лесная чаща.
Интересно, что уровень воды в Глухом озере выше, чем в других гатчинских озерах. Это озеро, как и соседнее, на берегу которого стоит Приоратский дворец, – звенья сложной гидросистемы. Они играют заметную роль в обводнении Белого озера, так как соединены между собой... За пределами Приоратского парка, близ деревни Малые Колпаны, на высоте около 89 метров над уровнем моря расположено обширное Колпанское озеро, которое питается мощными ключами, не замерзающими даже в зимнее время. Колпанское озеро соединено искусственным каналом с Глухим озером. Разница в уровнях всех гатчинских озер позволила создать здесь целую систему различных каналов, протоков и шлюзов, связывающих между собою водоемы Приоратского и Дворцового парков.
Во второй половине XIX века Глухое озеро становится местом летнего отдыха гатчинцев. В то время только Приоратский парк был открыт для свободного доступа всех сословий горожан. А этот парк действительно когда-то был красивым и ухоженным. Еще в середине XIX столетия его обнесли земляным валом со рвом по обе стороны. На валу была установлена металлическая решетка. Таким образом впервые были четко зафиксированы границы парка, некоторые из въездов в него оформили каменными воротами.
С 1848 по 1853 год в парке прокладывались прогулочные дорожки. Первоначально была устроена сеть дорожек в районе Глухого и Черного озер, с двумя выходами на Загвоздинскую улицу. Впоследствии появилась окружная дорога вокруг всего Приоратского парка. Проведение Варшавской линии железной дороги привело к возникновению в парке нового пути, так называемой Императорской дороги, непосредственно связавшей Гатчинский дворец с Варшавским вокзалом.
В 1864 году на берегу Глухого озера была сооружена первая общественная купальня. Подрядчиком при ее строительстве стал коллежский асессор Мартянс. Через десять лет главный архитектор города Гатчины Людвиг Францевич Шперер выполнил проект новой купальни на Глухом озере. Наконец, в 1885 году на берегу озера появились еще сразу же две купальни: одна для служащих местного дворцового управления, другая для воспитанников Гатчинского сиротского института.
В конце 19 века проводилось очередное благоустройство территории Приоратского парка. Особое внимание тогдашние городские власти уделяли состоянию Глухого озера. «Филькино озеро в Приоратском парке, представляющее собою единственое место для купания, – сообщалось в книге «Столетие города Гатчины», – питалось главным образом водою, проведенной в него открытой канавой и из вышележащего Колпанского озера. Когда во время засухи уровень воды в Колпанском озере понижался, то прекращался вследствие этого и приток воды в Филькино озеро, а это в свою очередь влекло за собою падение уровня воды в последнем и быстрое развитие водорослей, так как вода не освежалась постоянным притоком. Ввиду этих обстоятельств и приступлено было прежде всего к углублению Колпанского водопроводного канала в заплывших местах его и кроме того, чтобы иметь возможность удержать в Колпанском озере большой запас воды и регулировать приток ея в Филькино озеро по мере надобности во время летних засух, в водопроводном канале, у выхода его из Колпанского озера, построена была земляная плотина с чугунным водоемом...» Все эти работы проводились в 1890 году.
В советский период истории города Глухое озеро продолжало оставаться излюбленным местом отдыха трудящихся. Старый гатчинец, выпускник Красногвардейской средней школы № 3 (1941 г.), ныне житель города Звенигорода Московской области, полковник в отставке Андрей Андреевич Филаретов в своих воспоминаниях о довоенной Гатчине рассказывал: «Незабываемы Гатчинские парки... В Филькином озере мы, дети, купались и боялись пиявок, которых там было предостаточно. И, конечно, нельзя забыть прогулку по Приорату, вокруг озер, в белую ночь после школьного выпускного вечера 16 июня сорок первого года.
Невдалеке от Филькина озера был в какие-то годы летний театр: эстрада – раковина, скамьи для зрителей. Там проходили концерты, но быть на них в силу детского возраста не пришлось. Была в Приорате, в глубине парка, и «своя полянка», где частенько всей семьей проводили летом не один час».
С послевоенного времени район Глухого озера становится местом частых проведений спортивных соревнований. «18 января в Приоратеком парке вокруг озера Филькино проводится городской финальный профсоюзно-комсомольский лыжный кросс. Старт в 12 часов дня», – гласит текст на одной из афиш. Здесь устраивались туристические слеты учебных заведений города Гатчины. А расположенная по соседству школа № 4 проводила в Приоратеком парке уроки физкультуры.
В 1954 году на Глухом озере была построена образцовая городская купальня, оборудованная при непосредственном участии гатчинцев. Впоследствии здесь существовал единственный в городе официальный пляж, который, впрочем, к концу семидесятых годов уже не соответствовал санитарным нормам, утвержденным специальным постановлением Леноблисполкома. Озеро начало заболачиваться, а в 1981 году местная санэпидемстанция своим заключением запретила горожанам купаться в Глухом озере.
Нельзя сказать, что гатчинские власти бездействовали. Первый заместитель председателя исполкома городского Совета Станислав Семенович Богданов, лично в то время контролировал работы по реставрации Приоратского парка, который находился на балансе города. По его инициативе к 1983 году удалось выполнить ряд практических работ по исследованию и частичному восстановлению гидросистем Глухого и Черного озер.
«Первая задача, которую мы поставили, – рассказывал С.С. Богданов в одном из интервью корреспонденту газеты «Гатчинская правда» в 1984 году, – отрегулировать сток воды из Филькина озера. Для этого восстановлена система задвижек, сооружен шлюз с затвором на ручье, по которому вода Колпанского озера уходила в Карпин пруд, минуя Филькино озеро. Небольшой бетонный барьер и затвор позволили поднять летом 1983 года уровень воды в Филькином озере на целый метр. В купальный сезон горожане оценили этот подъем».
Многие годы Глухое озеро имеет нехорошую репутацию у гатчинцев: здесь постоянно тонут люди. Несчастные случаи – нередкое явление на озере и в наши дни. В летнюю пору, когда наступает купальный сезон, к Глухому озеру устремляются десятки и сотни людей. Несмотря на многочисленные неудобства и отсутствие каких-либо пляжных достопримечательностей, этот водоем словно магнит притягивает к себе многих гатчинцев и туристов, приезжающих в город. Сберечь его для потомков, как, впрочем, и другие озера голубого ожерелья Гатчины – наша основная задача.
На этой, может быть не совсем оптимистической ноте, можно было бы и завершить повествование о Глухом (Филькином) озере, если бы еще не одно обстоятельство, заслуживающее упоминания. В 1977 году в газете «Гатчинская правда» появилась небольшая по объему заметка, которая называлась «Несси в Филькином озере». Редакционный автор ее не был указан. Вот полный текст той сенсационной заметки: «Сегодня, в 6 часов утра страстный рыболов-любитель Филимон П. опять видел в Филькином озере необычайное существо. Оно высунуло маленькую головку на тонкой, длинной шее, внимательно осмотрев окрестности, вновь ушло в темные воды озера.
Пораженному рыболову-любителю особенно запомнились большие, впечатляющие глаза необычного обитателя этого водоема. По категоричному заявлению Филимона П. в Филькином озере обитает Несси. Примечательно, что это не первая встреча рыболова с таинственным животным. И если раньше мы ему не верили, то на этот раз он все же сумел убедить нас, заявив, что накануне у него капли во рту не было.
Думается, настала пора не только поверить в существование Несси в Филькином озере, но и организовать глубоководную экспедицию, чтобы поближе познакомиться с ней. Филимон П., скромно уступает это право своим коллегам – рыболовам-любителям. Запись в экипаж экспедиции производится только один день – сегодня с 9 до 24 часов».
Удивительная заметка вышла в свет 1 апреля и этим было уже все сказано. Однако редакционную шутку некоторые гатчинцы восприняли всерьез. Тот первоапрельский розыгрыш до сих пор имеет отклики. Горожане, старые читатели газеты и сегодня иногда вспоминают Несен. А окажись все это вдруг правдой? Легенды рождаются не на пустом месте, но иногда мы придумываем их сами...
Старинное предание, передающееся из поколения в поколение среди потомков гатчинских старожилов, гласит, что жил в свое время в Гатчине крестьянский парень по имени Филипп, которого называли по-простецки Филькой. Подрядился он однажды рубить дрова где-то в лесу за Гатчиной. Нарубил целый санный возок и повез его на лошадке прямо в императорский дворец. Была зима, но погода стояла слякотная, с оттепелями.
Чтобы сократить путь, Филька решил перевезти возок через парк да путь его преградило Глухое озеро. Недолго думая, захотел он перебраться через него по тонкому льду. Лихой был парень! А лед оказался хрупким, не выдержал он тяжести филькиного возка, провалился. Утонул Филька в озере. Спасли только его лошадь. С тех пор и прозвали гатчинцы это озеро Филькиным. Так утверждает легенда. А что же было на самом деле?
Документов, подтверждающих правдивость филькиной истории, нет. Однако нельзя согласиться с версией некоторых горожан, придерживающихся иного мнения. «У гатчинцев за одним из озер Приоратского парка прочно укрепилось название – Филькино, – сообщала в 1960 году в одной из заметок газета «Гатчинская правда». – Между тем, на картах вы этого слова не найдете. В этом нет ничего удивительного, потому что настоящее название озера – Глухое. Прозвано оно жителями города пренебрежительно Филькиным за малый размер».
Глухое озеро имеет искусственное происхождение и возникло в результате изменения водной системы Приоратского парка в конце XVIII века. Оно расположено в глубине парка в районе, прилегающем к Варшавскому вокзалу. Само название озера говорит о характере этой части парка: в старину к его берегам со всех сторон вплотную подступала лесная чаща.
Интересно, что уровень воды в Глухом озере выше, чем в других гатчинских озерах. Это озеро, как и соседнее, на берегу которого стоит Приоратский дворец, – звенья сложной гидросистемы. Они играют заметную роль в обводнении Белого озера, так как соединены между собой... За пределами Приоратского парка, близ деревни Малые Колпаны, на высоте около 89 метров над уровнем моря расположено обширное Колпанское озеро, которое питается мощными ключами, не замерзающими даже в зимнее время. Колпанское озеро соединено искусственным каналом с Глухим озером. Разница в уровнях всех гатчинских озер позволила создать здесь целую систему различных каналов, протоков и шлюзов, связывающих между собою водоемы Приоратского и Дворцового парков.
Во второй половине XIX века Глухое озеро становится местом летнего отдыха гатчинцев. В то время только Приоратский парк был открыт для свободного доступа всех сословий горожан. А этот парк действительно когда-то был красивым и ухоженным. Еще в середине XIX столетия его обнесли земляным валом со рвом по обе стороны. На валу была установлена металлическая решетка. Таким образом впервые были четко зафиксированы границы парка, некоторые из въездов в него оформили каменными воротами.
С 1848 по 1853 год в парке прокладывались прогулочные дорожки. Первоначально была устроена сеть дорожек в районе Глухого и Черного озер, с двумя выходами на Загвоздинскую улицу. Впоследствии появилась окружная дорога вокруг всего Приоратского парка. Проведение Варшавской линии железной дороги привело к возникновению в парке нового пути, так называемой Императорской дороги, непосредственно связавшей Гатчинский дворец с Варшавским вокзалом.
В 1864 году на берегу Глухого озера была сооружена первая общественная купальня. Подрядчиком при ее строительстве стал коллежский асессор Мартянс. Через десять лет главный архитектор города Гатчины Людвиг Францевич Шперер выполнил проект новой купальни на Глухом озере. Наконец, в 1885 году на берегу озера появились еще сразу же две купальни: одна для служащих местного дворцового управления, другая для воспитанников Гатчинского сиротского института.
В конце 19 века проводилось очередное благоустройство территории Приоратского парка. Особое внимание тогдашние городские власти уделяли состоянию Глухого озера. «Филькино озеро в Приоратском парке, представляющее собою единственое место для купания, – сообщалось в книге «Столетие города Гатчины», – питалось главным образом водою, проведенной в него открытой канавой и из вышележащего Колпанского озера. Когда во время засухи уровень воды в Колпанском озере понижался, то прекращался вследствие этого и приток воды в Филькино озеро, а это в свою очередь влекло за собою падение уровня воды в последнем и быстрое развитие водорослей, так как вода не освежалась постоянным притоком. Ввиду этих обстоятельств и приступлено было прежде всего к углублению Колпанского водопроводного канала в заплывших местах его и кроме того, чтобы иметь возможность удержать в Колпанском озере большой запас воды и регулировать приток ея в Филькино озеро по мере надобности во время летних засух, в водопроводном канале, у выхода его из Колпанского озера, построена была земляная плотина с чугунным водоемом...» Все эти работы проводились в 1890 году.
В советский период истории города Глухое озеро продолжало оставаться излюбленным местом отдыха трудящихся. Старый гатчинец, выпускник Красногвардейской средней школы № 3 (1941 г.), ныне житель города Звенигорода Московской области, полковник в отставке Андрей Андреевич Филаретов в своих воспоминаниях о довоенной Гатчине рассказывал: «Незабываемы Гатчинские парки... В Филькином озере мы, дети, купались и боялись пиявок, которых там было предостаточно. И, конечно, нельзя забыть прогулку по Приорату, вокруг озер, в белую ночь после школьного выпускного вечера 16 июня сорок первого года.
Невдалеке от Филькина озера был в какие-то годы летний театр: эстрада – раковина, скамьи для зрителей. Там проходили концерты, но быть на них в силу детского возраста не пришлось. Была в Приорате, в глубине парка, и «своя полянка», где частенько всей семьей проводили летом не один час».
С послевоенного времени район Глухого озера становится местом частых проведений спортивных соревнований. «18 января в Приоратеком парке вокруг озера Филькино проводится городской финальный профсоюзно-комсомольский лыжный кросс. Старт в 12 часов дня», – гласит текст на одной из афиш. Здесь устраивались туристические слеты учебных заведений города Гатчины. А расположенная по соседству школа № 4 проводила в Приоратеком парке уроки физкультуры.
В 1954 году на Глухом озере была построена образцовая городская купальня, оборудованная при непосредственном участии гатчинцев. Впоследствии здесь существовал единственный в городе официальный пляж, который, впрочем, к концу семидесятых годов уже не соответствовал санитарным нормам, утвержденным специальным постановлением Леноблисполкома. Озеро начало заболачиваться, а в 1981 году местная санэпидемстанция своим заключением запретила горожанам купаться в Глухом озере.
Нельзя сказать, что гатчинские власти бездействовали. Первый заместитель председателя исполкома городского Совета Станислав Семенович Богданов, лично в то время контролировал работы по реставрации Приоратского парка, который находился на балансе города. По его инициативе к 1983 году удалось выполнить ряд практических работ по исследованию и частичному восстановлению гидросистем Глухого и Черного озер.
«Первая задача, которую мы поставили, – рассказывал С.С. Богданов в одном из интервью корреспонденту газеты «Гатчинская правда» в 1984 году, – отрегулировать сток воды из Филькина озера. Для этого восстановлена система задвижек, сооружен шлюз с затвором на ручье, по которому вода Колпанского озера уходила в Карпин пруд, минуя Филькино озеро. Небольшой бетонный барьер и затвор позволили поднять летом 1983 года уровень воды в Филькином озере на целый метр. В купальный сезон горожане оценили этот подъем».
Многие годы Глухое озеро имеет нехорошую репутацию у гатчинцев: здесь постоянно тонут люди. Несчастные случаи – нередкое явление на озере и в наши дни. В летнюю пору, когда наступает купальный сезон, к Глухому озеру устремляются десятки и сотни людей. Несмотря на многочисленные неудобства и отсутствие каких-либо пляжных достопримечательностей, этот водоем словно магнит притягивает к себе многих гатчинцев и туристов, приезжающих в город. Сберечь его для потомков, как, впрочем, и другие озера голубого ожерелья Гатчины – наша основная задача.
На этой, может быть не совсем оптимистической ноте, можно было бы и завершить повествование о Глухом (Филькином) озере, если бы еще не одно обстоятельство, заслуживающее упоминания. В 1977 году в газете «Гатчинская правда» появилась небольшая по объему заметка, которая называлась «Несси в Филькином озере». Редакционный автор ее не был указан. Вот полный текст той сенсационной заметки: «Сегодня, в 6 часов утра страстный рыболов-любитель Филимон П. опять видел в Филькином озере необычайное существо. Оно высунуло маленькую головку на тонкой, длинной шее, внимательно осмотрев окрестности, вновь ушло в темные воды озера.
Пораженному рыболову-любителю особенно запомнились большие, впечатляющие глаза необычного обитателя этого водоема. По категоричному заявлению Филимона П. в Филькином озере обитает Несси. Примечательно, что это не первая встреча рыболова с таинственным животным. И если раньше мы ему не верили, то на этот раз он все же сумел убедить нас, заявив, что накануне у него капли во рту не было.
Думается, настала пора не только поверить в существование Несси в Филькином озере, но и организовать глубоководную экспедицию, чтобы поближе познакомиться с ней. Филимон П., скромно уступает это право своим коллегам – рыболовам-любителям. Запись в экипаж экспедиции производится только один день – сегодня с 9 до 24 часов».
Удивительная заметка вышла в свет 1 апреля и этим было уже все сказано. Однако редакционную шутку некоторые гатчинцы восприняли всерьез. Тот первоапрельский розыгрыш до сих пор имеет отклики. Горожане, старые читатели газеты и сегодня иногда вспоминают Несен. А окажись все это вдруг правдой? Легенды рождаются не на пустом месте, но иногда мы придумываем их сами...