Теги: 1912-1914 годы, алексей шаповалов стерх, архитектор м.м.перетяткович, архитектура, банк, город, неоренессанс, памятник архитектуры, питер, родина, россия, русский торгово-промышленный банк, санкт-петербург, улица большая морская в санкт-петербурге
Санкт-Петербург. Здание бывшего Русского торгово-промышленного банка
Санкт-Петербург. Здание бывшего Русского торгово-промышленного банка
Другие фотографии на ФотоКто: ← Соло на бонгах. | ЦВЕТОЧЕК →
Просмотры: 7060
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/500s
ISO:
160
Ф.расстояние:
24mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
15.06.2014 - 15:01:27
Адрес: Улица Большая Морская, 15
Архитектор: Мариан Марианович Перетяткович
Годы строительства: 1912-1914
Стиль: Неоренессанс
Здание — эффектное, подчеркнуто монументальное. Фасад его облицрван крупными блоками темно-серого гранита и завершен стройной колоннадой. Возводилось оно для Русского торгово-промышленного банка.
В 1740-х годах на его месте находился небольшой одноэтажный особняк на высоких подвалах дом в девять осей с треугольным фронтоном. Цокольный этаж и четыре лопатки верхнего рустованы. Слева от него находились въездные ворота. Этот участок принадлежал генералу Петру васильевичу Измайлову (брату Льва Васильевича Измайлова, владельца дома, стоявшего на месте современного дома 12), и за семьей его числился довольно долго. В 1730 году, во время избрания императрицей Анны Иоанновны, Измайлов подписался под протестом против замыслов верховников, хотевших ограничить власть императрицы, и тем снискал её благоволение. В её царствование состоял советником Военной коллегии. В 1764 году владельцем дома числился генерал-лейтенант Пётр Васильевич Измайлов, уволенный в отставку за то, что, будучи управляющим двором Петра III, он не перешел на сторону Екатерины.
Следующий владелец — его сын, полковник Василий Петрович, в 1770 году продавший дом двоюродному брату отца, капитану гвардии Алексею Михайловичу Измайлову, а тот в 1780-х годах заложил дом брату — Ивану Михайловичу Измайлову, действительному тайному советнику, сенатору, владевшему домом по закладной. В 1762 году в чине генерал-майора он уволен от службы Екатериной за то, что долго удерживался от перехода на её сторону, но потом его простили, он стал генерал-лейтенантом, а после перешел в статскую службу. После его смерти Мария Алексеевна Измайлова, видимо дочь Алексея Михайловича, в 1788 году продала дом «вольному аптекарю прусской нации» Ивану Семеновичу Панке.
В 1793 году дом по купчей перешел к «цезарскому купцу» Фридриху Вильгельму Амбургеру. Дим был ещё небольшим — 15 покоев.
Ещё в 1770-х годах в Петербурге поселились Федор и Карл Амбургеры, заявившие, что «торг имеют при порте». Это Фридрих Вильгельм и Карл Людвиг, по отцу Иоганновичи. Оба были женаты и имели детей. Многочисленные члены семейства Амбургер впоследствии, помимо торговых дел, занимались наукой, служили чиновниками и имели дома в разных частях города. Фридрих Вильгельм, он же Федор, был записан в ревельские купцы.
В 1802 году в его доме живет иностранец Петер д'Орвиль, женатый на его дочери Доротее. В 1820 году Фридрих Вильгельм умер, а в 1824-м владелец дома, ревельский «купец 1-й статьи» Амбургер, просит разрешения над сараями надстроить жилой этаж и вновь возвести каменные жилые и нежилые строения. По-видимому, это старший сын Фридриха Вильгельма — тоже Фридрих, он же Федор, получивший и дом, и пакгауз на Васильевском острове против биржи и ставший «первостатейным купцом» и вскоре «именитым гражданином».
Не так давно в германии в очень преклонном возрасте умер Эрик Николаевич Амбургер — представитель этой семьи, родившийся ещё в старом Петербурге. Он занимался историей немецких семей в Петербурге, генеалогией и, конечно,историей своего рода. Поддерживал тесную связь с петербургскими исследователями.
В 19 веке участки на Большой Морской становятся не по карману обычным купцам, и здесь селятся всё чаще «почетные» и «именитые», среди коих немало ювелиров.
В 1820-х годах и этот участок перешел к золотых дел мастеру Ивану Устиновичу Барбе, тот в 1825 году «желает во дворе вновь провести поземельную трубу в городскую цистерну». Работу ведет архитектор миллер. И.У.Барбе и его наследникам учатсок и строение принадлежали до 1870-х годов. В 1836 году дом ювелира надстраивается двумя этажами. В 1840-1860-х годах он принадлежит наследнице — жене Шарлотте Христиановне, купчихе 3-й, а потом 2-й гильдии.
В. Бурнашев в своих «Воспоминаниях петербургского старожила» писал о прощальном петербургском обеде «в субботу на Святой в 1839 году в доме Барбе в большой Морской, в моей квартире, окна которой в третьем этаже выходили на обширный, чистый и красивый двор».
По данным справочника 1849 года, в доме проживал архитектор Барбе. Возможно, это — сын хозяина, так как его звали Александр Иванович. Он был вольноприходящим учеником Академии художеств, которую окончил в 1842 году, а через пять лет получил первое академическое звание «назначенного».
В 1860 году архитектор Гребенка устанавливает перед домом железный зонтик на чугунных колонках, а в 1861-м архитектор Тур строит черырехэтажные каменные отхожие места вместо деревянных. В 1869 году фасад помойной ямы оформил архитектор Боссе.
В 1874 году домом владеют наследники семейства Барбе, видимо, вскоре его продавшие.
С середины 1870-х владельцы дома — Митчель и Цимар (Цимлер, Цимаро). Жена австрийского подданного Генриетта Ивановна Цимар в 1898 году затевает «вынутие каменного столба по фасаду в 1-м этаже каменного лицевого дома для увеличения окон в магазине». Архитектор Игнатьев (возможно, Николай Мванович).
В 1899 году в этом доме жил представитель семьи ювелиров Агафон Карлович Фаберже (записан санкт-петербургским купцом).
С первой половины 19 века прямой участок от Кирпичного переулка до Исаакиевской площади являл собой типичный пример богатой петербургской улицы. Здесь располагалось множество великолепных магазинов, деловых контор, ювелирных и прочих заведений различных модных мастеров. Сравнительно рано появилось газовое, затем электрическое освещение. Хорошая торцовая мостовая привлекала сюда экипажи с гуляющими.
Вот что пишет о Большой Морской улице «Альманах-путеводитель по Петербургу» 1892 года: «Это красивая, богатая и нарядная улица, блещущая роскошными магазинами и служащая местом жительства многим представителям нашей родовитой или денежной аристократии. Магазины на Большой Морской торгуют более предметами роскоши, и в них недостаточному покупателю почти нечего делать». Подтверждением этому служил и занимавший первый этаж дома № 15 ювелирный магазин Ф.Бутца.
К началу 20 века улица изменила сой характер: она стала более деловой, её заполнили акционерные и страховые общества и банки, щеголявшие друг перед другом богатством внешнего и внутреннего убранства своих домов.
Ещё один банк — Русский торгово-промышленный — также решил построить здание на Большой Морской и для этого купил дом 15 (владельцы — Цимар, Остгаф и Шпигель). В 1910 году состоялся конкурс проектов, где первую премию получил Мариан Марианович Перетяткович — видный столичный зодчий, сторонник неоренессансного направления. Тогда же он начал строительство банка и доходного дома Вавельберга на углу Невского проспекта и Малой морской улицы.
Русский торгово-промышленный банк возводился в 1912-1914 годах. М.М.Перетяткович широко использовал формы архитектуры итальянского Возрождения, придав сооружению черты величественного палаццо. На мощном трехъярусном цоколе с крупной рустовкой установлен восьмиколонный портик, объединяющий два верхних этажа. Венчает здание аттик. Крупные детали, обработка груботесаным серым гранитом создают впечатление солидности и мощи.
В известной книге «современный Петроград» Г.К.Лукомский писал: «Надо пожалеть, что этот мощный фасад украшает не одну из наших набережных и, находясь, казалось бы, в лучшем месте петрограда, поставлен так, что едва ли многие смогут им любоваться: фасад возвышается на сравнительно узкой улице». Главными достоинствами фасада, по его мнению, являлись «прекрасного выполнения ордер колоннады, чудесный фриз, интересные головы в замках окон третьего этажа и, наконец, вся композиция этого банка-дворца».
Каменную облицовку фасада исполнило финляндское акционерное общество «Гранит» под Руководством инженера А.И.Гури. Маскароны над окнами и другие элементы скульптурной отделки выполнены Л.А.Дитрихом и В.В.Козловым, постоянно сотрудничавшими с Перетятковичем. Они же вместе с живописцами М.М.Адамовичем и И.А.Боданинским создали внутреннее убранство. Эффективно оформлены интерьеры: вестибюль, лестница, операционный зал с ионической колоннадойиз полированного тёмно-розового гранита и плафоном. Это здание — одна из последних работ М.М.Перетятковича (в 1916 году он умер). Недолго пробыл в здании Русский торгово-промышленный банк, но до сих пор над входом красуется его монограмма РТПБ, а на дверях — дата окончания строительства — 1914. В неизменном виде сохранились большой операционный зал и денежные хранилища.
Русский торгово-промышленный банк являлся одним из крупнейших коммерческих банков царской России. В его состав входили 109 филиалов внутри страны и 2 отделения в Париже и Лондоне.
В середине 1920-х годов в доме находилось Политическое управление Петроградского военного округа. В справоснике 2Весь Ленинград» того времени оно обозначается трудно-расшифровываемой аббревиатурой ПУОКРПЕТ. Тут же разместился Музей Красной армии, он знакомил с её жизнью и бытом, показывал «образцы литературного и художественного творчества красноармейцев». Имелся в музее и отдел Воздушного флота. Как сказано в справочнике, один из натболее интересных — отдел белой гвардии 9приказы белых войск, плакаты, лозунги).
В 1920-1930-х годах здесь соседствовали разные учреждения: областная контора Госбанка, Ленинградский геолого-разведочный трест нерудных ископаемых, отделение газеты «Советская торговля» и областные конторы по заготовке пеньки, зерна, льна и сена.
В 1950-х годах в доме 15 находилось Управление водного и сельского хозяйства исполкома Леноблсовета.
Л.И.Бройтман, Е.И.Краснова: Большая Морская улица. Издательство «Центрполиграф», 2005 год.