Теги: демидов, достопримечательности поречья, паломничество, памятник архитектуры, поздний классицизм, покровский храм, поречские купцы куксины, поречье, православие, провинция, религия, родина, россия, русский стиль, смоленская епархия, смоленская область
Поречье (Демидов). Покровский храм

Поречье (Демидов). Покровский храм
Другие фотографии на ФотоКто: ← Золотая свадьба. Сентябрь. | Честер →
Просмотры: 1643
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/200s
ISO:
250
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
Дата съёмки:
03.10.2013 - 11:26:29
Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1865 году задумали расширить здание пристройкой двух приделов. Для этого требовалось благословение правящего архиерея и утверждение чертежей строительной комиссией при духовной консистории. 10 октября 1865 года разрешение было получено. Братья Куксины уже давно с нетерпением ожидали этого указа, причём были готовы и рабочие, имелся необходимый стройматериал. К работе приступили 11 октября- десятки строителей трудились около храма, копая рвы для фундаментов. 17 октября, после литургии, состоялась торжественная закладка первых камней в основание южного придела, который решили посвятить памяти великих русских святителей- Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Честь положить первые кирпичи выпала Ивану Куксину и священнику Андрею Михаловскому. Затем отец Андрей сказал проповедь, призывая верующих заботиться о созидании и украшении приходских храмов. Батюшка обратил внимание на то, какую роль играют церкви в жизни православных христиан:
«Христиане! Храм Божий есть великий дар Божий, великая святыня. Он есть видимое селение славы Божьей; он есть дом молитвы. Храм Божий есть училище веры и благочестия христианского; он есть сокровищница таинств церковных, или тех спасительных священнодействий, которыми совершается наше спасение и без коих оно невозможно. Храм Божий есть источник благословений земных и небесных. В нём постоянно, когда другие отсутствуют и занимаются делами житейскими, возносится общее моление о здравии и спасении живых и об упокоении усопших отцов и братий наших; испрашивается благодать на прогнание наших недугов и болезней, на освящение наших домов; в нём испрашивается благословение и ниспосылается благодать на все наши труды и занятия- на всех и на всё!
...Приходской храм наш есть наше общее святое достояние, наша драгоценность, наша святыня, наше земное небо».
Через 8 дней фундамент был завершён. Началась подготовка рвов для второго придела. 16 октября состоялся чмн закладки северного притвора, посвящённого преподобным Сергию Радонежскому и Нилу Столобенскому. Отец Андрей вновь обратился к прихожанам со словом наставления. Священник подчеркнул значение преподобного Нила для жителей Поречья, которые каждую весну отправлялись в Тверскую губернию на поклонение его мощам. Поучение завершилось благодарением Бога и молитвой об успешном окончании начатых работ по сооружению святых храмов (в данном случае- придельных).
Когда приделы были выстроены, точно сказать нельзя. Известно, что в 1867 году Поречье посетил епископ Иоанн. В «Журнале обозрения епархии» появилась запись, свидетельствующая о завершении строительства. Следовательно, храмы завершены не позднее 1867 года. С тех пор Покровская церковь имеет тот вид, к которому мы привыкли и наблюдаем сейчас.
В 1871 году на средства братьев Куксиных рядом с храмом была устроена каменная богадельня. На её строительство купцы израсходовали 1500 рублей.
Покровская церковь имела всё необходимое для богослужений: паникадила, подсвечники, евхаристические сосуды, богослужебные книги. Утварь приобретали на средства, пожертвованные прихожанами. В 1865 году на деньги улана Тимофея (его фамилия неизвестна) для украшения главного престола была куплена дарохранительница. На его же пожертвования в в церкви появились крещальная купель и венцы для брачующихся.
Как известно, история церкви заключает в себя биографии людей (священнослужителей, причетников и мирян), пострадавших за свои религиозные убеждения во время гонений первой половины 20 столетия. Считаем не лишним поместить здесь сведения о жизни духовенства Покровского храма, репрессированного в 30-е годы прошлого века.
В 1932 году приход возглавлял протоиерей Михаил Александровия александровский. Он происходил из семьи священника села Ильинского Сычевского уезда. О жизни отца Михаила можно узнать из строк протокола допроса от 3 сентября 1932 года.
«Родился в 1875 году … в семье священника. Первоначальное воспитание и обучение происходило под руководством матери- женщины очень религиозной. Затем я был определён в духовную семинарию. … Я задумал из четвёртого класса уволиться и поступить в певческую капеллу или консерваторию- у меня был хороший голос и приличные музыкальные способности. … Отец запретил и думать, и средства на содержание в Москве давать отказывался. … Я рассчитывал заработать эти средства сам, поступил учителем и через год псаломщиком, … никаких сбережений сделать не смог. В 1899 году я женился и мысль о дальнейшем образовании пришлось оставить навсегда. … В 1903 году я принял сан дьякона и перешёл в город Сычёвку. Здесь, кроме прямых обязанностей, я занимался устраиванием певческого хора, был учителем пения в городском училище и женской гимназии. … В 1908 году заболел отец, и на семейном совете мне … было предложено перейти в Волково и покоить престарелого отца, сто я и сделал. … Здесь меня застала и империалистическая война. При общем подъёме патриотических чувств, я решил создать комитет для сбора пожертвований в пользу воинов. Дело наладилось быстро, и мною много было собрано пожертвований вещами и деньгами в Красный Крест. … Наступил октябрь 1917 года, а с ним и власть большевиков. … Первым мероприятием новой власти по отношению к церкви был декрет об отделении церкви от государства. Этот декрет меня успокоил. … Вскорости был издан декрет об изъятии ценностей из млнастырей и церквей. … Ценности из своей церкви я отдал беспрекословно. … В городе Демидове служу 2 года с небольшим».
Священник был арестован 9 июля 1932 года. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведён в Смолтрудколонию. Обвинялся по статье 58-10, 11 УК РСФСР. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 года М.А.Александровский из-под стражи был освобождён, с зачётов в наказание срока предварительного заключения.
31 марта 1989 года Прокуратурой Смоленской области отец Михаил Александровский реабилитирован.
В 1932 году в Покровской церкви служил дьякон Пантелеимон Иванович Медведков. Он родился в 1871 году в семье псаломщика одного из храмов города Поречья. Закончил Поречское городское училище. С 1897 по 1904 год служил псаломщиком и одновременно преподпвал в церковно-приходской школе. В 1906 году рукоположен в сан дьякона.
19 июля 1932 года отец Пантелеимон был арестован. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведен в Смолтрудколлонию. Обвинялся по статье 58-10, 11 УК РСФСР. Виновным себя не признал.
Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 года Медведков осужден на заключение в концлагерь сроком на 3 года условно, считая срок с 9 июля 1932 года. Отец Пантелеимон освобожден из трудовой колонии 28 ноября 1932 года.
После освобождения отец Пантелеимон продолжил служение в Покровском храме. Вскоре он был рукоположен в сан иерея.
20 ноября 1937 года Медведков был арестован РО НКВД города Демидова. Содержался в местной тюрьме. В выдвигаемых обвинениях (антисоветская агитация) виновным себя не признал. Заседанием Тройки УНКВД Смоленской области от 28 ноября 1937 года отец Пантелеимон приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 декабря 1937 года в 17 часов. Где находится могила священномученика, неизвестно.
12 июля 1989 года Прокуратурой Смоленской области Медведков П.И. реабилитирован.
Покровский храм был закрыт сравнительно поздно — 10 февраля 1941 года. Грянувшая вскоре Великая Отечественная война, как это ни парадоксально, сыграла положительную роль в истории церкви. Во время немецкой оккупации храм был открыт для совершения богослужений. Благодаря небольшому промежутку времени, прошедшему между прекращением и возобновлением богослужебной жизни, в Покровской церкви сохранился дореволюционный трехъярусный иконостас, хотя серебряные оклады первого ряда и многие иконы были утеряны. В несколько видоизмененном виде дошел до нас иконостас правого придела. (В левом приделе иконостас устроен позднее, при настоятеле протоиерее Николае Морозове. Резьба покрыта поталью, иконы написаны в академическом стиле). Из утвари уцелели напрестольный серебряный крест, Евангелие в окладе, старинный антиминс. Кроме этого, в открывшийся храм прихожане передали хранившиеся у них иконы из других церквей Поречья. С того времени этот храм стал центральным в Демидовском благочинии Смоленской епархии.
После окончания войны церковь оставалась действующей и впоследствии не закрывалась. В годы «хрущевских гонений» и во времена брежневского «застоя» в храме сменилось несколько настоятелей, что неблагоприятно сказывалось на приходской жизни. Политика уполномоченных по делам религий была направлена на то, чтобы церковь не жила глубокой религиозной жизнью, а священники скорее были бы простыми требоисполнителями, а не пастырями. Искусственно создавались неприязненные отношения между председателями исполнительного органа (как правило, на эту должность попадали люди, угодные власти) и настоятелями. Иногда доходило до того, что священника не приглашали на собрание двадцатки. Все вышеуказанное отражалось на Покровском храме: ремонты не проводились, кладбище было запущено, ограда и церковный дом требовали капитального ремонта.
Возрождение церкви и стабилизация приходской жизни началось с назначением сюда иеромонаха Сергия (Зятькова) в 1988 году. Были проведены необходимые ремонты в храме и в церковном доме, облагорожено кладбище, отреставрирована ограда. Благодаря отцу Сергию открылась воскресная школа и приходская библиотека, создан приличный для небольшого города хор. На богослужениях стала появляться молодежь, активно включавшаяся в в возрождение прихода. Интересен тот факт, что из мальчиков прислуживающих иеромонаху в алтаре, несколько поступило в Смоленскую духовную семинарию. Ныне они уже несут церковное послушание на приходах епархии как пастыри Церкви.
Приехав в Демидов, отец Сергий обратил внимание на возрождение духовных традиций. В 1994 году по его инициативе состоялось освящение речных вод на реке Гобзе в день Богоявления (Крещения) Господня. Вот как об этом сообщала пресса:
«19 января 1994 года в г.Демидове был по-настоящему Крещенский день: небольшой мороз, солнце, едва пробивавшееся сквозь низкие тучи, тихо падающий снег. Под звон колоколов, с хоругвиями и распятием, из Покровской церкви к реке Гобзе направился крестный ход. Народу было много. У самой реки шествие остановилось. Батюшка, послушники, хор спустились и Иордани, так называется прорубь, в которой происходит водоосвящение. Началась служба, священник испрашивал благословения Божьего на воды. Видимо, заработала генетическая память — никогда не виданное раньше, но такое родное и знакомое таинство вызывало в душе радость и умиротворение.
Вот так проходило водоосвящение в Демидове. Говорят, что такого в области больше нигде не увидишь».
Долгое время на левом берегу реки Каспли находилась полуразрушенная часовня, ранее принадлежавшая Пятницкому храму. Отец Сергий решил восстановить ее и разместить там библиотеку. Вместе с верующими трудился священник — носил кирпичи, раствор. К кирпичной стене здания была пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным железом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освящена в 1991 году.
Иеромонаху Сергию помогали ответственные прихожане. Среди них — Почелова Надежда Илларионовна, Борейко Любовь Васильевна, Карпицкая Мария Мартиновна, Дзей Надежда Карповна и многие другие. За активную помощь храму наиболее достойные по представлению отца Сергия в 1993 году награждены Архиерейскими грамотами.
1 сентября 1994 года в Покровской церкви произошло истечение мира от иконы святителя Николая. Первым заметил мироточение иеромонах Сергий во время совершения перед образом молебна о болящем ребенке.
«Мое внимание привлекли капли, наподобие росы, находящиеся на пряди волос головы и бороды святителя. По окончании молебна была открыта стеклянная рама, закрывающая икону, и находящиеся рядом прихожане стали свидетелями явления маслянистой жидкости на иконе», - сообщает отец Сергий митрополиту Кириллу о совершившемся чуде.
18 и 22 сентября, во время чтения акафиста святителю, вновь можно было наблюдать истечение святого мира.
1 октября митрополит Кирилл на представленном ему рапорте наложил резолюцию, памятную для Покровского храма:
«В соответствии с практикой, установленной Священным Синодом, считать день 1 сентября местным праздником, а икону святителя Николая — чудотворной. Совершать накануне, 31 августа, полиелейную службу святителю, а в самый день — божественную литургию».
Так у города Демидова появился праздник, подтверждающий благодатную помощь святителя Николая в новейшее время.
Мироточение иконы святителя в 1994 году является не единственным случаем в истории храма. 18 и 19 августа 1996 года, в праздник Преображения Господня, замироточили сразу шесть икон: пророков Захарии и Елисея, святителя Николая, великомученника Пантелеимона, архангела Михаила, Смоленской Божьей Матери и Господа Вседержителя. От образа великомученника исходило благоухание. Иконы настолько обильно источали миро, что его собирали губками.
В сентябре 1995 года иеромонах Сергий назначен на должность настоятеля Спасо-Преображенского храма города Рославля. Ныне отец Сергий руководит Рославльским мужским монастырем, с 1996 года — в сане игумена, в 2007 году — возведен в сан архимандрита.
Сейчас Покровский приход возглавляет священник Александр Миронов. Приходская жизнь продолжает восстанавливаться.
К 150-летию храма проведен капитальный ремонт фасада: церковь вновь оштукатурена и окрашена. На колокольне заменена глава-луковица и установлен крест. Во внебогослужебное время иерей А.Миронов уделяет большое внимание социальной работе. При местном центре социальной помощи населению образован клуб «Пока горит свеча». Его работа заключается в духовном окормлении пожилых поречан.
Совместно с департаментом по социальному развитию проводятся мероприятия, приуроченные ко дню семьи, матери и пр.
с 2005 года по инициативе отца Александра при центральной районной библиотеке открыт клуб «Православная беседа».
Кроме благоукрашения Покровской церкви иерей Александр уделяет большое внимание реставрации Успенского собора. В 2003 году создан попечительский совет, который возглавила Почетный гражданин города Демидова, заслуженный работник культуры РФ Афонина Вера Евгеньевна.
Покровская церковь занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Демидова. В объемной композиции храма можно разглядеть влияние русского стиля, несмотря на то, что здание выполнено в стиле запоздалого классицизма.
К четверику храма примыкают полукруглая алтарная апсида и равная по ширине трапезная. Притвор служит основанием для шатровой колокольни. Храм завершен пятиглавием. На одной из стен церкви находится рельефная рамка, завершенная головой херувима. Вероятно, в ней ранее помещалась икона.
Недалеко от церкви находятся оригинальные надгробия. Одно из них имеет вид короткой колонны на двухъярусном круглом постаменте и с очень широкой абакой, над которой пирамида с вогнутыми ребрами увенчана шаровидной главкой. Другое надгробие сооружено как завершенный главкой четырехгранный обелиск с вогнутыми гранями, поставленный на кубическое основание без рельефных элементов. На местном кладбище покоится прах поречских купцов-храмостоителей Куксиных.
Иеромонах Михаил Ивочкин. Поречская земля. Православные храмы. Смоленск, 2007.