Теги: 19 век, алексей шаповалов стерх, архитектура, ванчакова линия в вышнем волочке, вышний волочёк, город, дом купца гагарина, жилой дом, классицизм, памятник архитектуры, родина, россия, тверская область
Вышний Волочёк. Жилой дом купца П.П.Гагарина
Вышний Волочёк. Жилой дом купца П.П.Гагарина
Просмотры: 1419
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/400s
ISO:
200
Ф.расстояние:
40mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
13.08.2013 - 16:57:30
Адрес: Ванчакова линия, 37
Стиль: Поздний классицизм
Годы строительства: Середина 19 — последняя четверть 19 века
Выходит главным (южным) фасадом на красную линию улицы, имеет общие стены с обоими соседними домами (№ 35 и 39). Место по регулярному плану было отведено в 1783 году купцу Дмитрию Ивановичу Гусеву, который между 1787 и 1793 годами выстроил каменный двухэтажный дом. После смерти Гусева (в 1816 году?) владелицей стала его вдова Пелагея Марковна Гусева, а позднее дом перешел к купцу Петру Панкратьевичу Гагарину, при котором в 1843 году здание обгорело во время пожара. К тому времени в доме находился «ренсковый винный погреб». На месте обгоревшего дома до 1852 года Гагариным было выстроено существующее здание, скорее всего по тому же образцовому проекту 1812 года, что и ряд других домов этого квартала. В 3-й четверти 19 века владение принадлежало мещанке Акулине Егоровне Гагариной, а в конце 19 века- купчихе Анне Федоровне Зарываловой. Новый штукатурный декор и балкон главного фасада появились в последней четверти 19 века (по-видимому, до 1895 года). В 1978 году во время капитального ремонта первоначальный вход со стороны двора был превращен в окно, а рядом пробит новый дверной проём, снесена двцхэтажная (задняя) часть дворового корпуса, частично переделана внутренняя планировка, деревянная лестница заменена железобетонной.
Дом, сооруженный в стиле позднего классицизма, вероятно, по одному из распространённых в Вышнем Волочке образцовых проектов, в период эклектики получил, благодаря новому декору, индивидуальный облик, что выделяет его в ряду сплошной застройки Ванчаковой линии.
Трёхэтажное Г-образное в плане здание вытянуто в глубину участка. Прямоугольный основной объём под пологой двускатной крышей, выходящий на улицу, дополнен со двора равным ему по высоте более узким корпусом с односкатной кровлей. Главный фасад сохранил первоначальную композицию с боковой проездной аркой, тремя окнами первого этажа и пятью осями проёмов двух верхних этажей. Все окна прямоугольные (во втором этаже выше, чем в первом и третьем), обрамлены профилированными наличниками; в двух верхних этажах в уровне подоконников они объединены полочкой. Первый этаж, отделённый от второго профилированным карнизом, покрыт квадровым рустом, обработанным «под шубу». Так же обработаны прямоугольные филёнки под всеми окнами двух верхних этажей и поэтажные пилястры, помещённые в простенках между проёмами. Средняя часть фасада выделяется балконом второго этажа с ажурным металлическим ограждением. В его затейливом рисунке преобладают изогнутые линии волют, завитков и других криволинейных элементов. Завершает стену, сохранившийся от первоначального декора деревянно-кирпичный, оштукатуренный профилированный карниз с мутулами. Дворовые фасады основного объёма и перпендикулярного ему корпуса, в две оси прямоугольных проёмов каждый, объединены общими горизонтальными членениями, выявленными полками, проходящими между двумя нижними этажами и в уровне подоконников второго и третьего этажей. Завершает стены двухступенчатый карниз.
Проездная арка перекрыта коробовым сводом, который в части, прилегающей к улице, переходит в крестовый. От первоначальной планировки в первом этаже сохранилась поперечная капитальная стена в основном объёме, деляшая его пространство на две неравные части. Во втором и третьем этажах в передней части дома расположено по две сообщавшихся между собой комнаты (ныне дверь между ними заложена), а в задней помещения находятся по сторонам центрального коридора, связанного с лестничной клеткой дворового корпуса.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область, часть 3. Москва «ИНДРИК» 2013.