error
Регистрация

Санкт-Петербург. Богоявленский храм на Гутуевском острове

 
 
Санкт-Петербург. Богоявленский храм на Гутуевском острове - Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Богоявленский храм на Гутуевском острове
Теги:  россия, русский стиль, санкт-петербург, санкт-петербург православный, санкт-петербургская епархия, санкт-петербургская митрополия, спб, улица двинская в санкт-петербурге, храм богоявления господня, христианство
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Свято-Юрьев монастырь. Собор Георгия Победоносца :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Особняк купца Т. И. Коробкова :: Алексей Шаповалов Стерх
Владимир. Дом Пестова на Вознесенской :: Алексей Шаповалов Стерх
Орёл. Дом Советов. (Здание администрации Орловской области) :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Доходный дом М.В.Воейковой :: Алексей Шаповалов Стерх
Напрестольная Казанская икона Божией Матери в Казанском храме Борисоглебска :: Алексей Шаповалов Стерх
Санкт-Петербург. Доходный дом Э.К. Фон Липгарта на Каменноостровском :: Алексей Шаповалов Стерх
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Северо-восточная и Надкладезная башни :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  ***   |   ***  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Гутуевский остров в Санкт-Петербурге сменил за свою историю множество названий. Финны называли его Витасасаари, то есть «кустарниковый остров». В 18 веке в документах его называют то Незаселенным (что, впрочем, на тот момент соответствовало действительности!), то островом Святой Екатерины, то круглым, то Новосильцевым... И лишь после этого он получил имя по фамилии своего владельца.
В середине 18 столетия остров, на котором позже построили Богоявленскую церковь, приобрёл купец и фабрикант Конон Ларионович Гуттуев (или, по некоторым данным, Хуттунен). Появилось новое название- Гуттуевский. К 1800 году из него окончательно выпала вторая буква «т».
Впрочем, суть острова от перемены имён не менялась: вплоть до конца 19 века он пустовал. Лишь в 1870-е годы здесь принялись копать Петербургский морской канал, а позже перевели на остров торговый порт и Портовую таможню. Как следствие- бурное развитие торговли, швартующиеся морские суда, склады. Чтобы обслуживать сложившуюся инфраструктуру, требовалось всё больше людей, многие из которых предпочитали селиться поближе к работе. Молиться же было негде- тогда задумались об устройстве церкви.
Сначала сотрудники таможни договорились собрать деньги на постройку каменной часовни в самой высокой части острова. Потом, поразмыслив, решили возвести деревянную церковь- в самом деле, ближайший приходской храм находился слишком далеко. Проект составили быстро, делал его инженер С.И.Андреев. Но не вышло. Известный фабрикант Иван Агапович Воронин выступил с идеей построить храм в камне и пожертвовал на него весьма крупную сумму- сто тысяч рублей, с единственным условием: разместить в будущей церкви свою семейную усыпальницу.
В брошюре об истории храма, написанной одним из его дореволюционных настоятелей, священником Павлом Лебединским, читаем: «Закладка состоялась 29 апреля 1892 года, а ровно через семь лет в тот же день последовало и освящение этого величественного и роскошного по отделке храма. Чин освящения и первая литургия в нём были совершены приснопамятным Антонием, Митрополитом Петербургским». Между прочим, в освящении участвовал и отец Иоанн Кронштадтский.
Среди молящихся в тот день в храме были замечены министр финансов С.Ю.Витте, будущий председатель Совета министров В.Н.Коковцов и другие известные лица. «Праздник закончился трапезой, за которой был произнесен тост за драгоценное здоровье Государя Императора, покрытый восторженным «ура!»», отмечал отец Павел Лебединский. Собравшиеся направили царю телеграмму, сообщавшую об освящении Богоявленского храма. Император не замедлил ответить, что «с удовольствием узнал» эту новость и искренне благодарит «ввсех присутствующих за выраженные чувства».
Почему это событие удостоились самодержца и представителей высшей государственной бюрократии? Ответ на этот вопрос прост. Так получилось, что этот храм строился сразу в честь двух событий, касавшихся правящей династии,- чудесного спасения императорской семь во время крушения поезда у станции Борки в 1888 году и не менее чудесного спасения цесаревича Николая Александровича- будущего Николая II- после покушения на его жизнь в Японии. Тогда, в 1891 году, наследник отправился на восток, чтобы познакомиться с обычаями разных народов. В Японии он посетил, помимо прочих достопримечательностей, храмовый комплекс Мии-дэра в городе Оцу. В брошюре, посвященной истории Богоявленской церкви на Гутуевском острове, составленной иереем Дмитрием Дмитриевым, покушение описывается так: «При движении Их высочеств (компанию Николаю тогда составлял его племянник- греческий принц Георгий) в колясках-джинрикшах по одной из улиц города, один из 135 полицейских, призванных охранять гостей от возможных недоразумений, при огромном скоплении народа, сделал шаг вперёд, вынул саблю и ударил ею по голове наследника... ранив в голову выше уха до виска, и сейчас же повторил удар». К счастью, рана оказалась неопасной.
Таким образом, понятно, почему петербургский Богоявленский храм, возведённый по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова при участии Б.К.Правдзика, стал по сути копией церкви, построенной чуть раньше на месте крушения царского поезда в Борках. Почти 50-ти метров высотой, огромный и величественный, он вмещал без малого полторы тысячи человек и был виден едва ли не первым в городе всем иностранным судам, плывущим со стороны Финского залива.
Строительство и убранство храма обошлось в 300 тысяч рублей. Огромное впечатление на современников произвели колокола, отлитые на заводе А.Д.Самгина, и фаянсовый иконостас. Колоколов всего насчитывалось десять (причем самый тяжёлый из них весил восемь с половиной тонн). Их даже возили на Всемирную выставку в Чикаго (1893 год). Что касается иконостаса, то он побывал на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Его красота так поразила организаторов мероприятия, что изготовившая иконостас фабрика М.А.Кузнецова тогда получила медаль.
Храмовые росписи тоже были удивительны: к примеру, запрестольную «Тайную вечерю» поместили так, что молящиеся видели её с любого места. А пейзажи для «Крещения Господня» художник а.С.Сланцев писал... с натуры: для этого живописец специально ездил в Палестину.
Богоявленская церковь на Гутуевском острове поражала не только великолепием своего убранства. Техническое оснащение тоже оказалось на высоте. Для храма специалисты разработали уникальную по тем временам систему электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, искусно спрятанных за притолоками алтарной арки. Имелись также дополнительные бра и три бронзовых паникадила. Современники отмечали их красоту.
Более того. Храм оборудовали калориферным и пароводяным отоплением. Тогда это было абсолютно в диковинку: в отдельном здании располагалась котельная (она сохранилась по сей день), а в подвале находились калориферные камеры. Автором этих технических решений являлся Бронислав Казимирович Правдзик- близкий товарищ архитектора В.А.Косякова.
Первые годы после освященипя храм Богоявления на Гутуевском острове существовал абсолютно безбедно: только что построенный и богато украшенный, в ремонте он не нуждался... Тогда же знаменитый петербургский фотограф Карл Булла издал альбом с видами Богоявленской церкви- правда, в двух экземплярах! Один, преподнесенный в дар Николаю II, сейчас хранится в эрмитаже, другой же долго считался утраченным, пока некоторое время назад его не обнаружили в одном из букинистических магазинов.
Священник Павел Лебединский о первом десятилетии существования Богоявленского храма вспоминал так: «Тогда казалось, что всё будет вечно прекрасным, таким, каким создано «добро зело»... Самое необходимое для храма- топливо- отпускалось ему бесплатно из близко расположенной портовой таможни; сторожами он также пользовался оттуда». Вместе с тем, не обходилось и без проблем. Приход церкви, например, охватывал несколько островов, что доставляло людям вполне понятные неудобства, а причту вообще жить было негде.
Ярких событий в жизни церкви хватало. Так, в апреле 1910 года освятили Голгофу- распятие с видом Иерусалима. Деньги на её создание собирали всем миром. Через год при храме появилось приходское попечительство. А чуть позже началось формирование и приходского хора любителей церковного пения, участвовать в котором мог «каждый прихожанин, старый и юный, лишь бы он имел охоту и голос».
В апреле 1913 года состоялось освящение мраморных риз на престоле и жертвеннике. Эти ризы передала в дар храму вдова купца Петра Журавлёва- первого церковного старосты. По краям риз поместили несколько живописных картин А.С.Славцева. В честь этого события отслужили Божественную литургию; священник произнёс проникновенную речь: «Ценность этих приношений,- говорил он,- ещё и тем велика, что они являются вечной памятью о почившем первом старосте сего храма... Ныне его нет среди нас: он оставил нас сирыми. Я подчеркиваю это выражение, так как до сих пор не находится его заместителя по служению на пользу сего святого храма». Пётр Журавлёв в своё время активно участвовал в строительстве Богоявленского храма на Гутуевском острове, а также жертвовал немалые суммы на нужды церкви и прихода.
Послереволюционный угар докатился до петербургского храма Богоявления только к началу 1930-х годов, когда началась оголтелая антерилигиозная кампания с репрессиями против священников и закрытием православных церквей. В 1935 году перестал быть домом молитвы и Богоявленский храм, которому от вандалов досталось сполна. Не пощадили ни фаянсовый иконостас, ни колокола; разорили приделы и колокольню. Оказались утрачены шатры, главки, образа из майолики... фактически, остались голые стены. Что только не размещалось в здании бывшей церкви! И овощная база, и склад...
Кованную ограду сняли и перенесли к школе в пяти километрах от храма (забегая вперёд- несколько лет назад её вообще... сдали в металлолом). Саму же церковь обнесли бетонным забором.
А потом была война. Во время блокады Ленинграда в храм свозили умерших от голода. Вражеские снаряды не делали различий между храмами и гражданскими сооружениями, одна из бомбёжек настигла и Богоявленскую церковь- она загорелась...
Когда закончилась Великая Отечественная война, в стенах Богоявленского храма разместили мыловаренный завод. Позже помещение отдали местному универмагу. Магазин решил использовать бывшую церковь под склад. Для этого её пришлось перестроить: внутри соорудили три дополнительных перекрытия, рядом возвели котельную, на всех этажах провели водяное отопление, канализацию и водопровод. Эти работы стали очередным этапом уничтожения интерьеров храма. Ведь именно тогда снесли кованные балконные решётки, сбили лепные карнизы, счистили либо заштукатурили многие фрески. К счастью, часть росписей, в том числе роспись центрального купола, уцелела.
Внутри храма устроили даже... лифт, для перевозки с этажа на этаж товаров! Ну, и какой же склад без запасного выхода- чтобы обеспечить дополнительный доступ на крышу котельной, рабочие выломали металлические оконные рамы. Потом вместо стёкол окна заколотили фанерой. И в довершение разгрома сняли мощную шлемовидную главу храма. На её месте тогда установили собранную наспех нелепую деревянную конструкцию.
Через двадцать лет, в середине 1970-х годов, пришло, наконец, понимание того, что аварийное здание нуждается в серьёзном ремонте. Решено было отреставрировать фасады, вернуть храму его первоначальный вид, укрепить и законсервировать «до лучших времён» все его конструкции. Работа завершилась к 1980 году (кто не помнит, в том приснопамятном году проводилась Олимпиада, и в Ленинграде ожидался наплыв иностранцев, в связи с чем город прихорашивался- по крайней мере, с «фасадов»). Но ещё целое десятилетие храм стоял бесхозным. Его возвратили верующим в 1991 году, когда государственный коммунизм уже остался в прошлом. Через год отслужили первую службу и принялись за капитальный ремонт. Работали буквально не покладая рук, ведь пришлось восстанавливать и внешний вид храма, и купол с его узорами, и крест. Снесли ужасную бетонную ограду, заменив крпией исторической кованой. Но это- только снаружи. Внутри-то здание тоже находилось в аварийном состоянии, и тут положить трудов понадобилось гораздо больше.
Реставрация интерьеров не завершена по сей день. В позапрошлом (2012) году, наконец, освятили новый керамический иконостас. Примечательно, что выполнен он отчасти «по мотивам» оригинального. Дело в том, что девять лет назад в подвале одной из церковных построек, сохранившихся с дореволюционных времён, неожиданно обнаружили ящики битого фаянса. Оказалось- это фрагменты иконостаса Богоявленской церкви. Того самого, перед которым молились верующие сто лет назад. Осколки принесли в храм, долго изучали- в итоге разработали проект двух центральных киотов, их рисунок, глубину резьбы и цвет. Более того, специалисты на основе результатов проведённых исследований реконструировали вид оригинального иконостаса, и теперь главное- найти меценатов, готовых вложить средства в его «повторение».

Православные храмы, путешествие по святым местам. № 87

Банковские реквизиты:
Получатель: Православная местная религиозная организация Приход храма Богоявления на Гутуевском острове г. Санкт-Петербурга Санкт-петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН: 7805040143
КПП: 780501001
Тек.счет храма: 40703810146000000905
кор.счет: 30101810900000000790
БИК банка: 044030790
ОАО «Банк Санкт-Петербург» г. Санкт-Петербург.
Назначение платежа: Пожертвование на уставные цели.
14.02.2015 - 00:55:36
 
Просмотры: 3616
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/9
 
Выдержка:
1/500s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
45mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
 
Дата съёмки:
18.06.2014 - 19:24:12
 
Понравилось:
Сергей Лындин
Олег Кузовлев
Alexandr Engels
Эдуард Цветков
Надежда Борисенко
nikusia
Наташа Шамаева
ПК
Valentina Lujbimova [lotos 5]
Геннадий Александрович
Ольга Шерстобитова
Алексей Агалаков
Светлана Попова
Олег Манаенков
Евгений Леонтьев
Иваннович *
Лесо-Вед (Баранов)
 
Добавили в избранное:
Геннадий Александрович
Фотогруппа Весна
 
Сообщить о нарушении