error
Регистрация

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери

 
 
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери - Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери
Теги:  колокольня спасского монастыря в ярославле, красота, купола, паломничество, памятник архитектуры, православие, храм, христианство, ярославль
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Раненбург. Чаплыгин. Скульптура «Ну погоди!!!» в Городском парке :: Алексей Шаповалов Стерх
Тамбов. Покровский храм (Старо-Покровский) :: Алексей Шаповалов Стерх
Ростов Великий. Кремль. Успенский кафедральный собор и Воскресенский надвратный храм :: Алексей Шаповалов Стерх
Суджа. Карусельные лебеди :: Алексей Шаповалов Стерх
Арзамас. Дом с лавками Гостиного ряда (№ 21) и лавка купца Муравина с гостиницей (№ 23) :: Алексей Шаповалов Стерх
Макарьев Костромской. Дом П. М. Верховского (Д. А. Троицкого) :: Алексей Шаповалов Стерх
Кронштадт. Дом купца Сидорова. Проспект Ленина (Николаевский) (Господская улица), 57 :: Алексей Шаповалов Стерх
Цикорий :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Париж   |   Воробышек  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Архитектурный облик монастырской звонницы складывался в 16-19 веках. Первоначально она была двухъярусной: на первом этаже- церковь; на втором- аркада для колоколов, над ко­торой везвышались два покрытых зелёной черепицей шатра, основания которых до настоя­щего времени видны внутри колокольни.
Раннее упоминание о колоколах монастыря содержатся в описании последствий сильней­шего пожара, случившегося 20 мая 1737 года :»три колокола на колокольне упали, в том чис­ле один большой, а два средних, и на вратах большие часы погорели и три колокола малых разбились».
В первое десятилетие 19 века монастырская звонница подверглась основательной ре­конструкции. В 1809 году по «рисованному плану» Андрея Владимировича Мизерова, слу­жившего при Архиерейском доме канцеляристом, был построен новый ярус звонов в готи­чекском стиле. Это произошло во время правления архиепископа Антония (Знаменского), пи­тавшего, по отзыву И.А.Тихомирова, «большую слабость к готике и щедро применявшего её к древним зданиям монастыря». Работы по разборке древних шатров и возведении яруса с тремя главами и декоративными пирамидками, увенчанными репьями, подрядился исполнить крепостной крестьянин Пётр Иванов Лапшинов за два летних месяца 1809 года.
Венчающая здание беседка-ротоонда в классическом стиле была сооружена в 1824 году по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. Надстройку производили двое мастеровых: ярославский мещанин Александр Добрынин и крестьянин Фёдор Раков, за всю переделку мо­настырские власти заплатили около восьми тысяч рублей.
По завершении начального этапа реконструкции звонницы начались работы по отливке но­вых колоколов: увеличение размеров здания в высоту, недавно сооруженный просторный ярус звонов давали возможность воздать более мощный и гармоничный ансамбль. В первую очередь, было решено отлить пятисотпудовый благовестник, а прежний, весом в 340 пудов, «по усердию и прошению здешнего градского общества и по резолюции высокопреосвящен­ства» был передан Успенскому собору взамен двух колоколов в 190 и 53 пуда. К ним добави­ли снятые со звонницы колокола (весом в 102 пуда 37 фунтов, 75 пудов 3 фунта, 41 пуд 31 фунт, 4 зазывных в 1 пуд 17 фунтов). Для этой же цели использовали большой колокол с ча­собитной башни Святых ворот в 42 пуда 15 фунтов, пять колоколов упразднённой ярослав­ской Леонтьевской церкви, общим весом 16 пудов 7 фунтов, 3 колокола и 5 языков в 11 пудов 7 фунтов- из Ростова. Кроме того, городской голова купец Филипп Семёнов Сорокин предо­ставил40 пудов лома меди и 10 олова.
Весь перечисленный металл был использован на отливку благовестника в 524 пуда 2 фун­та. За работу ярославскому купцу Порфирию Грирогьевичу Оловянишниковому было запла­чено 890 рублей 90 копеек. Считается, что благовестник, а так же колокола в 255 пудов и 121 пуд былиотлмты в 1808 году в Ярославле мастером Иваном Чарышниковым; следующие 10 колоколов ансамбля, от 56 до 3 пудов, тогда же на ярославском колоколитейном заводе Пор­фирия Оловянишникова.
Все 15 колоколов монастарского ансамбля подвесили на втором ярусе звонницы мастер Иван Григорьевич Чарышников и платник Иван Табунов. Языки для них ковал крестьянин Яким Иванович Толмачев.
Колокола Спасского монастыря непременно принимали учатие на общегородских звонах, на многие важные события существовал свой чин звона. Вот как современниками была опи­сана панихида по случаю кончины великой княжны Ольги Павловны, которая состоялась в Крестовой Церкви Воскресения Христова 6 февраля 1795 года: «В 10 часов перед полуднем на соборной колокольне ударили в большой колокол редко три раза. Потом в монастыре ар­хиерейском три же раза. И продолжался благовест редко немало. Пособрании всего духовен­ства и довольного числа людей, в продолжение благовеста вшел преосвященный в черной мантии из келий в церковь «без славы» в одиннадцатом часу. Осенив на амвоне, обла­чился в алтаре на горнем месте во всё облачение, которое было называемо «толгское»... С самого начала панихиды и во всё продожение её происходил на колокольне вовсе колокола, начав с малого, редкий перебор, а потом во все общий удар, обыкновенно при изнесении ко гробу преставившихся употребляемый». По окончании панихиды был «произведён на коло­кольне во все колокола частой должайший звон и тем церемония окончена».
Монастырский колокольный ансамбль не сохранился, ещё в 1925 оду многие признанные «немузейными» колокола были сняты с ярославских церквей. В 1928 году- реставрационная мастерская просила сдать в Рудметторг часовой колокол в 255 пудов со зконницы; на следую­щий год эта же участь постигла остальные колокола.
В июле-августе 1991 года звонница Спасо-Преображенского монастыря вновь зазвучала — на неё подняли 18 колоколов, их подбор был составлен с большими трудностями из очень не­большой по количеству колеекции колоколов старого литья в фондах ЯМЗ. Сведения о совре­менном ансамбле колоколов монастырской звонницы любезно предоставила Н.С.Каровская.
Два колокола, благовестник и полиелейный (вес 113 пудов 26 фунтов и 40 пудов), отлитые в 1880-х годах на заводе Торгового дома П.И. Оловянишникова, ранее висели на колокольне церкви Рождества Христова села Шахова Даниловского района. Ещё два, воскресный (гол­ландского литья, 1623 год, вес- около 50 пудов) и полиелейный (предположительно- псковский, 17 века, вес- около 30 пудов), сняты с колокольни церкви Николы Надеина. Три колокола: постовой ярославского мастера Осипа Мартынова (1738 год, вес- около 25 пудов) и два голландских (1636 год) в 15 и 12 пудов- по документам музея-заповедника числятся по­ступившими из церкви Ильи Пророка. Самый ранний в ансамбле (середины 16 века) велико­постный колокол весом 8 пудов- из села Курба, древней вотчины ярославских князей Курб­ских. Надпись на нём указывает, что он был отлит во Пскове «повелением князя Андрея Ми­хайловича Курбского».
Среди малых, подзвонных и зазвонных имеются колокола голландского, костромского (за­вод Забенкина, снят с колокольни церкви Димитрия Солунского), саратовского (завод Н.В.Ке­менева), ярославского (завод Оловянишниковых), петербургского (завод Н.Усачева) литья; на последнем надпись: «В память Императора Александра Второго освобожденья крестьян от крепостной зависимости (от) игумении Кири».
На завершении беседки-ротонды на звеннице были установлены часы, перенесённые со Святых ворот монастыря. История этих часов, находившихся до 1624 года над Спасскими (Фроловскими) воротами Московского кремля, описана Н.И.Оловянишниковым в книге «Ис­тория колоколов и колокололитейное искусство»:
«У Фроловских (Спасских) ворот в 1614 году был часовник Никифорка Никитин. Часы эти, вероятно, были не особенно сложного устройства, русские, как их называли в то время, разделяемые на дневные- от восхода солнца- и ночные- от его заката.
Спустя 10 лет царь Михаил Фёдорович пожелал устроить на воротах часы более сложной конструкции, несомненно по проекту появившегося тогда (с 1621 года) в Москве искусного мастера, англичанина Христофера Головея, который для устройства новых часов предложил надстроить над воротами высокую башню, как это было исполнено в 1624-1625 годах.
В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому ярославскому монастырю за 48 рублей; весу в них было 60 пудов железа».
Эти часы были установлены в монастыре сначала на часобитной башне Святых ворот, а в начале 19 века перенесены на звонницу, их чинили в 1809 году (Василий Яковлев), 1824 году (Василий Венедиктов), 1876 году (Дмитрий Разаев). Для последней починки доставили «око­ло шести пудов старых колёс от уничтоженных часов Угличского Покровского монастыря». Наблюдение за часами, когда их пустили в ход, поручили слепому от рождения звонарю Ва­силию Слепневу. Древние часы не сохранились до нашего времени, они были разбиты, а их детали расхищены в 1918-1919 годах. Через 10 лет вновь отремонтированные часы с колоко­лами при них были настроены техником Д.Ф.Петровым и музыкальным мастером Веншау на исполнение «Интернационала». В 1980-х годах на звоннице установлены современные электронные часы и колокола, отлитые специально для Спасских курантов в мастерской (ныне завод) Товарищество «Пятков и Ко» города Каменск Уральский Сверловской области.

Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рут­ман, 2008.
29.01.2015 - 23:58:54
 
Просмотры: 3064
Понравилось:
Tata Wolf
Наталья ***
Дмитрий Рутковский
Юрий Шувалов
Святец Вячеслав
Сергей Исаенко
Марина
Александр Творогов
Маера Урусова
 
Добавили в избранное:
Наталья ***
 
Сообщить о нарушении