Теги: колокольня спасского монастыря в ярославле, красота, купола, паломничество, памятник архитектуры, православие, храм, христианство, ярославль
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери
Раннее упоминание о колоколах монастыря содержатся в описании последствий сильнейшего пожара, случившегося 20 мая 1737 года :»три колокола на колокольне упали, в том числе один большой, а два средних, и на вратах большие часы погорели и три колокола малых разбились».
В первое десятилетие 19 века монастырская звонница подверглась основательной реконструкции. В 1809 году по «рисованному плану» Андрея Владимировича Мизерова, служившего при Архиерейском доме канцеляристом, был построен новый ярус звонов в готичекском стиле. Это произошло во время правления архиепископа Антония (Знаменского), питавшего, по отзыву И.А.Тихомирова, «большую слабость к готике и щедро применявшего её к древним зданиям монастыря». Работы по разборке древних шатров и возведении яруса с тремя главами и декоративными пирамидками, увенчанными репьями, подрядился исполнить крепостной крестьянин Пётр Иванов Лапшинов за два летних месяца 1809 года.
Венчающая здание беседка-ротоонда в классическом стиле была сооружена в 1824 году по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. Надстройку производили двое мастеровых: ярославский мещанин Александр Добрынин и крестьянин Фёдор Раков, за всю переделку монастырские власти заплатили около восьми тысяч рублей.
По завершении начального этапа реконструкции звонницы начались работы по отливке новых колоколов: увеличение размеров здания в высоту, недавно сооруженный просторный ярус звонов давали возможность воздать более мощный и гармоничный ансамбль. В первую очередь, было решено отлить пятисотпудовый благовестник, а прежний, весом в 340 пудов, «по усердию и прошению здешнего градского общества и по резолюции высокопреосвященства» был передан Успенскому собору взамен двух колоколов в 190 и 53 пуда. К ним добавили снятые со звонницы колокола (весом в 102 пуда 37 фунтов, 75 пудов 3 фунта, 41 пуд 31 фунт, 4 зазывных в 1 пуд 17 фунтов). Для этой же цели использовали большой колокол с часобитной башни Святых ворот в 42 пуда 15 фунтов, пять колоколов упразднённой ярославской Леонтьевской церкви, общим весом 16 пудов 7 фунтов, 3 колокола и 5 языков в 11 пудов 7 фунтов- из Ростова. Кроме того, городской голова купец Филипп Семёнов Сорокин предоставил40 пудов лома меди и 10 олова.
Весь перечисленный металл был использован на отливку благовестника в 524 пуда 2 фунта. За работу ярославскому купцу Порфирию Грирогьевичу Оловянишниковому было заплачено 890 рублей 90 копеек. Считается, что благовестник, а так же колокола в 255 пудов и 121 пуд былиотлмты в 1808 году в Ярославле мастером Иваном Чарышниковым; следующие 10 колоколов ансамбля, от 56 до 3 пудов, тогда же на ярославском колоколитейном заводе Порфирия Оловянишникова.
Все 15 колоколов монастарского ансамбля подвесили на втором ярусе звонницы мастер Иван Григорьевич Чарышников и платник Иван Табунов. Языки для них ковал крестьянин Яким Иванович Толмачев.
Колокола Спасского монастыря непременно принимали учатие на общегородских звонах, на многие важные события существовал свой чин звона. Вот как современниками была описана панихида по случаю кончины великой княжны Ольги Павловны, которая состоялась в Крестовой Церкви Воскресения Христова 6 февраля 1795 года: «В 10 часов перед полуднем на соборной колокольне ударили в большой колокол редко три раза. Потом в монастыре архиерейском три же раза. И продолжался благовест редко немало. Пособрании всего духовенства и довольного числа людей, в продолжение благовеста вшел преосвященный в черной мантии из келий в церковь «без славы» в одиннадцатом часу. Осенив на амвоне, облачился в алтаре на горнем месте во всё облачение, которое было называемо «толгское»... С самого начала панихиды и во всё продожение её происходил на колокольне вовсе колокола, начав с малого, редкий перебор, а потом во все общий удар, обыкновенно при изнесении ко гробу преставившихся употребляемый». По окончании панихиды был «произведён на колокольне во все колокола частой должайший звон и тем церемония окончена».
Монастырский колокольный ансамбль не сохранился, ещё в 1925 оду многие признанные «немузейными» колокола были сняты с ярославских церквей. В 1928 году- реставрационная мастерская просила сдать в Рудметторг часовой колокол в 255 пудов со зконницы; на следующий год эта же участь постигла остальные колокола.
В июле-августе 1991 года звонница Спасо-Преображенского монастыря вновь зазвучала — на неё подняли 18 колоколов, их подбор был составлен с большими трудностями из очень небольшой по количеству колеекции колоколов старого литья в фондах ЯМЗ. Сведения о современном ансамбле колоколов монастырской звонницы любезно предоставила Н.С.Каровская.
Два колокола, благовестник и полиелейный (вес 113 пудов 26 фунтов и 40 пудов), отлитые в 1880-х годах на заводе Торгового дома П.И. Оловянишникова, ранее висели на колокольне церкви Рождества Христова села Шахова Даниловского района. Ещё два, воскресный (голландского литья, 1623 год, вес- около 50 пудов) и полиелейный (предположительно- псковский, 17 века, вес- около 30 пудов), сняты с колокольни церкви Николы Надеина. Три колокола: постовой ярославского мастера Осипа Мартынова (1738 год, вес- около 25 пудов) и два голландских (1636 год) в 15 и 12 пудов- по документам музея-заповедника числятся поступившими из церкви Ильи Пророка. Самый ранний в ансамбле (середины 16 века) великопостный колокол весом 8 пудов- из села Курба, древней вотчины ярославских князей Курбских. Надпись на нём указывает, что он был отлит во Пскове «повелением князя Андрея Михайловича Курбского».
Среди малых, подзвонных и зазвонных имеются колокола голландского, костромского (завод Забенкина, снят с колокольни церкви Димитрия Солунского), саратовского (завод Н.В.Кеменева), ярославского (завод Оловянишниковых), петербургского (завод Н.Усачева) литья; на последнем надпись: «В память Императора Александра Второго освобожденья крестьян от крепостной зависимости (от) игумении Кири».
На завершении беседки-ротонды на звеннице были установлены часы, перенесённые со Святых ворот монастыря. История этих часов, находившихся до 1624 года над Спасскими (Фроловскими) воротами Московского кремля, описана Н.И.Оловянишниковым в книге «История колоколов и колокололитейное искусство»:
«У Фроловских (Спасских) ворот в 1614 году был часовник Никифорка Никитин. Часы эти, вероятно, были не особенно сложного устройства, русские, как их называли в то время, разделяемые на дневные- от восхода солнца- и ночные- от его заката.
Спустя 10 лет царь Михаил Фёдорович пожелал устроить на воротах часы более сложной конструкции, несомненно по проекту появившегося тогда (с 1621 года) в Москве искусного мастера, англичанина Христофера Головея, который для устройства новых часов предложил надстроить над воротами высокую башню, как это было исполнено в 1624-1625 годах.
В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому ярославскому монастырю за 48 рублей; весу в них было 60 пудов железа».
Эти часы были установлены в монастыре сначала на часобитной башне Святых ворот, а в начале 19 века перенесены на звонницу, их чинили в 1809 году (Василий Яковлев), 1824 году (Василий Венедиктов), 1876 году (Дмитрий Разаев). Для последней починки доставили «около шести пудов старых колёс от уничтоженных часов Угличского Покровского монастыря». Наблюдение за часами, когда их пустили в ход, поручили слепому от рождения звонарю Василию Слепневу. Древние часы не сохранились до нашего времени, они были разбиты, а их детали расхищены в 1918-1919 годах. Через 10 лет вновь отремонтированные часы с колоколами при них были настроены техником Д.Ф.Петровым и музыкальным мастером Веншау на исполнение «Интернационала». В 1980-х годах на звоннице установлены современные электронные часы и колокола, отлитые специально для Спасских курантов в мастерской (ныне завод) Товарищество «Пятков и Ко» города Каменск Уральский Сверловской области.
Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.