1. Сергей Андрейчук: Расскажите немного о себе и том как вы пришли в фотографию.
Алексей Тудаков: Мне 31 год. Родился и вырос в Ташкенте. Профессиональный связист. Руковожу проектами в области мобильной связи. Много путешествую как по работе так и самостоятельно.
Фотографией интересовался с детства однако наш роман с ней все не складывался. Мы с ней то встречались то расставались. Однажды пришлось жить несколько месяцев в Стокгольме. Каждый день путь на работу лежал мимо фотомагазина. Однажды я зашел туда и попросил посмотреть Nikon D90. Мне очень нравилась эта камера однако цена в магазине была на несколько сотен крон выше чем в интернете. Я рассказал об этом продавцу. Продавец отошел на несколько минут, а когда вернулся предложил мне такую же цену что была в интернете, а так же набор из флешек и сумки. Отказываться уже не было смысла. И с появлением зеркалки фотография плотно пришла в мою жизнь.
2. Сергей Андрейчук: Существует ли рецепт хорошей фотографии? Что вы вкладываете в это понятие?
Алексей Тудаков: Рецепт хорошей фотографии для меня сформулировал один из моих учителей Миша Доможилов. Не всякая метафизическая фотография хороша однако всякая хорошая фотография метафизична. В хорошей фотографии всегда несколько смыслов. Иногда не видных взглядом, но читающихся подкоркой головного мозга. Это тот момент, когда просто фотография становится хорошей фотографией На хорошую фотографию достаточно посмотреть один раз и подсознание уже все видит.
3. Сергей Андрейчук: В физике есть такое понятие как несущая частота... По сути это частота гармонических электрических (электромагнитных) колебаний, служащих переносчиком информации... Если предположить, что тО же самое и в фотографии, а именно, психологическое сопровождение и есть эта несущая частота, а картинка сама по себе - это как буквы в книжке - информация... Фотография только тогда будет интересна зрителю, когда амплитуда несущей частоты (психологического сопровождения) будет находится в гармонии с сознанием зрителя... Скажите, пожалуйста, важно ли на ваш взгляд чтО изображено на этой картинке или всё-таки важнее, какие эмоции она вызывает?
Алексей Тудаков: Я думаю что у фотографии есть множество ипостасей. Есть прикладная фотография, которая как раз и служит для каких-то прикладных целей. Есть репортаж или документальная фотография, где изображенное на картинке чрезвычайно важно. К каждой фотографии можно подойти с индивидуальной стороны и если прикладная фотография способна вызвать эмоции, то это делает ее чем то большим. Эмоции тоже бывают разные. Некоторые фото вызывают восторг, а некоторые недоумение от того что изображено или как это сделано. Фотография настолько широка что запихать ее в рамки очень тяжело.
Есть еще один момент. Несущих может быть много. И разные несущие найдут отклик в голове у разных людей.
4. Сергей Андрейчук: Как научиться определять ареал персонажа, за границей которого заканчивается естественное поведение и начинается позирование? Или нет никакой границы, а есть нечто другое, чтО стирает эти условности между фотографом и персонажем (моделью), и камера уже не создаёт эффект прицела, позволяя человеку находиться в своей естественной эмоциональной среде? Как научиться фотографу распознать и запечатлеть внутренние эмоции и переживания своего персонажа? Где проходит граница между психологическим и обычным жанровым портретом?
Алексей Тудаков: У меня никогда не возникало желания снимать психологические портреты. Могу ответить цитатой замечательного уличного фотографа Ольги Титовой. "Я предпочту сфотографировать руку бабки в синей вязаной кофте, красном платке и цветной юбке идущую на фоне зелёного забора, чем полезу за этот забор и буду докапываться до этой бабки, сколько у неё платков, какого они цвета, как она живет и делать душещипательные портреты, преимущественно в расфокусе и ч/б. Потому что в первом случае бабка пройдет мимо меня и останется на моей фотографии, а во втором - бабка останется навсегда во мне"
5. Сергей Андрейчук: Кого из фотографов вы можете назвать своими учителями?.. Можете ли вы назвать современных фотографов, которые оказывают благотворное влияние на ваше творчество? Чьё творчество вдохновляет вас на новые поиски?..
Алексей Тудаков: Я стараюсь учиться у каждого человека который встречается мне на пути. Иногда у людей которых никто не знает есть то что можно почерпнуть. Несколько лет назад закончил курс Документальной фотографии в Фотодепартаменте в Санкт-Петербурге у Михаила Доможилова. Очень многому у него научился. Так же благодарен ему, что помог мне понять, что документальная фотография мне не интересна. Фотографов, которыми я восхищаюсь очень много. Причем иногда даже не сколько с фотографической, а с человеческой стороны. Я восхищаюсь трудом Жана Артюса Бертрана и той работой, которую он ведет. Меня вдохновляют работы Сальгадо и его жизненный путь. Из современников это Трент Парк. Братья Вохра - Рохит и Винит. В России есть много фотографов за творчеством которых я слежу с большим удовольствием это Ольга Титова, Илья Штуца, Андрей Тульнов с которым мы делаем один совместный проект.
6. Сергей Андрейчук: Где находится источник вдохновения для будущих тем: внутри вас или вокруг вас?
Алексей Тудаков: Эти две вещи неразрывно связанны. Внутреннее и внешнее переплетаясь влияют и меняют друг друга. Внутреннее состояние влияет на то, как я воспринимаю окружающий мир. И то мимо чего я возможно прошел бы мимо еще вчера начинает интересовать меня и становится источником вдохновения. Путешествия дают мне возможность менять обстановку и то, что меня окружает. Вдохновляют меня и наполняют энергией. Этот процесс цикличен и взаимопроникающий.
7. Сергей Андрейчук: Сюжеты, вырванные из контекста… Зачастую снимая тот или иной сюжет мы намеренно или случайно оставляем за рамками кадра общую картину жизни, придавая сюжету новое содержание… Как вы думаете, можно ли в рамке кадра уместить реальную картину мира, например, через эмоции, антураж или при создании какой-то психологической атмосферы, которая подскажет зрителю о происходящем за рамками кадра?
Алексей Тудаков: Для меня этот вопрос не стоит. Скорее нужно ли? Кому и зачем? Для меня фотография это во многом проекция своего видения мира, которое иногда очень далеко от реальной картины.
8. Сергей Андрейчук: Запечатлевая мгновение… Нет ли у вас ощущения хрупкости этого мгновения, прикосновение к которому может привести к его разрушению? Как в этом случае вы поступаете: «бьёте по хвостам», чтобы хоть как-то его зафиксировать или же просто остаётесь обычным наблюдателем, чтобы в полной мере насладиться его полнотой, сохранив в своей памяти?
Алексей Тудаков: Если у меня под рукой камера я пытаюсь его запечатлеть. Если же нет - то стараюсь насладиться моментом. Но в последнее время камера побеждает, так как она всегда под рукой.
9. Сергей Андрейчук: Как вы считаете допускается ли формализм в фотографии, а именно склонность к соблюдению внешней стороны дела в ущерб существенной его части, сути?
Алексей Тудаков: Несомненно. На постсоветском пространстве очень сильна школа фотографического формализма. Есть очень яркие представители. Например Эльдар Акберов из Баку. Я сам очень люблю иногда снимать формалистические фотографии.
10. Сергей Андрейчук: Фотографический мир Алексея Тудакова… Очень часто говорят, что художник пишет себя в пейзаже… Можно ли сказать, что вы отражаете свою внутреннюю Вселенную, свой внутренний мир в своих сюжетах?.. Какой он по настроению и о чём он по содержанию?..
Алексей Тудаков: В моей фотографии есть несколько любимых тем. Зачастую сюжет и содержание фото меня мало интересует. Как любой выходец из Азии я привык к ярким краскам, голубому небу и яркому солнцу. Поэтому в моей фотографии цвет и свет является основой всего. Меня просто манит все цветное и блестящее)
Исследую маленького человека в большом пространстве.
Другая часть меня это контрастная черно-белая фотография. В ЧБ меня привлекает отсутствие всего того что отвлекает от чистоты формы. Часто снимая в цвете я вижу кадр в ЧБ уже сразу.
Меня так же влечет улица. Люблю снимать города, их движение и жизнь, жизнь простых людей. В результате долгих поисков нашел себя именно в этом.
11. Сергей Андрейчук: Тема работы – это по сути отражение внутреннего мира автора… При соприкосновении внутренних тонких струн с окружающей действительностью происходит или гармоничное звучание, или какофония… И то и другое может резонировать тему будущей работы… Как рождаются темы ваших будущих работ?.. Закладываете ли вы при съёмке сюжета какой-то смысл или доверяетесь исключительно своей интуиции и опыту, а смысл приходит уже в постобработке работы?..
Алексей Тудаков: Раньше я снимал серии и делал «проекты» в какой то момент мне стало скучно и не интересно заниматься всем этим. Я просто получаю наслаждение от самого процесса поиска интересного кадра. Съемки. Обработки. Иногда для того, чтобы найти нужный свет или цвет могу пройти за день 15-20 километров. В уличной съемке с опытом приходит понимание того ЧТО, ГДЕ и КОГДА должно произойти. Нужно лишь найти правильное место и время.
12. Сергей Андрейчук: В фотографии не должно быть неопределённости (...во всей области использования формальных средств — во всем, даже в цветах, необходимо избегать любого следа неопределенности). Неопределенность в произведении допустима только тогда, когда в ней существует действительная внутренняя необходимость. Алексей, скажите, вы согласны с этим мнением? Что вы думаете на этот счёт?
Алексей Тудаков: Не вижу никакой проблемы. Думаю что зритель сам для себя должен определить что он видит на картинке. Нельзя тыкать его носом. Зритель зачастую умнее, чем тот кто снимает и показывает. Некоторые могут увидеть на фото то что я сам не увидел. Иногда очень забавно читать оду критиков с подробным разбором почему это фото хорошо, а потом спрашивать самого автора: "А так ли все было когда он снимал?" Оказывается, что он даже думать не думал, что выйдет то что вышло и что фото вызовет столько критики и обсуждений.
13. Сергей Андрейчук: Название работы как кульминационный штрих работы, помогающий зрителю не только глубже понять смысловую линию сюжета, но и настроить зрителя на высокую тональность эмоционального сопереживания персонажам или событиям, отражённым в той или иной работе… Насколько важно, на ваш взгляд, венчать работу названием?..
Алексей Тудаков: Я категорически против названий к фотографиям. Думаю что зрителю всегда необходимо дать возможность додумать самому. Если зритель не понял смысловой линии значит фотограф недостаточно четко ее выразил. Никогда не называл свои фотографии. Пусть этим занимаются писатели.
14. Сергей Андрейчук: Критика… Зачастую непонимание приводит к отторжению, а отторжение практически всегда сопровождается критикой… Как вы относитесь к критике в отношении ваших работ?..
Алексей Тудаков: Все зависит от личности критикующего и контекста. Критика чрезвычайно важна однако не всякая критика полезна и конечно же не от каждого. Некоторые люди в силу воспитания, уровня образования или культуры просто не в состоянии понять или оценить то или иное фото. Зачем обращать внимание на мнение таких людей? Многие люди часто критикуют ради самоутверждения. Это я не приемлю. Если же критика аргументирована то она несомненно пойдет мне на пользу.
15. Сергей Андрейчук: Скажите пожалуйста, существуют ли на ваш взгляд какие-то неписаные правила, о которых должен помнить любой фотограф?.. Мне бы хотелось услышать ваше отношение к этичности некоторых сюжетов, а также самого процесса съёмки... Возможно, у вас есть какие-то свои правила и табу, которых вы придерживаетесь...
Алексей Тудаков: Вопрос об этичности для меня очень тонок. Я стараюсь всячески избегать темы смерти в своих работах. Не снимаю страдания людей ради картинки. А также эксплуатации любого рода «горячих тем» в том числе и политики.
Мне очень не нравится когда фотография становится инструментом пропаганды или политической борьбы, от людей занимающихся подобным я стараюсь держаться подальше. Многие фотографы ради популярности занимаются подтасовкой фактов в своих снимках или пишут провокационные подписи под своими фото. Мир знает сотни таких историй. В последние годы среди фотографов документалистов идет много споров по поводу содержания работ победителей нескольких последних world press photo. На мой взгляд эти разговоры не лишены оснований. Слишком много крови и насилия. Боли и страданий. Думаю все помнят знаменитое фото африканского ребенка и стервятника ждущего когда ребенок умрет. Ребенок выжил, фотограф получил престижную премию и покончил жизнь самоубийством спустя какое-то время.
Я считаю кто главный мерила любого фотографа это его совесть и порядочность. К сожалению, а может к счастью совесть и порядочность еще никто не стандартизировал. Поэтому каждый поступает так как ему эта совесть позволяет.
16. Сергей Андрейчук: Расскажите, пожалуйста, о ваших новых проектах. О чём они?
Алексей Тудаков: У меня несколько проектов сейчас идет. Я много лет жил за границей и практически не снимал родной Ташкент. Сейчас я много времени провожу на родине и у меня появилась возможность запечатлеть Ташкент. Ту ускользающую в прошлое красоту Ташкентских тенистых улиц и аллей, узкие улочки махаллей, счастливых детей, играющих в футбол на улице вместо игры в counter strike у себя дома за компьютером, продавцов бахчи, живущих с июня по октябрь прямо под открытым небом на улицах. Тот Ташкент в котором я вырос и который стремительно уступает новому современному городу из стекла и бетона.
Есть план создания коллектива уличных фотографов. Думаю что он появится ближе к зиме.
17. Сергей Андрейчук: Алексей, проводите ли вы онлайн семинары? И, если да, то какие темы вы затрагиваете на них и где они анонсируются?
Алексей Тудаков: Онлайн не провожу. У меня есть группа в фейсбуке посвященная развитию творческой фотографии в Узбекистане где я пытаюсь заниматься фотографическим ликбезом для начинающих фотографов. Так же устраиваю фото прогулки если располагаю свободным временем, после которых разбираю отснятый материал. Так же я совместно с коллегами Андреем Тульновым, Альбертом Шаром и Фархадом Каримовым модерируем в фейсбуке закрытую группу по стрит фотографии и ведем публичную страницу 500streetphoto (https://www.facebook.com/500streetphoto), где публикуем наиболее интересные уличные снимки русскоязычных авторов.
Алексей, я благодарю вас за интересные ответы и замечательные работы, любезно предоставленные для интервью!
Я желаю вам творческих идей и красивой их реализации в своих работах!
Интересный автор! Замечательные работы! содержательное интервью! Спасибо, Сергей, за очередную страничку.
У меня есть вопрос к Алексею.
-Как Вы думаете в чем состоит Будущее Фотографии если оно есть?
-Про формалистические фотографии. За формализм неоднократно выговаривали иностранные Мэтры в сторону российских фотографов. А как Вы понимаете этот формализм и можете ли согласиться с такой ино. критикой. Почему Вам такие фотографии нравятся?
Спасибо.
Евгений
Думаю что будущее фотографии уже наступило. 15 лет назад о таком засилии снимающих устройств и снимающих людей не возможно было подумать. Это конечно сильно обесценивает профессию в глазах людей. С другой стороны хорошая фотография всегда выделяется и ее доступность позволяет появляться все большему числу талантливых людей в фотографии. Думаю дальше количество фотографов и фотографий будет лишь расти в геометрической прогрессии. И для фотографии они будут применять все доступные прогрессу средства. Что несомненно сделает нашу жизнь еще интереснее.
О формализме в фотографии множество споров велось и ведется до сих пор. В России это целое явления. Люди считающие себя последователями А.С. Слюсарева активно продвигают свое видение. Действительно уличная жизнь несколько замерла. Пейзажи всем уже надоели. А формализм это новый метод посмотреть на окружающую нас действительность. В сети фейсбук есть 2 больших гурппы. Метафизическая фотография- которая к сожалению скатилась в очень низкий уровень из за отсутсвия приличной модерации и Формалист. Где как раз модерация присуствует. Так же на ладан дышит сайт ex-photo.ru который в свое время был основным местом туссовки формалистов рунета. Существуют попытки притягивания формализма в стрит фотографию. Я все же считаю что формализм это отдельное направление которое хоть и снято на улице никакого отношения к стрит фотогрфии не имеет. Как то Анзор Бухарский сказал что если за день ничего не снял то фожно наснимать формализма за пол часа. Я люблю эстетическую сторону фотографии. И если фото наделено той самой эстетикой то оно мне нравится. А сильные формалистические работы зачастую ей наделены. Есть одна закрытая группа где публикует Дмитрий Музалев свой отбор из того что он видит в ленте. https://www.facebook.com/groups/492467654179117/ тут собраны классные образцы этого самого формализма. Очень рекомендую.
Спасибо, Сергей!
Рассматривая фотографии Алексея Тудакова, я вспомнил Анзора Бухарского, Дмитрия Зверева и других замечательных фотохудожников. Неповторимость, она вообще достижима или уже всё создано до нас, а мы только копируем чуть изменяя под нас...Это не вопрос, так мысли в слух.
Благодарю Алексея Тудакова и удачи во всех начинаниях!
Спасибо Олег!
Алексей спасибо за пожелания) А по поводу фотографии Зверева увидел впервые прошлой осенью если честно) А снимаю я свои ЧБ серии уже много лет. Тут только некоторые фото из серий. Слышал сравнения кстати не раз но за творчеством Дмитрия не слежу если честно. А вот с Анзором мы совсем разные. У нас разный нарратив. Разное отношение к цвету и свету. Возможно что из за того что мы с Анзором земляки это сказывается но то что я его копирую совершенно не соглашусь. Хоть и уважаю его как фотографа. Все что можно было изобрести в фотографии как мне кажется уже изобретено за 150 лет ее существования.
Алексей, конечно я не говорил о прямом копировании. Каждый художник, опираясь на опыт предшественников, пытается уйти дальше и выше, но он не создаёт что либо с нуля, на него всё равно накладывается то, что он видел, что его когда то задело за живое. Бывают же похожие люди на разных концах света или, скажем, не зная друг друга люди одновременно изобретают одно и тоже. Печально, что сейчас нельзя стать первооткрывателем, невозможно изобрести велосипед, никак не придумать свой язык, свою азбуку, свою фотографию...
Спасибо вам, Алексей, за нахлынувшие на меня мысли, внимательно разглядывая ваши фотографии!
Алексей, рассматриваю и впитываю ваши серии. Шикарная серия "руки" и деликатно по восточному уважительно показанная серия "старики". В ней запомнился один кадр, две спины, сидящих на ступеньках, а там кипит жизнь города и черта из поребриков, разделяющая их от них. Сильно. А вот второй вариант этого кадра с обрезанным верхом уже не то, как будто джина обратно в бутылку вогнали. Осмелюсь предложить объединить эти серии и показать руки пожилых людей на фоне. Как бы от первого лица, чтоб зрителя кольнуло - так это мои руки, так это я старик...
Буду долго изучать ваше дыхание по фотографиям вашим, но точно знаю, что вы повлияли на моё последующее видение мира, как в своё время А.Пашис и А.Чежин.
Спасибо!
Алексей Спасибо за критику. Там в Сери про стариков как оказалось попал сырой материал. Я обычно отбираю( Видимо не из той папки загрузил. Предложение интересное. Можно попробывать) Рад что мои фотографии оставляют след. Еще раз спасибо!
Алексей, спасибо за ответ на мои вопросы.
Но просто так от Вас не отстану. Уж извините!
В Диалогах, которые Сергей нам представляет, проходят линией порой одни важные вопросы, которые хочется для себя полней открыть, для этого нужно собрать больше отзывов и мнений. Вот поэтому и Вам несколько вопросов:
1. Что такое ТЕМА? Есть ли такое понятие. Она одна у фотохудожника на всю творческую Жизнь или это задание на каждый выход? Или это что то другое?
2. Можете ли разграничить понимания Жанр, Репортаж, Стрит, Спонтанное фото?
3. В Ваших снимках много Цвета! Как Вы технически подходите к передаче цвета. С самого начала – от фото ( может есть специальные приемы при фотографировании, использование контрового света и т.д.) , до редактирования и печати?
Спасибо за вопрос.
1. У меня пока нет темы. Ну или я ее еще не нашел. Думаю это может быть либо то что человека очень интересует или волнует либо он осознанно эксплуатирует тот или иной сюжет в своих целях. Знаю многих кто всю жизнь снимает то или иное. Например как Ляля Кузнецова знаменита своими циганами. Или Гурски снимающий современный мир и делая свои панорамы. Многие ТЕМУ ищут всю жизнь. А многие же не зацикливаются на одном и позволяют себе снимать много разных тем. Для меня одна из таких Уличный футбол. Я снимал его в Турции и Узбекистане на Бали и в Беларуси. Где вижу всегда снимаю. Публикую правда не всегда.
2. Могу. Для меня Жанр это документальная фотография имеющая смысловую или историческую соствляющую. В Стрите же зачастую работают другие механизмы. Сюжет и смысл могут отсутсовать. Превалируют цвет или свет или сюр или какой то неожиданный визуальный ряд. Стрит и Жанр хоть и сняты на улице имеют совершенно разный нарратив. Репортаж это все же прикладная фотография целью которой является освещение того или иного события. Репортаж может быть снят с применением стритовых техник. Таких как у С.Максимишина например или А.Петросьяна. А о спонтанных фото ничего сказать не могу. Потому что не знаю что это такое.
3. Я просто так вижу мир. И как уже говорил люблю цветное и яркое. Я всегда сначала вижу цвет а потом уже все остальное. У каждого цвета свои особенности. Об этом хорошо но несколько сложно все же написано у Павла Косенко. Каждый цвет воспринимает по разному. И как оказалось не все видят все оттенки цвета. А я просто живу по правилу увидел цвет- найди пару- нашел пару составь композицию- составил композицию-снимай. В Узбекистане существует ткань с рисунком -Хан Атлас. Вобще разннобразие цвета составляет основу одежды Узбеков. Видимо мое восточное окружение накладывает свой отпечаток. Я никогда не занимаюсь цветокоррекцией не для печати не для публикации в сети. Могу только усилить яркость чтобы было еще ярче чем было снято.
Спасибо, Алексей! Классные у Вас фотографии! И запомню Ваше правило: "увидел цвет- найди пару- нашел пару составь композицию- составил композицию-снимай"!
Сергей, благодарю за новое знакомство и за интересное интервью!
Жаль, что поздно возник вопрос об использовании Алексеем компьютерного монтажа. В частности, если загрузить фото с красным флагом в ФШ и подвигать уровни, возникают серьезные подозрения в монтаже.
Комментарии:
Алексей Тудаков: Мне 31 год. Родился и вырос в Ташкенте. Профессиональный связист. Руковожу проектами в области мобильной связи. Много путешествую как по работе так и самостоятельно.
Фотографией интересовался с детства однако наш роман с ней все не складывался. Мы с ней то встречались то расставались. Однажды пришлось жить несколько месяцев в Стокгольме. Каждый день путь на работу лежал мимо фотомагазина. Однажды я зашел туда и попросил посмотреть Nikon D90. Мне очень нравилась эта камера однако цена в магазине была на несколько сотен крон выше чем в интернете. Я рассказал об этом продавцу. Продавец отошел на несколько минут, а когда вернулся предложил мне такую же цену что была в интернете, а так же набор из флешек и сумки. Отказываться уже не было смысла. И с появлением зеркалки фотография плотно пришла в мою жизнь.
2. Сергей Андрейчук: Существует ли рецепт хорошей фотографии? Что вы вкладываете в это понятие?
Алексей Тудаков: Рецепт хорошей фотографии для меня сформулировал один из моих учителей Миша Доможилов. Не всякая метафизическая фотография хороша однако всякая хорошая фотография метафизична. В хорошей фотографии всегда несколько смыслов. Иногда не видных взглядом, но читающихся подкоркой головного мозга. Это тот момент, когда просто фотография становится хорошей фотографией На хорошую фотографию достаточно посмотреть один раз и подсознание уже все видит.
3. Сергей Андрейчук: В физике есть такое понятие как несущая частота... По сути это частота гармонических электрических (электромагнитных) колебаний, служащих переносчиком информации... Если предположить, что тО же самое и в фотографии, а именно, психологическое сопровождение и есть эта несущая частота, а картинка сама по себе - это как буквы в книжке - информация... Фотография только тогда будет интересна зрителю, когда амплитуда несущей частоты (психологического сопровождения) будет находится в гармонии с сознанием зрителя... Скажите, пожалуйста, важно ли на ваш взгляд чтО изображено на этой картинке или всё-таки важнее, какие эмоции она вызывает?
Алексей Тудаков: Я думаю что у фотографии есть множество ипостасей. Есть прикладная фотография, которая как раз и служит для каких-то прикладных целей. Есть репортаж или документальная фотография, где изображенное на картинке чрезвычайно важно. К каждой фотографии можно подойти с индивидуальной стороны и если прикладная фотография способна вызвать эмоции, то это делает ее чем то большим. Эмоции тоже бывают разные. Некоторые фото вызывают восторг, а некоторые недоумение от того что изображено или как это сделано. Фотография настолько широка что запихать ее в рамки очень тяжело.
Есть еще один момент. Несущих может быть много. И разные несущие найдут отклик в голове у разных людей.
4. Сергей Андрейчук: Как научиться определять ареал персонажа, за границей которого заканчивается естественное поведение и начинается позирование? Или нет никакой границы, а есть нечто другое, чтО стирает эти условности между фотографом и персонажем (моделью), и камера уже не создаёт эффект прицела, позволяя человеку находиться в своей естественной эмоциональной среде? Как научиться фотографу распознать и запечатлеть внутренние эмоции и переживания своего персонажа? Где проходит граница между психологическим и обычным жанровым портретом?
Алексей Тудаков: У меня никогда не возникало желания снимать психологические портреты. Могу ответить цитатой замечательного уличного фотографа Ольги Титовой. "Я предпочту сфотографировать руку бабки в синей вязаной кофте, красном платке и цветной юбке идущую на фоне зелёного забора, чем полезу за этот забор и буду докапываться до этой бабки, сколько у неё платков, какого они цвета, как она живет и делать душещипательные портреты, преимущественно в расфокусе и ч/б. Потому что в первом случае бабка пройдет мимо меня и останется на моей фотографии, а во втором - бабка останется навсегда во мне"
5. Сергей Андрейчук: Кого из фотографов вы можете назвать своими учителями?.. Можете ли вы назвать современных фотографов, которые оказывают благотворное влияние на ваше творчество? Чьё творчество вдохновляет вас на новые поиски?..
Алексей Тудаков: Я стараюсь учиться у каждого человека который встречается мне на пути. Иногда у людей которых никто не знает есть то что можно почерпнуть. Несколько лет назад закончил курс Документальной фотографии в Фотодепартаменте в Санкт-Петербурге у Михаила Доможилова. Очень многому у него научился. Так же благодарен ему, что помог мне понять, что документальная фотография мне не интересна. Фотографов, которыми я восхищаюсь очень много. Причем иногда даже не сколько с фотографической, а с человеческой стороны. Я восхищаюсь трудом Жана Артюса Бертрана и той работой, которую он ведет. Меня вдохновляют работы Сальгадо и его жизненный путь. Из современников это Трент Парк. Братья Вохра - Рохит и Винит. В России есть много фотографов за творчеством которых я слежу с большим удовольствием это Ольга Титова, Илья Штуца, Андрей Тульнов с которым мы делаем один совместный проект.
6. Сергей Андрейчук: Где находится источник вдохновения для будущих тем: внутри вас или вокруг вас?
Алексей Тудаков: Эти две вещи неразрывно связанны. Внутреннее и внешнее переплетаясь влияют и меняют друг друга. Внутреннее состояние влияет на то, как я воспринимаю окружающий мир. И то мимо чего я возможно прошел бы мимо еще вчера начинает интересовать меня и становится источником вдохновения. Путешествия дают мне возможность менять обстановку и то, что меня окружает. Вдохновляют меня и наполняют энергией. Этот процесс цикличен и взаимопроникающий.
7. Сергей Андрейчук: Сюжеты, вырванные из контекста… Зачастую снимая тот или иной сюжет мы намеренно или случайно оставляем за рамками кадра общую картину жизни, придавая сюжету новое содержание… Как вы думаете, можно ли в рамке кадра уместить реальную картину мира, например, через эмоции, антураж или при создании какой-то психологической атмосферы, которая подскажет зрителю о происходящем за рамками кадра?
Алексей Тудаков: Для меня этот вопрос не стоит. Скорее нужно ли? Кому и зачем? Для меня фотография это во многом проекция своего видения мира, которое иногда очень далеко от реальной картины.
8. Сергей Андрейчук: Запечатлевая мгновение… Нет ли у вас ощущения хрупкости этого мгновения, прикосновение к которому может привести к его разрушению? Как в этом случае вы поступаете: «бьёте по хвостам», чтобы хоть как-то его зафиксировать или же просто остаётесь обычным наблюдателем, чтобы в полной мере насладиться его полнотой, сохранив в своей памяти?
Алексей Тудаков: Если у меня под рукой камера я пытаюсь его запечатлеть. Если же нет - то стараюсь насладиться моментом. Но в последнее время камера побеждает, так как она всегда под рукой.
9. Сергей Андрейчук: Как вы считаете допускается ли формализм в фотографии, а именно склонность к соблюдению внешней стороны дела в ущерб существенной его части, сути?
Алексей Тудаков: Несомненно. На постсоветском пространстве очень сильна школа фотографического формализма. Есть очень яркие представители. Например Эльдар Акберов из Баку. Я сам очень люблю иногда снимать формалистические фотографии.
10. Сергей Андрейчук: Фотографический мир Алексея Тудакова… Очень часто говорят, что художник пишет себя в пейзаже… Можно ли сказать, что вы отражаете свою внутреннюю Вселенную, свой внутренний мир в своих сюжетах?.. Какой он по настроению и о чём он по содержанию?..
Алексей Тудаков: В моей фотографии есть несколько любимых тем. Зачастую сюжет и содержание фото меня мало интересует. Как любой выходец из Азии я привык к ярким краскам, голубому небу и яркому солнцу. Поэтому в моей фотографии цвет и свет является основой всего. Меня просто манит все цветное и блестящее)
Исследую маленького человека в большом пространстве.
Другая часть меня это контрастная черно-белая фотография. В ЧБ меня привлекает отсутствие всего того что отвлекает от чистоты формы. Часто снимая в цвете я вижу кадр в ЧБ уже сразу.
Меня так же влечет улица. Люблю снимать города, их движение и жизнь, жизнь простых людей. В результате долгих поисков нашел себя именно в этом.
11. Сергей Андрейчук: Тема работы – это по сути отражение внутреннего мира автора… При соприкосновении внутренних тонких струн с окружающей действительностью происходит или гармоничное звучание, или какофония… И то и другое может резонировать тему будущей работы… Как рождаются темы ваших будущих работ?.. Закладываете ли вы при съёмке сюжета какой-то смысл или доверяетесь исключительно своей интуиции и опыту, а смысл приходит уже в постобработке работы?..
Алексей Тудаков: Раньше я снимал серии и делал «проекты» в какой то момент мне стало скучно и не интересно заниматься всем этим. Я просто получаю наслаждение от самого процесса поиска интересного кадра. Съемки. Обработки. Иногда для того, чтобы найти нужный свет или цвет могу пройти за день 15-20 километров. В уличной съемке с опытом приходит понимание того ЧТО, ГДЕ и КОГДА должно произойти. Нужно лишь найти правильное место и время.
12. Сергей Андрейчук: В фотографии не должно быть неопределённости (...во всей области использования формальных средств — во всем, даже в цветах, необходимо избегать любого следа неопределенности). Неопределенность в произведении допустима только тогда, когда в ней существует действительная внутренняя необходимость. Алексей, скажите, вы согласны с этим мнением? Что вы думаете на этот счёт?
Алексей Тудаков: Не вижу никакой проблемы. Думаю что зритель сам для себя должен определить что он видит на картинке. Нельзя тыкать его носом. Зритель зачастую умнее, чем тот кто снимает и показывает. Некоторые могут увидеть на фото то что я сам не увидел. Иногда очень забавно читать оду критиков с подробным разбором почему это фото хорошо, а потом спрашивать самого автора: "А так ли все было когда он снимал?" Оказывается, что он даже думать не думал, что выйдет то что вышло и что фото вызовет столько критики и обсуждений.
13. Сергей Андрейчук: Название работы как кульминационный штрих работы, помогающий зрителю не только глубже понять смысловую линию сюжета, но и настроить зрителя на высокую тональность эмоционального сопереживания персонажам или событиям, отражённым в той или иной работе… Насколько важно, на ваш взгляд, венчать работу названием?..
Алексей Тудаков: Я категорически против названий к фотографиям. Думаю что зрителю всегда необходимо дать возможность додумать самому. Если зритель не понял смысловой линии значит фотограф недостаточно четко ее выразил. Никогда не называл свои фотографии. Пусть этим занимаются писатели.
14. Сергей Андрейчук: Критика… Зачастую непонимание приводит к отторжению, а отторжение практически всегда сопровождается критикой… Как вы относитесь к критике в отношении ваших работ?..
Алексей Тудаков: Все зависит от личности критикующего и контекста. Критика чрезвычайно важна однако не всякая критика полезна и конечно же не от каждого. Некоторые люди в силу воспитания, уровня образования или культуры просто не в состоянии понять или оценить то или иное фото. Зачем обращать внимание на мнение таких людей? Многие люди часто критикуют ради самоутверждения. Это я не приемлю. Если же критика аргументирована то она несомненно пойдет мне на пользу.
15. Сергей Андрейчук: Скажите пожалуйста, существуют ли на ваш взгляд какие-то неписаные правила, о которых должен помнить любой фотограф?.. Мне бы хотелось услышать ваше отношение к этичности некоторых сюжетов, а также самого процесса съёмки... Возможно, у вас есть какие-то свои правила и табу, которых вы придерживаетесь...
Алексей Тудаков: Вопрос об этичности для меня очень тонок. Я стараюсь всячески избегать темы смерти в своих работах. Не снимаю страдания людей ради картинки. А также эксплуатации любого рода «горячих тем» в том числе и политики.
Мне очень не нравится когда фотография становится инструментом пропаганды или политической борьбы, от людей занимающихся подобным я стараюсь держаться подальше. Многие фотографы ради популярности занимаются подтасовкой фактов в своих снимках или пишут провокационные подписи под своими фото. Мир знает сотни таких историй. В последние годы среди фотографов документалистов идет много споров по поводу содержания работ победителей нескольких последних world press photo. На мой взгляд эти разговоры не лишены оснований. Слишком много крови и насилия. Боли и страданий. Думаю все помнят знаменитое фото африканского ребенка и стервятника ждущего когда ребенок умрет. Ребенок выжил, фотограф получил престижную премию и покончил жизнь самоубийством спустя какое-то время.
Я считаю кто главный мерила любого фотографа это его совесть и порядочность. К сожалению, а может к счастью совесть и порядочность еще никто не стандартизировал. Поэтому каждый поступает так как ему эта совесть позволяет.
16. Сергей Андрейчук: Расскажите, пожалуйста, о ваших новых проектах. О чём они?
Алексей Тудаков: У меня несколько проектов сейчас идет. Я много лет жил за границей и практически не снимал родной Ташкент. Сейчас я много времени провожу на родине и у меня появилась возможность запечатлеть Ташкент. Ту ускользающую в прошлое красоту Ташкентских тенистых улиц и аллей, узкие улочки махаллей, счастливых детей, играющих в футбол на улице вместо игры в counter strike у себя дома за компьютером, продавцов бахчи, живущих с июня по октябрь прямо под открытым небом на улицах. Тот Ташкент в котором я вырос и который стремительно уступает новому современному городу из стекла и бетона.
Есть план создания коллектива уличных фотографов. Думаю что он появится ближе к зиме.
17. Сергей Андрейчук: Алексей, проводите ли вы онлайн семинары? И, если да, то какие темы вы затрагиваете на них и где они анонсируются?
Алексей Тудаков: Онлайн не провожу. У меня есть группа в фейсбуке посвященная развитию творческой фотографии в Узбекистане где я пытаюсь заниматься фотографическим ликбезом для начинающих фотографов. Так же устраиваю фото прогулки если располагаю свободным временем, после которых разбираю отснятый материал. Так же я совместно с коллегами Андреем Тульновым, Альбертом Шаром и Фархадом Каримовым модерируем в фейсбуке закрытую группу по стрит фотографии и ведем публичную страницу 500streetphoto (https://www.facebook.com/500streetphoto), где публикуем наиболее интересные уличные снимки русскоязычных авторов.
Алексей, я благодарю вас за интересные ответы и замечательные работы, любезно предоставленные для интервью!
Я желаю вам творческих идей и красивой их реализации в своих работах!
У меня есть вопрос к Алексею.
-Как Вы думаете в чем состоит Будущее Фотографии если оно есть?
-Про формалистические фотографии. За формализм неоднократно выговаривали иностранные Мэтры в сторону российских фотографов. А как Вы понимаете этот формализм и можете ли согласиться с такой ино. критикой. Почему Вам такие фотографии нравятся?
Спасибо.
Евгений
Думаю что будущее фотографии уже наступило. 15 лет назад о таком засилии снимающих устройств и снимающих людей не возможно было подумать. Это конечно сильно обесценивает профессию в глазах людей. С другой стороны хорошая фотография всегда выделяется и ее доступность позволяет появляться все большему числу талантливых людей в фотографии. Думаю дальше количество фотографов и фотографий будет лишь расти в геометрической прогрессии. И для фотографии они будут применять все доступные прогрессу средства. Что несомненно сделает нашу жизнь еще интереснее.
О формализме в фотографии множество споров велось и ведется до сих пор. В России это целое явления. Люди считающие себя последователями А.С. Слюсарева активно продвигают свое видение. Действительно уличная жизнь несколько замерла. Пейзажи всем уже надоели. А формализм это новый метод посмотреть на окружающую нас действительность. В сети фейсбук есть 2 больших гурппы. Метафизическая фотография- которая к сожалению скатилась в очень низкий уровень из за отсутсвия приличной модерации и Формалист. Где как раз модерация присуствует. Так же на ладан дышит сайт ex-photo.ru который в свое время был основным местом туссовки формалистов рунета. Существуют попытки притягивания формализма в стрит фотографию. Я все же считаю что формализм это отдельное направление которое хоть и снято на улице никакого отношения к стрит фотогрфии не имеет. Как то Анзор Бухарский сказал что если за день ничего не снял то фожно наснимать формализма за пол часа. Я люблю эстетическую сторону фотографии. И если фото наделено той самой эстетикой то оно мне нравится. А сильные формалистические работы зачастую ей наделены. Есть одна закрытая группа где публикует Дмитрий Музалев свой отбор из того что он видит в ленте. https://www.facebook.com/groups/492467654179117/ тут собраны классные образцы этого самого формализма. Очень рекомендую.
Рассматривая фотографии Алексея Тудакова, я вспомнил Анзора Бухарского, Дмитрия Зверева и других замечательных фотохудожников. Неповторимость, она вообще достижима или уже всё создано до нас, а мы только копируем чуть изменяя под нас...Это не вопрос, так мысли в слух.
Благодарю Алексея Тудакова и удачи во всех начинаниях!
Алексей спасибо за пожелания) А по поводу фотографии Зверева увидел впервые прошлой осенью если честно) А снимаю я свои ЧБ серии уже много лет. Тут только некоторые фото из серий. Слышал сравнения кстати не раз но за творчеством Дмитрия не слежу если честно. А вот с Анзором мы совсем разные. У нас разный нарратив. Разное отношение к цвету и свету. Возможно что из за того что мы с Анзором земляки это сказывается но то что я его копирую совершенно не соглашусь. Хоть и уважаю его как фотографа. Все что можно было изобрести в фотографии как мне кажется уже изобретено за 150 лет ее существования.
Спасибо вам, Алексей, за нахлынувшие на меня мысли, внимательно разглядывая ваши фотографии!
Буду долго изучать ваше дыхание по фотографиям вашим, но точно знаю, что вы повлияли на моё последующее видение мира, как в своё время А.Пашис и А.Чежин.
Спасибо!
Но просто так от Вас не отстану. Уж извините!
В Диалогах, которые Сергей нам представляет, проходят линией порой одни важные вопросы, которые хочется для себя полней открыть, для этого нужно собрать больше отзывов и мнений. Вот поэтому и Вам несколько вопросов:
1. Что такое ТЕМА? Есть ли такое понятие. Она одна у фотохудожника на всю творческую Жизнь или это задание на каждый выход? Или это что то другое?
2. Можете ли разграничить понимания Жанр, Репортаж, Стрит, Спонтанное фото?
3. В Ваших снимках много Цвета! Как Вы технически подходите к передаче цвета. С самого начала – от фото ( может есть специальные приемы при фотографировании, использование контрового света и т.д.) , до редактирования и печати?
1. У меня пока нет темы. Ну или я ее еще не нашел. Думаю это может быть либо то что человека очень интересует или волнует либо он осознанно эксплуатирует тот или иной сюжет в своих целях. Знаю многих кто всю жизнь снимает то или иное. Например как Ляля Кузнецова знаменита своими циганами. Или Гурски снимающий современный мир и делая свои панорамы. Многие ТЕМУ ищут всю жизнь. А многие же не зацикливаются на одном и позволяют себе снимать много разных тем. Для меня одна из таких Уличный футбол. Я снимал его в Турции и Узбекистане на Бали и в Беларуси. Где вижу всегда снимаю. Публикую правда не всегда.
2. Могу. Для меня Жанр это документальная фотография имеющая смысловую или историческую соствляющую. В Стрите же зачастую работают другие механизмы. Сюжет и смысл могут отсутсовать. Превалируют цвет или свет или сюр или какой то неожиданный визуальный ряд. Стрит и Жанр хоть и сняты на улице имеют совершенно разный нарратив. Репортаж это все же прикладная фотография целью которой является освещение того или иного события. Репортаж может быть снят с применением стритовых техник. Таких как у С.Максимишина например или А.Петросьяна. А о спонтанных фото ничего сказать не могу. Потому что не знаю что это такое.
3. Я просто так вижу мир. И как уже говорил люблю цветное и яркое. Я всегда сначала вижу цвет а потом уже все остальное. У каждого цвета свои особенности. Об этом хорошо но несколько сложно все же написано у Павла Косенко. Каждый цвет воспринимает по разному. И как оказалось не все видят все оттенки цвета. А я просто живу по правилу увидел цвет- найди пару- нашел пару составь композицию- составил композицию-снимай. В Узбекистане существует ткань с рисунком -Хан Атлас. Вобще разннобразие цвета составляет основу одежды Узбеков. Видимо мое восточное окружение накладывает свой отпечаток. Я никогда не занимаюсь цветокоррекцией не для печати не для публикации в сети. Могу только усилить яркость чтобы было еще ярче чем было снято.
Сергей, благодарю за новое знакомство и за интересное интервью!