error
Регистрация

Начинающий фотограф - с чего начать? Часть 3.1 - берём нужное направление.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Сергей Че. (S.Che.)
Опубликовано: 04.08.2012 в 22:02:36

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я хочу начать с одного крайне важного нюанса. Представьте себе такую историю – художник представляет на суд зрителей и критиков свой новый пейзаж. Все смотрят, но уделяют внимание некому коричневому пятну в углу картины – оно явно не имеет отношения к сюжету картины. На вопрос что же это за пятно, художник отвечает – а не обращайте внимания, я просто случайно пролил кофе! Лучше обратите внимание на то, как мне удалось прописать водопад и небо! Согласитесь, что это звучит весьма нелепо и неправдоподобно, но именно эту историю начинающие фотографы повторяют на своих снимках с завидной регулярностью! Запомните навсегда, что всё находящееся на вашем снимке является вашим сюжетом. Если торчит бампер машины, на заднем плане замусоренный парк, тётка с сумками – это сюжет вашей фотографии. Если фотографируете девушку возле дерева, а с другой стороны покакала собака – эти какашки являются частью вашего сюжета! И никакие отговорки «да случайно попало в кадр» не состоятельны! Как с этим быть и что делать – к этому вопросу я вернусь чуть позже! Главное из этого – на фотографии должно быть только то, что хочет показать фотограф, ни больше, ни меньше – это залог качества.

  А теперь давайте перейдём к очень простой теме – как правильно держать фотоаппарат. Это относиться к вашей левой руке – объектив кладётся на развёрнутую вверх ладонь (точно так же как ружьё). Почему именно так. Объектив ложиться на максимально большую площадь, а следовательно это надёжнее. При фотографировании локоть левой руки прижимается к корпусу для большей устойчивости, а в условиях когда объектив лежит на большом пальце руки это сделать невозможно. Ну и дополнительно, когда фокус объектива в ручном режиме, то управлять им гораздо удобнее именно в таком положении руки.

  Используйте шейный ремень, который прилагается к фотоаппарату. В некоторых моментах он мешает, когда одет на шею – в этих случаях наматывайте на правую руку. Есть ещё вариант – это кистевой ремень. Лично мне удобнее работать с ним, причём он имеет дополнительный ремень для фиксации на запястье. Не забывайте заботиться о безопасности вашего фотоаппарата! Не забывайте надевать крышку на объектив, если не фотографируете. Кстати, на объективе должен быть обязательно защитный фильтр – в случае царапин проще сменить фильтр, чем объектив. Многим покажется, что я сейчас написал какую то банальщину, но я нередко вижу ситуацию когда фотограф идёт и держит фотоаппарат за ремень как сумочку, при этом ещё и помахивает, рассказывая что то своему спутнику – такие моменты просто без комментариев!

  Хочется упомянуть ещё такой момент – от очень многих начинающих фотографов можно услышать, что мол у меня фотоаппарат то слабенький. Не буду спорить – чем выше класс фотоаппаратуры, тем выше качество картинки. Но и вашим фотоаппаратом можно делать интересные снимки. Все мои фотографии сняты стареньким Canon 30D, а некоторая часть даже мыльницей CanonSX 200. Вот парочка моих фотографий снятых мыльницей.

IMG_4532
IMG_4532
IMG_4855
IMG_4855

Убедил, что и с вашим уровнем фотоаппарата можно делать интересные снимки? При этом можно увидеть, что фотограф снимает каким нибудь Mark таким то, а фотографии то совершенно неинтересные, и это несмотря на всю навороченную технику.

Снимает не фотоаппарат, а фотограф!

Так что, всё что нужно уже в ваших руках. Я осмелюсь предположить, что у многих возникала мысль – вот куплю навороченный профессиональный фотоаппарат, вот тогда уж выдам шедевры…неа! Уже сейчас вам ничего не мешает их делать!

  Теперь давайте вспомним историю про художника в самом начале и перейдём к разбору стандартных ошибок и что с ними делать.

  КОМПОНОВКА КАДРА. Задача фотографа отследить всё что попадает в кадр – сама модель, пространство за ней, дополнительные события в этом пространстве, присутствие других людей, наличие надписей и ярких цветов, а так же то что присутствует на самой модели.

  Каждая фотография имеет зрительный центр – это, то на чём в итоге останавливается взгляд зрителя. Он может быть один, либо несколько. Если зрительных центров несколько, то каждый из них должен обязательно играть свою роль, не быть случайным и взаимодействовать друг с другом. Вот то что в обязательном порядке становиться зрительным центром – глаза человека, надписи, яркие цвета (красный, жёлтый и т.д.), яркие сочетания цветов (фиолетовый с жёлтым, белое на чёрном и т.д.), контрастный рисунок. Достаточно часто умудряются сфотографировать так, что зрительный центр отсутствует, например девушка, отвернувшись в сторону, сидит на зелёной траве и без проработки глубины резкости – в итоге, глядя на такую фотографию, становиться непонятно, а на что вообще смотреть то!

  Глаза являются мощнейшим зрительным центром. Причём не только глаза вашей модели, но и случайных людей, смотрящих в фотоаппарат – насколько вам это нужно на снимке решайте сами. Для наглядного примера покажу один, хоть и несколько пошловатый, но очень показательный демотиватор. Обратите внимание – на что бы вы не смотрели, визуально стабильно возвращаетесь к этим нарисованным глазам!

Начинающий фотограф - с чего начать? Часть 3.1 - берём нужное направление. - №3

  Такой же притягательностью обладают любого рода надписи – вот и подумайте, хотите ли вы чтобы зритель вместо вашей модели смотрел на какую нибудь «Хлебобулочная», при этом учитывая что в обрезанном виде эти надписи могут поставить ваш снимок в весьма казусное положение. Так же более значимым является то, что лучше освещено, а то, что в тени менее значимо. Но бывает и наоборот, например силуэт на фоне окна. На значимость объекта в кадре влияет так же его соотношение в размере с другими объектами. Из-за этого может возникнуть конфликт между зрительными центрами. Например, модель на фоне здания – модель мелким планом, а здания же много на снимке – возникает конфликт, что же является главным. Именно в таких случаях и говорят – определитесь, что хотите показать – либо модель, либо красоту здания. При правильном подходе можно достичь и баланса между ними.

 

  При разговоре о зрительном центре необходимо упомянуть об одном очень важном законе по которому строиться изображение – это правило третей (по данным Википедии является упрощённой версией закона Золотого сечения). Суть этого правила в том, что если провести две вертикальных и две горизонтальных линии в определённой пропорции, то возникнут четыре точки пересечения – именно в них зритель увидит сюжетно важный объект. Более подробно можете прочитать здесь http://fotokto.ru/id505/blog?view=1653http://fotokto.ru/id6918/blog?view=1608  либо в интернете.

  В помощь подскажу вам одну программу – скачать её можно http://faststone.org/FSViewerDetail.htm (скачивается бесплатно). В данной программе в режиме беглого просмотра можно посмотреть как же ваш кадр вписывается в правило третей. Чтобы долго не искали я выделил на какие кнопочки нажимать.

Начинающий фотограф - с чего начать? Часть 3.1 - берём нужное направление. - №4

  Раз коснулся этой программы, сразу познакомлю с таким нюансом - каждая фотография имеет свой «паспорт» - он называется EXIF и содержит всю информацию о фотографии. EXIF вы можете увидеть и на экране фотоаппарата.

Начинающий фотограф - с чего начать? Часть 3.1 - берём нужное направление. - №5

  В связи с тем что текста получается довольно таки много, то придётся делить на несколько частей.

 
Просмотры: 18533
 

Комментарии:

Сергей Крылов
Картинку бы на приложить. А то например, у меня в голове не нарисовалось, как камеру держать.
04.08.2012 - 22:08:42
 
Сергей Че. (S.Che.)
я думал добавлять картинку или нет...потом решил ограничиться фразой "берётся как ружьё", а там никаких других вариантов нет))
04.08.2012 - 22:13:12
 
Сергей Че. (S.Che.)
Если кто то не сможет разобраться как правильно ставить левую руку - вот у Дмитрия Ратникова на аватарке правильная постановка http://fotokto.ru/id1481
04.08.2012 - 22:36:41
 
Sholban Donduk
Спасибо вам за статьи, я самоучка любитель, начинающий, где-то с 80% из статей "для начинающих фотографов" мне уже известны. А вот остальные 20 - для меня золотые, вы так просто и понятно все описываете, спасибо вам.
Кстати прошел по ссылке, из части второй, на ваш акаунт в контакте, листал фотки и нашел вот такую, вы тут как раз держите как ружье =))) http://vk.com/tarakanred?z=photo24266961_184192253%2Fphotos24266961
07.08.2012 - 04:28:15
 
Сергей Че. (S.Che.)
Sholban Donduk, спасибо большое за отзыв. Для меня действительно важно чтобы информация оказалась полезной и пригодилась, а не просто потешить своё самолюбие))
07.08.2012 - 12:53:42
 
Наталья Лукьянова
Действительно очень полезные статьи! Написано просто и понятно. Продолжайте, пожалуйста!:)
13.08.2012 - 16:41:35
 
Сергей Че. (S.Che.)
Спасибо! Мозг после олимпиады на место вернётся и продолжу))
13.08.2012 - 18:47:28
 
KseSha Шевелева
просто и полезно)
18.09.2012 - 13:01:52
 
Игорь Guess Who
Спасибо, Сергей! Просто, понятно, и полезно!
19.12.2012 - 10:32:20