Жанровая фотография имеет очень древние корни. Думаю в учебниках по истории вы все видели фотографии росписи египетских гробниц где изображены сцены охоты, войны, похорон. Это ни что иное как жанровые сценки :) Само по себе определение жанра в искусстве сформировалось в 16-17 веке когда фламандские и голландские художники начали изображать на картинах сценки повседневной жизни и такие полотна стали пользоваться популярностью.Первые десятилетия после своего возникновения фотография копировала приемы художников не избежал этой «детской болезни» и жанр. Самые первые жанровые фотографии полностью копировали живописные полотна. Для моделей шили костюмы и покупали аксессуары. После этого фотограф выстраивал жанровую сценку, расставлял моделей говорил им как себя вести и делал снимок. В первую очередь это было обусловлено несовершенством самого процесса т.к. выдержка длилась 5-7 минут, а то и больше. Съемки проходили в павильонах где строили декорации той или иной степени сложности и достоверности.Вместе с тем уже в 1844-45 годах Тальбот сделал первые жанровые снимки «на натуре». Из-за длинной выдержки они были лишены динамики но уже предавали реальный повседневный быт людей. Однако прогресс не стоял на месте и как только выдержка позволила снимать динамические сцены жанровая фотография сразу же шагнула за стены павильонов и вышла на улицу. Большое развитие жанровая фотография получила в начале 20го века. Этот период охарактеризовался большими потрясениями для стран и целых континентов. Шли войны и революции. Научно-технический прогресс шагал семимильными шагами. В этих условиях развитие жанру дали репортеры. Снимая репортаж будь то боевые действия, революция, или открытие железной дороги они время от времени поглядывали вокруг и снимали то, что выходило за рамки редакционного задания но, что вызывало какой-то отклик у них в душе. Это и был жанр в том понимании который мы сейчас в него вкладываем. Появление 35мм пленки и первых фотоаппаратов Лейка (1925 год) которые стали первыми массовыми фотоаппаратами использующими эту пленку «вбросило» жанровую фотографию в массы. Люди начали снимать то, что происходило вокруг них.Жанровая фотография – это изображение повседневной жизни человека. Однако в течении всего времени которое прошло с момента возникновения жанровой фотографии жизнь людей постоянно менялась. В результате этого жанровая фотография из чисто бытовой плоскости перешла в плоскость общественную т.к. на сегодня повседневная жизнь человека это и прогулка в парке и поход в театр или на концерт, занятие спортом и многое другое. Таким образом, задачей жанровой фотографии является отражение реальности «как она есть». В тоже время в отличии от репортажа жанровая фотография, как принято считать, не привязана к какому-то событию, а передает всю полноту выхваченного из жизни момента. Любое произведение, любой сюжет, имеют свой контекст — временной, который определяют одежда, нравы, события, время года, социальная среда, род занятий и т.д.; социальный, психологический. Всегда есть конкретная идея — то самое «что?», всегда есть контекст, среда — «где и когда?», даже в тех вопросах, которые общечеловеческие, присущи не конкретно этому времени, месту и социальной, этнической, группе, а всем — любовь, ненависть, например. Репортаж в таком случае отличается от художественного произведения своей незаконченностью, начиная от композиции, которая и решает визуально идейную законченность, до «без начала, без конца» — вырванностью из контекста, в то время как произведение искусства всегда «протяженно во времени», есть завязка, кульминация (композиционно решается через фокальную точку. В академическом искусстве ее создавал герой в красном плаще) и эпилог, даже если он в многоточии. В искусстве всегда есть недосказанность, ни одно произведение не заканчивается точкой.Хороший репортаж должен отвечать на вопросы «Что? Где? Когда?» по одному только фоторяду зритель должен понять что снято, где это происходит, а в идеале и когда было событие.Задача же жанрового фотографа совершенно другая. Часто фотографу-жанровику удается увидеть то что проходит мимо внимания остальных хотя они сталкиваются с ним «нос к носу» каждый день. Зачастую жанровая фотография имеет «двойное дно» и несет социальный подтекст и сильнейший эмоциональный заряд. Не последнюю роль в этом играет композиция снимка. Порой смысл и значение возникает из-за одной небольшой детали но уберите ее и все, снимка нет. А иногда наоборот нужно отсечь лишнее для того что бы снимок «заиграл». Случайность… момент… они играют важнейшую роль при создании жанрового снимка упустите одно мгновение и все, кадр ушел и его уже не вернешь и не повторишь. Хороший жанровый фотограф наблюдая за окружающими в идеале должен уметь предугадать момент или действие. Уметь предвидеть, что в следующий момент произойдет что-то интересное. Для этого нужно наблюдать за людьми постоянно из дня в день как наблюдают в дикой природе за животными в результате в подсознании отложатся набор из стандартных поведенческих реакций и жестов которые им предшествуют. Тогда глядя на развитие какой-то жизненной сценки вы сможете сами себе сказать «Вот щас он прыгнет в фонтан» или «щас она влепит ему пощечину» дальше руки сами вскидывают фотоаппарат, а палец жмет на кнопку в нужный момент. Но при этом не стоит забывать и о композиции наблюдая за сценкой надо мысленно представить как это все ляжет в кадр, как сыграют линии и элементы.Что я вам скажу. Смотрите. Смотрите как можно больше хороших фотографий. Покупайте фотоальбомы с работами классиков жанра который вам интересен. Идите на сайты известных или просто интересных вам фотографов и смотрите, смотрите и смотрите. Это нужно для того что бы возникло ощущение хорошей фотографии, что бы оно закрепилось на уровне подсознания. И снимайте. Снимайте каждый день. Рассматривайте и анализируйте свои снимки, сравнивайте их со снимками других. Жанр это фотография момента. И только тогда вы будите снимать его хорошо когда сможете оценить и скомпоновать снимок в одно мгновение только поднеся камеру к лицу и кинув первый взгляд в видоискатель.Обобщая сказанное можно определить навыки и качества которые необходимы жанровому фотографу:знание и владение своей техникой – у вас не будет времени что бы подумать какое колесико покрутить руки должны делать все сами «на автомате» наблюдательность, умение видеть то что другие порой не замечают, умение поймать, предугадать момент и вовремя нажать на спуск умение оставаться незаметным Если люди видят что их снимаю то в туже секунду теряют естественность и начинают позировать и это полностью губит жанровый снимок (если только нарочитая манерность не изначальная задумка).Есть несколько способов остаться «незаметным»:использовать телеобъектив снимать внезапно, снимать «от пуза» не поднимая камеры снимать тогда когда человек привык к поднятой камере и перестал на нее реагировать или «вывел из своей зоны внимания переключившись на другое» Есть еще один прием но он для смелых. :) Используя широкоугольную оптику можно резко ворваться в близлежащее личное пространство человека или группы людей и сделать снимок в тот момент когда человек не успел вас заметить и сообразить что происходит.Может ли жанровая фотография быть при этом художественной? Безусловно. На сегодня не особо задумываясь принято выделять репортажную фотографию, жанровую фотографию и документальную фотографию или фотодокументалистику.При этом, если с репортажной фотографий более менее ясно то сказать где заканчивается жанровая фотография и начинается документальная порой достаточно трудно. На мой взгляд если говорить о съемки какого-то проекта ограниченного какими-то рамками (в том числе территориальными и временными) то стоит говорить о документальной фотографии, документальном проекте. Итогом такой съемки обычно бывает ряд фотографий раскрывающих какую-то, зачастую социальную, тему. Рассказывающих историю о человеке или группе людей. Если же мы говорим об одиночном снимке то это жанровая фотография. Естественно жанровые фотографии могут собираться в серию, порой на протяжении нескольких лет но даже будучи изданными они при этом не становятся документальными оставаясь жанровыми.
Комментарии: