В шестой части цикла "жанры в фотографии", вступаю на скользкий путь обсуждения жанра "ню".
Перед началом хочу обратиться к "пирамиде" базовых потребностей Маслоу. Описывать её целиком не буду (кому надо - найдут), остановлюсь на низшей ступени и двух верхних.
В самом низу "пирамиды" расположены "животные", инстинктивные потребности, отвечающие за выживание - еда, тепло, вода, безопасность, сон, СЕКС.
Предпоследняя от верха ступень - потребность в творчестве (созидании) и на самом верху - потребность в духовном развитии (в заметке "Поговорим о Искусстве" я привел свою расшифровку этого общего понятия). То есть, потребность общества в искусстве относится к вершине человеческих потребностей.
Рассматривать порнографию не буду и так все понятно - грубое (анатомическое) изображение половых органов и актов совокупления, напрямую (в лоб) обращенных к половым инстинктам. Популярность порнографии в мире объяснима - ну, есть у людей, как у представителей животного мира, потребность в сексе.
Остановлюсь на очень распространенном в фотографии жанре "эротика". Во всех фотографических галереях (у нас и за рубежом) это самый посещаемый раздел. Я специально выделил эротику в отдельный жанр, так как к художественной фотографии (фотографии как искусству) я его не отношу.
Эротика представляет собой эстетично оформленное обращение к всё тем же инстинктивным половым потребностям человека.
Эстетикой она прикрывает свою основную задачу - "подёргать за письку" (не мое выражение, по этому привожу как цитату).
Плохо ли это? Да нет - ну есть у нас эта потребность, что в этом плохого.
Приводить примеры эротики не буду, дабы не
навлечь на себя поток критики, связанный с индивидуальным (субъективным) восприятием каждой конкретной фотографии. У кого-то, может быть, статуи Аполлона и Венеры Милосской вызывают сексуальные фантазии, а кто-то журналы Хастлер и Плэйбой относит к пособиям по фотоискусству.
Рассмотрим жанр "ню" как раздел художественной фотографии, отвечающей за эстетическое, эмоциональное, социальное и духовное развитие.
Начиная с древнегреческих статуй, изображение обнаженного мужского и женского тела одной из основных задач ставило восхваление красоты человека (создания природы, или Бога). Все эти, запечатленные в мраморе, боги и богини, метатели диска и копья, бегуны - ни что иное, как гимн красоте тела, его движения и пластики.
Физически развитое, пропорционально сложенное красивое тело, как всё гармоничное в природе, подсознательно вызывает восхищение, удовлетворение эстетической потребности зрителя.
Фраза "Красив как бог" - имеет глубокие связи с нашим отождествлением совершенного тела с "природой божественного".
В живописи эпохи Возрождения, через изображение обнаженного (полуобнаженного) женского тела, помимо красоты, поднимается духовная тема женщины-матери, прародительницы, матери-природы, источника жизни, богини плодородия.
Показательна картина Делакруа "Свобода, ведущая народ". Изображение символа свободы в образе женщины с обнаженной грудью перекликается с образом женщины-матери в картинах художников Возрождения (советская интерпритация, конечно без обнажения - "Родина Мать зовет").
Многие фотографы, снимающие в жанре "ню", работают в технике "пиктореализма", тем самым "скрывая, маскируя" анатомические подробности, делая акцент на линиях, изгибах и т.д.
Фото А.Д. Гринберга:
Фото Максима Железнякова:
Фото Виктора Ивановского:
Фото Яна Саудека:
Рассмотрим еще одно, достаточно редкое, направление в жанре "ню" - я его определяю как повествовательная (сценическая, режиссерская) "обнажёнка".
В фотографиях этого направления мужская и женская натура выполняет роль артистов, реализуя творческие идеи автора. Фотограф как режиссер ставит свою сцену, через взаимоотношения "артистов" между собой, или окружающим миром, донося до зрителя свой эмоциональный, или духовный посыл. Изображенное на фотографиях очень напоминает театральную мизансцену - любовь, ненависть, надежду, разочарование и многое другое вполне можно "сыграть" на этой сцене.
Логичный вопрос - если задачей является не изображение красоты обнаженного тела, зачем вообще раздевать "актеров"?
Как-то большой группой фотографов мы ехали в Хорватию на минибусе (а это более 2500 км.). Времени было много и за разговорами на разные темы встал и этот вопрос. "Коллективный разум" пришло к мнению, что дело не в отсутствии одежды, а в проблемах связанных с её присутствием. Одежда несет слишком большой объем информации, накладывает отпечаток на восприятие "персонажа" и отвлекает от главного - эмоций и отношений. Определить во что должны быть одеты "актеры" - джинсы, бальные костюмы, отрепья и т.д. бывает крайне сложно. "По одёжке встречают", "В бане все равны" - частично объясняет потребность автора в обнажении персонажей.
Фото Яна Саудека:
Фото Виктора Ивановского:
Да простят меня читатели, если обидел чьи-то "эстетические", или "сексуальные" чувства:)))
Продолжение следует.
ЖАНРЫ В ФОТОГРАФИИ - Часть 6 "НЮ" (акт, обнажённая натура)
Популярные статьи:
Комментарии: