Сразу оговорюсь: хоть я и пытаюсь рассуждать на тему жанра, с моей стороны будет честно заявить: жанровой фотографии, по моему убеждению, не существует! Но поскольку многие верят в то, что она есть, то давайте к ней просто отнесем всю хорошую фотографию, будь то уличный портрет, репортаж или пейзаж, а далее будем называть жанровой фотографией.
«Жанровая» фотография это, наверное, фотография, где факт документальности, «правдивости» играет последнюю роль, уступая ведущую роль образности и художественности, т.е. тому, что щекочет ассоциативное мышление, шевелит разум, будоражит воображение и теребит задворки кругозора, вытаскивая из подсознательного сна живые образы, мысли или аллюзии. Причём эмоциональная составляющая этой фотографии тоже уходит на задний план, чтобы не затмевать чистоту восприятия и не мешать объективным факторам играть во всей красе. Это важно, чтобы не попасть на уводящую от сути фотографии удочку сантиментов и бытовых эмоций, а это частое явление. Например, в Интернет-галереях, когда, увидев щекастого улыбающегося малыша, зрители, поддавшись вполне объяснимым, понятным, но не нужным в данном случае эмоциям, начинают умиляться и говорить какая это прекрасная фотография. Вывод из просмотра фотографии: дети – это хорошо! А улыбающиеся дети – ещё лучше!. Или ещё распространённый пример: на фоне рекламного щита с красными губами Пенелопы Крус идёт сгорбленная старушка, опираясь на палочку. И опять слышится: «Какая хорошая фотография! Как здорово подмечен контраст – молодость, красота, немощность и старость!»
Или вот портрет любимой девушки на даче, игриво глядящей в камеру из-за куста крыжовника, красноречиво названный «Взгляд!»…. Эти набившие не только оскомину, но и мозг любознательного зрителя фотографии, вряд ли являются жанровыми. А когда об этом говоришь автору, то он встаёт в наполеоновскую позу – «Я так вижу!», гордо парирует он. Что сказать на это? Маловато видите! Всё может быть интереснее с именно фотографической, а не с эмоциональной точки зрения! Просящую на улице милостыню бабушку жалко, конечно. Но если посмотреть на фото, утерев потоки слёз? ФОТОГРАФИЧЕСКИ? (Хотя, конечно, трудно посмотреть «фотографически», если глаз нетренирован, визуальный опыт ограничен выцветшей репродукцией Моны Лизы на кухонной двери и «прикольными фотками», присланными друзьями по электропочте, а читать книги и смотреть альбомы мирового масштаба фотографов лень и «магазин далеко»).
Нужно ли быть Хорошим Фотографом для того, чтобы видеть что и как изображено на фотографии? Нет. Нужно быть Достойным Зрителем. Это довольно редкое явление. Скажу больше - Хороших Фотографов, наверное, больше, чем Достойных Зрителей, как это ни парадоксально. Мечта, наверное, каждого ХФ найти ДЗ.… Но ХФ должен ещё и быть Нелицеприятным Критиком своих же собственных работ, чтобы из десятков свежеотснятых негативов выбрать те немногочисленные кадры, которые станут фотографиями, а не просто изображениями или «прикольными фотками».
Хотя несомненно, что настроение в момент съёмки, а точнее, отношение фотографа к снимаемому крайне важно. Для меня это основной вопрос моей фотографии, уличной или портретной. Можно нацепить телевик и снимать им – безопасно и не надо ничего выдумывать. Но это не для меня, телевик портит всю картину своей способностью «уплощать» картину и изолировать предметы и людей из окружающего мира. Я использую 40мм на узком формате («шире» или «уже» мне не нужно) и 75мм на среднем. Мне важно вступить в контакт с окружающей средой, понять взаимоотношения бездушных бессловесных предметов, дать им возможность пожить немного вместе со мной и самому попробовать войти в их мир…
Я «проживаю» эти кадры через себя, в итоге в тех кадрах я вижу своё отражение и своё персонально пространство, где только я был волен править (надеюсь, не слишком пафосно?). И если это хорошо фотографически, то я просто рад. Я получаю удовольствие во время и после съёмки. И так это и должно быть! Фотография должна приносить фотографу радость выражения себя. У Дмитрия Быкова нашёл забавные строки: «Репин как-то сказал Чуковскому (а тот простодушно записал, не догадываясь, что проговорился с небывалой откровенностью): голубчик, только никому не говорите, что это все нам в радость, что мы иначе не можем! Всем говорите, что это каторга, что вот Репин кисть к руке привязывает, потому что держать не может… Чушь! Это наслаждение и счастье!» Разве не прав был старик Репин? Как есть прав, Наслажденье и Счастье!
2007 © Руслан Сафин, фотографии автора
Комментарии: