error
Регистрация

Записки фотографа №1

Рубрика: «Личное»
Автор: Владимир Титков
Опубликовано: 17.10.2018 в 19:41:01

#1

Мое имя Владимир. Я фотограф. Просто фотограф.

В мире фото я не имею титулов и не стремлюсь к этому. Не интересно.  Не интересно быть «членом союза фотохудожников». Воображение рисует членские взносы, заседания худсовета, дележку мест на фотовыставку. Умничающие дядьки в помятых засаленных брюках и видавших виды заношенных «творческих» свитерах. Мэтры. Фу. От участия в этом тянет не искусством, а плесенью… Мне интересно, когда обычный человек видит свое фото и в его глазах появляется радость, какое-то новое отношение к себе, уважение, интерес. Что-то доброе и теплое. Это похоже на счастье. Как минимум, надежду. Для меня это важнее «членства». Это добрее, человечнее, по-настоящему. Это имеет смысл… Фотографию я рассматриваю как зеркало. Все ли мы довольны, глядя на себя в зеркало? Думаю, таких будет мало. Мне нравится исправлять это зеркало. Речь об этом… Если говорить о заработке и если образно, то: титулы приносят «холодные» деньги, счастье - «теплые». Когда человеку приятно, он хочет отблагодарить от души,  от избытка чувств, от счастья. Это сильно отличается от  «зарплаты на работе». Говорят - деньги не пахнут. Мне пахнут.

Многие фотографы не понимают, как фотография воздействует на человека. Особенно начинающие. Думают, купил крутой фотик, схватил основы фотографии и все, jpeg-шедевры обеспечены. Не тут-то было. Первое прозрение, как ушат холодной воды - снимает не фотоаппарат, а фотограф. Оказывается и мыльница снимала неплохо, а дорогая камера ничего не гарантирует... Фотография может быть слишком правдивой, слишком честной. От этого она становится жесткой, а порой и жестокой. Я не говорю о крови и насилии, это крайности. Обычному человеку достаточно и его портрета без ретуши, в реальном цвете, оттенках, со всеми прыщами, в звенящей резкости.. чтобы придти в ужас. На таком фото он сам себе не понравится, это некрасиво. Никто не хочет быть некрасивым. Многие люди не нравятся себе в зеркале. Им нужно другое зеркало, в котором не будет столько правды… Современная внутрикамерная обработка действительно сильна, качество фото улетает в космос. Техническое качество. Максимум качества! И максимум правды…

Мне по душе те возможности, которые дает фотография. Фотоаппарат для меня не является классическим «инструментом заработка фотографа». Это слишком примитивно, даже не эффективно. Я его рассматриваю как волшебную палочку. Люди любят сказку, стремятся к ней, хотят ее. Как дети, так и взрослые. Даже те, кто считает себя ну прям очень взрослыми, прагматичными, серьезными, тоже хотят сказку. О себе и своем мире. Даже отдавая себе отчет в том, что это самообман, они продолжают хотеть. Об этом парадоксе можно говорить долго, не буду. Скажу, что романтизм, даже некоторая наивность, есть в каждом человеке. Кто-то скажет – это о портрете, это понятно, а как же предметка? Я отвечу - неважно, предметка это или портрет. Любая предметка предназначена для людей. Она тоже должна иметь признаки сказки... Вобщем, для меня фотоаппарат это волшебная палочка, инструмент создания «другого» зеркала. Сказочного. Я не фотограф, я сказочник))

В фотографии есть «академические» правила, типа правила третей и подобные. Казалось бы, это не зыблемо, сама объективность. Но я бы так сказал – эти правила надо знать, чтобы уметь нарушать. Поясню. Восприятие человеком изображения сводится не столько к рефлексам на правильность, сколько к отклику в душе. Когда нам что-то сильно нравится, мы нередко напрочь забываем о правилах. Потому что это красиво, нравится. Что такое «красиво» и «нравится», никто толком не знает. Какие-то там ученые объясняли, что красивое лицо, это симметричное лицо.  Может быть. Но как быть, например, с цветом? Человеку нравится красный. И что? «Симметрия» тут неприменима в принципе. В корзину!.. В сети можно найти бесконечное количество красивых фотографий, где нарушены правила компоновки и т.д. Но они красивые! И это никак не мешает их восприятию. И даже перечеркивает ряд официальных правил. Посмотрите, как сильно влияние этого «красиво». Трудно сказать, что это. Эти правила явно сильнее правил нашего «здравого смысла». Со всеми вытекающими…  Это о сказке.

Если клиент мне не нравится, фотосессия не получится. В лучшем случае, фотографии будут слишком правильными. Это плохо. Это фотография от мозгов, а не от души. Шедевров не будет. Технически правильная фотография может дать зачетную оценку в фотошколе, но «бабушке с семечками» она не интересна. А ведь платит нам «бабушка»… Если фотография не сделана под влиянием хоть каких-то внутренних чувств, а только по правилам разума, она практически мертва. Под чувствами я имею ввиду отклик в душе. Осознаваемый или нет, неважно. Я объясняю это контактом душ. Такое соприкосновение порождает некоторое взаимопроникновение, подсознательный диалог, определенное созвучие и далее «зажигает» творческую энергию… Если интереса нет, нет и контакта. Не будет и творчества. Еще хуже, если идет конкретное отторжение, если фотограф и клиент «с разных планет». Тут уже снимки высасываются практически из пальца, просто усилием воли, чувством долга, ответственности и подобным. В работу вступает свод аварийных правил «по умолчанию». В такой среде сказки не рождаются… Конечно, не каждый клиент мне симпатичен. Ну, не каждого и фотографирую. В целом же «любить людей» - не пустые слова. Считаю это существенным условием востребованности фотографа.

IMG_7337
IMG_7337
 
Просмотры: 415
 

Комментарии: