Режиссёр, сценарист, художник-мультипликатор, педагог Юрий Борисович Норштейн вырос в Москве, в Марьиной роще. Обучался в детской художественной школе, работал столяром. Окончив двухгодичные курсы мультипликаторов, в 1961 г. поступил на киностудию «Союзмультфильм». В качестве художника-мультипликатора, а потом режиссёра работал с Иваном Ивановым-Вано. В 1966 г. во время работы над мультфильмом «Поди туда, не знаю куда» познакомился с будущей женой, художницей Франческой Ярбусовой. В 1968 г. Норштейн дебютировал мультфильмом «25-е, первый день».
Юрий Норштейн
В первую очередь мне вспоминаются такие работы Ю.Норштейна
-«25-е, первый день» о Революции, снят совместно с Аркадием Тюриным. Идейно выдержанный, по строфе из Маяковского, с элементами лубка и агитки, не без клише, с интересным визуальным рядом и практически без слов. Одна лишь звукозапись выступления Ленина. В фильме тогда были использована музыка Шостаковича, стилистика Окон Роста и работы советских художников 20-х годов - Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. В фильме явно уже виден стиль Норштейна. Темп динамичный, агрессивный, напористый, однако мне лично этот мультфильм кажется несколько грубоватым, простым, заданным и прямолинейным в отличие от тщательно сделанных, наполненных многочисленными ассоциациями и многослойными по смыслу его последующих работ.
-«Ёжик в тумане» –самый известный в мире фильм Норштейна. По мне так он философский и трогательный. Прямо-таки психоделический (чего стоит один только диалог с рыбой!). Хотел бы я знать, а дети-то его как воспринимают?
-«Лиса и заяц» - мультфильм по книжке Даля. Это первая совместная работа с Франческой Ярбусовой, это тот, где обиженный зайчик глядит глазами реального тонущего котёнка с настоящей фотографии.
-«Шинель» – многолетний, масштабный и ещё не законченный, всё длящийся и длящийся проект, но уже многократно отмеченный престижными премиями уже по представленным фрагментам.
-«Сеча при Керженце» (по мотивам легенды и симфонической поэмы Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже. В фильме использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры 14-16 веков. Мультфильм снят в соавторстве с культовым режиссёром Иваном Петровичем Ивановым-Вано.
-«Цапля и журавль» (фильм снят по сказке Даля, над ним режиссёр работал совместно уже с Ф.Ярбусовой, рассказчиком блистательно выступил И.Смоктуновский, очень точный здесь интонацией и ритмом своего повествования. Оператором был А. Жуковский, композитором Михаил Меерович, чья музыка очень точно и тонко наполняет фильм, служит частью его атмосферы, дыхания, ткани и очень точно вписана в темпоритм развития действия ("Зелёный" вальс и др.). Людмила Петрушевская говорила о фильме как-то так:
...он печальный, нежный, смешной, с дождями– старый парк, серебряное небо, туманы, далёкая музыка и два одиноких существа, последние аристократы этих мест, среди колонн разрушенной беседки. …робкая, гордая любовь. Обедневшие изгнанники, ни кола, ни двора, имущества нет, только руины. Один зонтик на всю вселенную, какая-то полуцелая шляпка, бусы из рябины. Нелепые, породистые носы. Вздорные характеры. И эта нежная, прощальная музыка о любви, которой нельзя сбыться… Фильм о любви, когда зритель всей душой жаждет финального поцелуя, но его никогда не будет.
-«Сказка сказок», сложный философский, сильный фильм о войне, о времени и жизни, по форме вроде как бессюжетный… Это просто классика. У меня сейчас просто не хватает сил и дыхания для достойного точного выражения того впечатления и мыслей, которые он рождает. Так вот: двор, старые дома в нем, подъезд, в котором скрывается Волчок - это реальный двор детства Норштейна, а многие детали воспроизведены с фотографий и с его собственных давнишних рисунков.
-Реклама фирмы «Русский сахар» четыре атмосферных коммерческих клипа… Пример талантливой работы, на которую создатели не пожалели ни своего вдохновения, ни труда. Реклама сделана как все другие произведения, никакой спешки и небрежности (и так сойдёт!). Вот такая "заказуха" ради пропитания в те лихие годы, которую смотрим и будем смотреть с удовольствием. А сам Сахар, по-моему сгинул и памяти о нем нет. Эта история мне чем-то напоминает рекламу "Всемирная история" банка Империал, которая оказалась прочнее и добротнее самого банка.
-Заставка «Спокойной ночи малыши» (1999-2001) создавалась полтора года. Интересный случай диалога художника с его зрителем, с очень непростой артхаусной эстетикой. Напряженный ассоциативный ряд, прелестные детали вроде хулиганских выходок медвежонка и с некоторым налётом сюрреализма (чего стоит одна только зубастая чеширская ухмылка зайчика!). И это все для маленьких деток? Сделанная на пределе, до верху наполненная смыслами, эта миниатюра выглядела атмосферной, но мягко говоря, странной и медлительной, хотя длилась-то все те же две минуты пятьдесят секунд. Да ещё и первая часть её шла под серьёзную классическую музыку без скидок на нежный возраст зрителей. Отзывы были разные, но всё же это новаторство и оригинальность не оценили. Многим зрителям она не нравилась, шокировала и тревожила (это колыбельная-то!) и через некоторое время канал заставку заменил.
Художник-мультипликатор Норштейн участвовал в создании более, чем в 40 фильмов.
Как режиссёр Норштейн всегда восхищался работами изобретателя «игольчатого экрана» А.Алексеева. Сам он использует многоярусный мультстанок своей конструкции и классический метод перекладок. Филигранно отрабатывавет детали анимации, каждое движение своих персонажей (посмотрите, как покачивается улитка в те секунды, когда она уползает прочь от ёжика).
Он наотрез отказывается пользоваться "современной" компьютерной анимацией. Вместе с приёмами, изобретаемыми для каждого кадра отдельно, его стиль придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения (взгляните на этот снег и дожди в его фильмах. Вот это картинка, вот это взгляд художника! Фотографу просто невозможно пройти мимо).
Мне очень, ну чрезвычайно просто-таки были интересны замечания мастера, относящиеся к внутренней кухне, к механике творчества: о классической живописи, о её влиянии, о прямом и косвенном использовании в мультипликации её образности, приемов построения "кадра" и мотивов. Замечания режиссёра об эстетике живописи, о художниках и картинах, даже высказываемые вроде как в скользь, применительно к созданию конкретных "мультиков", меня лично впечатлили своей емкостью, точностью и особым стилем его "визуального мышления", который раскрывали. Особая тема - это рассказ о формировании саундтрека под сформированный уже темпоритм и раскадровку и видеоряд фильма. Ещё о том, как конкретные зрительные образы, сохраненные памятью художника по жизни с самого детства, как его размышления становятся самой тканью фильма. А вот это - прямо-таки о фотографии, потому как фотограф в постановочной съемке, особенно, это же сам себе режиссер (и модели, и другим участникам съемки, если такие есть)!
Крайне интересно было наблюдать, интересно замечать по самой манере изложения то, как "визуальное мышление", то есть - мышление зрительными формами и образами, связывается в работе режиссера с динамикой сюжета, с музыкальной составляющей и со словом, звучащим с экрана (вы только вспомните музыкальный саундтрек и ритм речи Смоктуновского в фильме "Цапля и Журавль").
Фильмы Норштейна отчетливо поэтичны. Поэтому было совершенно естественным услышать от него вдруг целую главу из Твардовского - по просьбе из зала, без всякой подготовки, экспромтом, на память.
Режиссёр работает, в основном, вместе со своей женой, художником-постановщиком, Франческой Ярбусовой. Много лет сотрудничал с оператором А.Жуковским и композитором Михаилом Мееровичем. ...Я ему говорю, что вот здесь должен звучать зелёный вальс-рассказывает Норштейн о работе над фильмом Цапля и Журавль ... и Меерович не удивляется, он пишет именно такой... (помните, это тот вальс, со шляпкой!)
Комментарии: