МАММ представляет выставку выдающегося российского фотографа Юрия Кривоносова, одного из плеяды знаменитых фотокорреспондентов журнала «Огонек», наряду с Дмитрием Бальтерманцем, Семеном Фридляндом, Львом Бородулиным, Евгением Умновым и др.
Юрий Кривоносов «Фотокор»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 07.07.2015 в 17:35:37
Юрий Кривоносов родился в 1926 году в Москве. В десять лет по чертежам из детского журнала соорудил себе первый картонный фотоаппарат, пленку для которого ему приносил сосед – кинооператор «Союзмультфильма» Николай Воинов, он же консультировал юного фотографа по вопросам, связанным с проявкой и обработкой фотографий. Через три года в подарок от отца Юрий получил профессиональный «Фотокор», который хранится у Кривоносова до сих пор и находится в прекрасном рабочем состоянии.
В 1941-м началась война. Юрий Кривоносов участвовал в ней от начала до конца – принимал участие в обороне Москвы – дежурил на крыше, гася зажигалки, рыл противотанковые рвы, строил баррикады, работал токарем на текстильном комбинате – в это время ему было всего пятнадцать-шестнадцать лет. Потом он ушел на фронт и воевал в составе Северного флота на Западе, и в составе Тихоокеанского флота на Востоке – в боях против Японии. Окончил Военно-морское авиационное училище по специальности аэрофоторазведывательная служба.
После демобилизации, в 1951 году он на месяц устроился в журнал «Огонек» – заменял заболевшего фотолаборанта. Этот месяц неожиданно обернулся двадцатью семью годами.
Первым снимком, опубликованным в «Огоньке» в 1953 году – стала панорама, смонтированная из четырнадцати кадров, на которой были запечатлены похороны Сталина. Кривоносов, в течение трех суток безвылазно дежуривший в фотолаборатории «Огонька», получил несколько часов передышки до сдачи нового номера и вышел прогуляться по городу, взяв у приятеля фотоаппарат «ФЭД». Город был перекрыт, огибая кордоны, Кривоносов совершенно случайно оказался в переулке, выходившем прямо на Кремль. В тот момент, когда на Красной площади началась траурная церемония, он взобрался на подоконник первого этажа дома (удержаться на нем помогли какие-то мальчишки) и воспользовавшись солидным опытом ведения аэрофотосъемки, сделал площадную съемку. «… семь кадров по Кремлю, по верху, и семь кадров по низу, по народу, с перекрытием», - вспоминает фотограф. Как выяснилось позже, в это время, в этом месте не оказалось никого из кинооператоров или фоторепортеров. Такой кадр был только у Кривоносова! Выполнив съемку, он бросился в редакцию проявлять и сушить пленку. Быстро отпечатал 14 кадров, скрепил их и сделал «площадь». Эту панораму увидел заведующий фотоотделом, фотографию дали на разворот, так Кривоносов стал фотокорреспондентом «Огонька».
Имея за плечами хорошую школу фотожурналистики, фоторепортер вышел в относительно свободный полет, выбрав наиболее близкую и интересную для себя тематику – экстремальные съемки. Кривоносов сплавлялся на плотах по бурной реке в Сибири; два дня в связке с альпинистами проходил отвесную стенку на Памире; несколько раз опускался в гидростате на дно Баренцева моря; дрейфовал на станции «Северный полюс» в Ледовитом океане; снимал работу рыбаков в самую штормовую погоду (7-9 баллов) в Норвежском море; вел репортаж с теплохода, где снимался фильм «Полосатый рейс» – проведя две недели «в обществе» тигров; снимал переброску скота на самолетах через горные хребты из Узбекистана в Киргизию; караулил в зимнем лесу диких кабанов и оленей… Иногда коллеги спрашивали его: «Зачем тебе всё это надо?» На что он неизменно отвечал – «Интересно же…».
Кроме того, Кривоносову было интересно фотографировать лица. Он создал как портреты людей, являвшихся символами эпохи – писателей, артистов, «первых лиц» различных государств, космонавтов, среди которых был и портрет Юрия Гагарина (еще без шрама), так и портреты обычных людей, без которых, тем не менее, эта эпоха просто не состоялась. А еще он писал репортажи, очерки, рассказы. Объездил весь Советский Союз и несколько десятков зарубежных стран.
В 1978 году Юрий Кривоносов ушел из «Огонька» в журнал «Советское фото», где возглавил отдел фотожурналистики. По мнению фотографа, издание было менее идеологизированным, а главное, было целиком посвящено фотографии. Кривоносов участвовал в различных фотофестивалях и семинарах, преподавал в Институте журналистики, написал более тридцати биографий ведущих российских фотографов ХХ века, получил звание Заслуженного работника культуры. В 1988 году он вышел на пенсию и целиком посвятил себя изучению жизни и творчества писателя Михаила Булгакова, стал практически единственным в мире специалистом по иконографии писателя.
Юрий Кривоносов выпустил две электронные книги, работа над которыми заняла почти четверть века. Первая – «Фотолетопись жизни и творчества Михаила Булгакова», в которую вошли 532 фотографии. Вторая книга – «Михаил Булгаков и его время» включает 200 фотографий и 21 эссе, написанных Кривоносовым. В книгах использованы более ста источников – музеи, театры, библиотеки; пришлось переснимать множество фотографий, так как оригинальных негативов почти ни у кого не сохранилось. Некоторые относящиеся к Булгакову фотографии Кривоносову присылали даже из Архива Госдепартамента США. В предисловии к «Фотолетописи…» Юрий Кривоносов пишет о том, что фотография родилась на полвека раньше Михаила Булгакова, успев хорошо подготовиться к его появлению, а еще что она, как лента Мёбиуса, – совершенна бесконечна.
Комментарии: