Русская школа пикториальной фотографии занимала особое место в истории мирового фотоискусства, творчество фотографов-пикториалистов прекрасно вписывалось в мировой художественный контекст - Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола представляли Россию на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии, откуда зачастую увозили самые престижные награды.
Юрий Еремин «Старая Москва. Избранное»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 31.10.2014 в 15:45:55
Пикториализм, возникший в мировой фотографии в конце XIX века, к середине 20-х годов ХХ века практически полностью исчерпал свой эстетический потенциал. Послевоенная Европа обратилась к авангарду, репортажу, арт-фотографии. Однако в СССР, в 20-30 годы он обрел второе дыхание. Пикториалисты, стремились приблизить фотографию к живописному произведению, это достигалось благодаря использованию мягкорисующих объективов и очень сложной техники печати. Для того чтобы стать художником-пикториалистом, требовалось «всего-то» подобрать особую оптику, позволяющую избегать резкой детализации снимка, ознакомиться с огромным количеством способов печати, а также научиться корректировке изображения во время его проявки. Пикториалисты, подобно импрессионистам были мастерами настроения, только инструментом их была не живопись, а светопись.
Юрий Еремин родился в 1881 году в станице Казанской Области войска Донского. Закончил курсы учителей начальных классов и даже успел поработать учителем в базовой школе грамотности. В 1901 году - уехал в Москву, где почти десять лет служил конторщиком на Московско-Курской железной дороге. Примерно в это время Юрий Еремин и увлекся фотографией. Уже в 1907 году за пейзаж в пикториальной манере, он завоевал золотую медаль международной выставки пикториальной фотографии в Ницце. В 1909-м - Юрий Еремин женился и отправился в долгое путешествие по Европе, оказавшее огромное влияние на его вкус и стиль. Еремин постоянно занимался самообразованием: в Париже посещал классы рисунка Академии Родольфо Жюлиана, курсы философии в Сорбонне, занимался фотографией - один из «европейских» снимков принес ему медаль Русского фотографического общества.
В самом начале Первой мировой войны в 1914 году Юрий Еремин устроился фотографом-рентгенологом (точнее заведующим рентгеновским кабинетом) Солдатенковской больницы. А в 1915-м - отправился на фронт.
В 1918 году Еремин основал фотографическое объединение «Сецессион»/ «Secession», просуществовавшее до 1922 года, поступил во ВХУТЕМАС, занялся фотографированием и зарисовкой исторических и культурных памятников России, начал сотрудничать с Агентством Пресс-Клише (предшественником Фотохроники ТАСС), а также с Экспортиздатом; стал членом редколлегии журнала «Фотограф», заведующим фотолабораторией МУРа; начал преподавать во ВХУТЕИНЕ, Полиграфическом институте, МАРХИ и др.
В 1920-30-х годах Еремин активно выставлялся и не менее активно участвовал в публичных дискуссиях о фотографии. В 1926 году он стал председателем секции художественной фотографии РФО, а также принял участие во Второй выставке «Искусство движения». В том же году в Берлине вышел фотоальбом «Москва», авторами которого были Александр Гринберг и Юрий Еремин. В одном только 1928 году Еремин принял участие в семи международных выставках в Европе и США. Однако в СССР фотограф все чаще сталкивался с критикой. В этот период в советской фотографии столкнулись две идеологии, две эстетики – авангардной и пикториальной фотографии.
Александр Родченко, возглавлявший плеяду молодых авангардистов и конструктивистов, в 1928 году писал в журнале «Новый ЛЕФ»: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией “под живопись”»… Интересно, что Родченко, много лет боровшийся с пикториализмом, создал великолепные серии о балете, театре и цирке, выполненные в пикториальной манере.
Некоторое время фотографы-пикториалисты продолжали работать и принимать участие в крупных выставках, как например «Мастера советской фотографии» (1935), но в прессе преобладали крайне негативные оценки. Журнал «Советское фото» просто обвинял их в «любовании остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», «изображении никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни», «не нужной рабочему классу обнаженной натуры».
В 1936 году во время дискуссии «О формализме и натурализме в искусстве» пикториальную фотографию заклеймили как «буржуазную» и «несвоевременную», «мешающую своим упадническим настроением» рабочему классу создавать новое искусство. Многие предпочли скрывать свое увлечение пикториализмом, а некоторые совсем от него отказались. Николай Петров возглавил кабинет судебной экспертизы; Леонид Шокин стал фотокорреспондентом газеты, а Николай Свищов-Паола устроился на работу в Дом пионеров. Однако Юрий Еремин, закрывшись в ванной комнате коммунальной квартиры, продолжал тайно делать пикториальные отпечатки в миниатюрном формате.
Во время Второй мировой войны Юрий Еремин тесно сотрудничал с Главным управлением по охране памятников. В декабре 1944 года он продал ГУОПу более 2500 негативов. В 1947 году Еремин стал фотокорреспондентом ТАСС – официального новостного агентства СССР. В 1948 году Юрий Еремин скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Комментарии: