Три автора, сформировавшие представление о японской эротической фотографии за пределами самой Японии, — Эйко Хосое (Eikoh Hosoe), Дайдо Морияма (Daido Moriyama) и Нобуеши Араки (Nobuyoshi Araki). И хотя ведущие европейские издательства (такие как Taschen и Phaidon) одну за другой публикуют книги с фотографиями этих авторов, а владельцы самых престижных галерей и музеев мира считают за честь иметь их работы в своей коллекции, российскому зрителю известен только последний (выставка работ Нобуеши Араки под названием «Токийский натюрморт» прошла в 2002 году на Московской фотобиеннале).
Наиболее часто повторяющейся темой на фотографиях Нобуеши Араки является обнаженная женщина, связанная узлами с веревками kinbaku. Вот что говорит по этому поводу сам автор: «Я демонстрирую связанные тела женщин, потому что знаю, этого нельзя сделать с их душами. Связать можно только физическое. Обматывание женщины веревкой сродни тому, как если бы вы ее обнимали».
Без названия, из серии «Shashin Shijo Shugi». Фото Нобуеши Араки, 2000 г. © 2001-2007 Nobuyoshi Araki, eyesencia All rights reserved.
Tokyo Novelle. Фото Нобуеши Араки, 1995 г. © 2001-2007 Nobuyoshi Araki, eyesencia All rights reserved.
В его произведениях изображения обнаженной модели часто соседствуют с городскими пейзажами, небом, и особенно с цветами. Об этих параллелях Араки говорит следующее: «Женщины обладают всеми чарами самой жизни. У них есть все существенные ее атрибуты: красота, уродство, бесстыдство, чистота… гораздо больше, чем у природы. В женщине — море и небо (это может звучать надуманно). В женщине — бутон и цветок… Фотограф, не фотографирующий женщину, — никакой не фотограф, или разве только третьесортный фотограф. Женщина может научить вас жизни гораздо лучше, чем вы сможете узнать о ней в книгах Бальзака. Будь то ваша жена, спутница на одну ночь или проститутка — женщины научат вас тому, как вращается мир. Свою жизнь я строил на том, что встречался с женщинами».
Самыми часто употребляемыми эпитетами по отношению к фотографиям Араки являются «шокирующие» и «провокационные». Но стоит отметить, что в его работах шокирует даже не сама тема, а та откровенность, с которой автор ее преподносит. Общественную мораль (как это часто бывает в подобных случаях) возмущает тот факт, что это выставляется на всеобщее обозрение. Работы Араки спровоцировали не один скандал, а полиция не раз предъявляла ему обвинения в нарушении морали. Закрывались журналы, печатавшие его снимки, а однажды был арестован куратор галереи, чуть было не продемонстрировавший публике фотографии «непристойного содержания».
Без названия, из серии «Эротос». Фото Нобуеши Араки, 1993 г. © 2001-2007 Nobuyoshi Araki, eyesencia All rights reserved.
Друг Араки Дайдо Морияма (род. в 1938 году) начал свою карьеру в 1960-х годах в ателье известного фотографа Эйко Хосое, которому он, в частности, помогал в работе над книгой Barakei. Отказавшись от студийной съемки с ее статичностью и надуманностью, Морияма разработал собственный метод, чем-то схожий с ломографией. Его суть заключалась в том, чтобы моментально запечатлеть событие, сфотографировать «от бедра», не особенно заботясь о качестве результата (что, однако, не помешало фотографу стать культовым не только у себя на родине, но и за рубежом). Его зернистые, размытые, несфокусированные снимки выглядят как ожившие мимолетные воспоминания, почти стертые из памяти автора. Они одновременно интимны и откровенны. В одном интервью Араки спросил Морияму, почему его обнаженные женщины либо сфотографированы нерезко, либо не показывают своего лица? Морияма ответил, что проявил «самурайскую галантность» — не хотел хвастать любовными похождениями.
По-другому видел фотографию классик японской светописи XX века Эйко Хосое (род. в 1933 году). Его тщательно выстроенные и продуманные снимки из книги «Объятия» напоминают произведения Роберта Мэпплторпа: в них тот же лаконизм форм, контраст черного и белого, противопоставление женского и мужского тел. Обнаженное тело, снятое крупным планом с необычного ракурса, и искусная работа со светом и тенью почти приближают эти работы к абстракции.
«Колготки». Фото Дайдо Мориямы, 1987 г. © 2001-2005 Daido Moriyama and eyesencia all rights reserved.
«На кровати». Фото Дайдо Мориямы, 1969 г. © 2001-2005 Daido Moriyama and eyesencia all rights reserved.
Из серии «Эротос». Фото Нобуеши Араки, 1993 г. © 2001-2007 Nobuyoshi Araki, eyesencia All rights reserved.
Из книги «Объятие». Фото Эйко Хосое. © Eikoh Hosoe / Courtesy Galleria Carla Sozzani
В совершенно ином стиле, практически не характерном для лаконичной манеры Хосое, выполнена фотография «Кимоно». Ее нестандартный формат и вытянутая по вертикали композиция, складки кимоно, шлейфом тянущиеся за девушкой, и затемненный фон, почти сливающийся с фигурой, напоминают живопись эпохи модерн. Здесь нет обнаженной натуры, но есть намек на нее.
В 1963 году Хосое издал книгу под названием Barakei («Испытание розами»), для которой он сфотографировал писателя Юкио Мисиму и хореографа Тацуми Хидзикату. Мисима, восхищавшийся произведениями фотографа, был счастлив позировать Хосое. «Перед камерой Хосое, — писал Мисима, — я вскоре осознал, что мой дух, все труды моего разума стали совершенно излишними. Это был возбуждающий опыт, состояние, о котором я мечтал долгое время». Книга Barakei, изобилующая сюжетами на тему секса и смерти, единства Эроса и Танатоса, принесла мастеру международную славу.
Обнаженное тело для японских фотографов явилось одним из аспектов познания окружающего мира. Особенно это характерно для творчества Араки и Мориямы, в котором, несмотря на разные техники, есть одна общая черта: автор пропускает реальность через объектив своего аппарата, а значит — и через самого себя. «Я — это фотография», — без ложной скромности заявляет Араки.
Фото Нобуеши Араки. © 2001-2007 Nobuyoshi Araki, eyesencia All rights reserved.
Комментарии:
Моё первое сообщение было сарказмом