error
Регистрация

Второе правило фотографа

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 05.09.2012 в 13:45:41
Определить границы кадра

Итак, Вы поставили перед объективом модель и смотрите на нее в видоискатель. Оценили фон. Отделили объект съемки от фона при помощи освещения, цвета и резкости. Нашли такую точку съемки, чтобы на ушах модели не «висели» шляпы, находящиеся позади нее на вешалке.
Указательный палец уже дрожит от нетерпения, слегка касаясь кнопки затвора фотоаппарата. Но стоп! Еще не все. Не отрываясь от видоискателя, выполните:

Правило:
Определите границы кадра. В кадре не должно быть ничего лишнего. Только снимаемый объект.


Откройте свой домашний альбомчик. На большей части снимков Ваши друзья и родственники сфотографированы в полный рост при горизонтальном расположении кадра. То есть объект занимает около десяти процентов площади кадра. А что же остальные девяносто процентов?  В большинстве случаев -  ничего, либо кусты, скамейки, мусорные бачки и прочее! Либо просто пустое место, либо не несущий никакой информации фон.

Сравните два снимка. Каждый из них имеет право на существование, но посмотрите как воспринимается свободное пространство:





На снимке не должно быть лишней пустоты

Задание.

Сфотографируйте  стоящего человека на нейтральном однотонном фоне горизонтально и вертикально,  чтобы объект вошел в кадр полностью. Сравните фотографии.

Если фон, на котором вы фотографируете,  не несет   никакой информации, то в кадре должен быть только снимаемый объект. И тут главное - не бояться повернуть фотоаппарат на  90 градусов, чтобы сделать вертикальный кадр. Самое интересное, что аппарат отлично работает и в этом положении! А как показывает практика, две трети снимков  опытных фотографов расположены  вертикально.
Ну а при съемке портрета горизонтальный формат, как правило, оправдан в двух случаях: когда модель лежит или сидит, вытянув ноги в сторону, и при съемке рыбака, который показывает размер «пойманной» им рыбы, широко разведя руки.



Правило:
В кадре не должно быть лишних предметов и не должно быть лишней пустоты.


Задание.
Сфотографируйте модель на нейтральном однотонном фоне и на фоне персидского ковра, украшающего Вашу стену. Сделайте вертикальный и горизонтальный кадр в каждом случае. Проанализируйте изображения.

Мало расположить объект съемки в кадре так, чтобы не было лишних деталей. Его надо расположить правильно.

А теперь самое главное – не отрезайте границами кадра небольших деталей снимаемого объекта. При съемке людей помните, что им просто жизненно необходимы уши, ступни ног и кисти рук. Не делайте из них калек!





Если человек «не влезает» в кадр, обрежьте ему границей снимка ноги  выше или чуть ниже колена, но не режьте ступни! Не обрезайте кисти рук!

Снимая поясной портрет, лучше попросить модель держать руки выше уровня живота, тогда на снимке будет полноценный человек.  Руки  в кадре должны быть видны полностью или «обрублены» у самого основания.  

Одно время  питерское метро «украшала» реклама чего-то кисломолочного, на которой была в полупрофиль изображена наша гимнастка - чемпионка Светлана Хоркина. Одна ее рука была поднята вертикально вверх, другая – опущена. И обрезаны: одна чуть -  выше головы, другая – на уровне груди. Входя в вагон, я всегда  вздрагивал, глядя на эту «находку»  рекламного дизайнера. И с тех пор -  никаких кефиров!

Любая обрезка частей тела должна быть обоснована (например, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на глазах модели, ей сверху делают «трепанацию черепа» границей кадра).
Этот прием часто используют в художественной фотографии.




 
Руки в карманах – это очень рискованный вариант, который приемлем лишь в  случае, если модель  в одежде с длинными рукавами. Иначе из рук получаются культяпки.  Пусть уже лучше модель кокетливо заткнет большие пальцы рук за пояс, или, в крайнем случае, встанет в позу «футболиста в стенке» (любимая поза наших начальников и «головная боль» их имиджмейкеров).
Следите, чтобы кисти рук не находились под столом или не были скрыты другими предметами, и чтобы всегда пальцы были видны полностью.

Данный подход в полной мере касается и съемки неодушевленных предметов и пейзажа. Объекты съемки по возможности должны попадать в кадр полностью, либо какой-либо значимой частью. И никак иначе.
Сравните два снимка.
На первом обрезана передняя часть промоины на реке Тосне.



Но как только мы показываем ее  полностью, кадр становится цельным.



Или две котофото.





Дерево, растущее из границы кадра, становится объектом повышенного интереса лесника, а не  художественным снимком. Оно должно быть в кадре полностью. При  съемке архитектурных объектов тоже не следует обрезать низ или верх здания: при этом  архитектурная деталь, на которую хочется обратить внимание зрителя, не становится главной на снимке.


 
Правило:
Никогда не обрезайте мелких деталей снимаемых объектов границей кадра. Если есть возможность, помещайте снимаемый объект в кадр полностью. То есть мало "резать" нельзя, много - можно.


Вот пример по разному "порезанных" кадров.





Обрезая много, мы концентрируем внимание зрителя на важных частях кадра, отметая все лишнее.



Хотя для того, чтобы выделить главное в кадре, можно найти в окружающем мире и "естественные" границы кадра.







Следя за границами кадра, не нужно забывать и об эффекте "развивающегося движения" (подробно поговорим позже).





Задание.
Возьмите на кухне чайник. Поставьте его перед собой. Сфотографируйте так, чтобы на одном снимке он был полностью, а на другом границей кадра обрежьте носик. Сравните фотографии.
Неслышно подкрадитесь к своему знакомому (а можно и незнакомому) и громко скомандуйте: «Хенде хох!» Сделайте два кадра: на одном модель должна получиться полностью, а на другом подрежьте границей кадра ступни ног и кисти рук (впрочем, это потом можно сделать и ножницами, разрезав первую фотографию). Сравните снимки.

И еще нюанс: если в кадре есть четко выраженная линия, то с большинстве случаев надо проследить чтобы эта линия или линии были параллельны границам кадра. Это не догма, но в большинстве случаев все-таки необходимость.







Итак, мы определились с фоном и с границами кадра.  Дух захватило от  потрясающей красоты, наблюдаемой в видоискатель…

Но стоп!  Нажимать на кнопку еще рано!

Фото и текст © Кораблев Д.В.
 
Просмотры: 1826
 

Комментарии: