error
Регистрация

Вокзал первой железной дороги. Павловск

Рубрика: «Личное»
Автор: Лия ☼
Опубликовано: 08.07.2014 в 13:22:35

Слово «Воксал» произошло от названия парка Воксхолл Гарден в городке Ламбет близ Лондона. В парке в 1661 г. появился сад с эстрадой, где для гуляющей публики давались музыкальные концерты и театральные представления. Владелицей парка была Джейн Вокс, откуда и название «Воксхолл» (зал госпожи Вокс). В 1710-х годах Петр I ввёл это слово в обиход как обозначение загородной территории для развлечений. Первые широко известные воксалы в Санкт-Петербурге появились в XVIII в.
Самым знаменитым был Павловский воксал, открытый в 1838 г. в Павловском парке, где заканчивалась Царскосельская железная дорога. До середины XIX в. писали и говорили «воксал», а потом «вокзал». Этим словом стали повсеместно в России называть здания для пассажиров на железнодорожных станциях. Слово «вокзал» в значении «главное здание на железнодорожной станции» впервые появилось в словаре В.Н.Орлова в 1884 г.

Герстнер, побывавший в Англии, посетил «Воксхолл» и загорелся идеей создать зал с рестораном и концертным залом на железнодорожных станциях в Павловске и в Царском Селе.

Первые версты дороги шли по району парка, где нужно было построить здание вокзала и поворотный круг для паровозов. Павловский парк - это крупнейший пейзажный парк не только России, но и в Европе, его площадь около 600 га. Владелец Павловска великий князь Михаил Павлович, подчинившись указанию своего брата Николая I, дал разрешение на прокладку участка двухпутной железной дороги (как это и предполагалось), оговорив свое согласие рядом условий, с которыми Акционерное общество согласилось.Еще весной 1836 года в Павловском парке прорубили просеку шириной 8,5 м, и в сентябре к территории вокзала подошла железная дорога.

16 марта 1836 г. по предложению неутомимого Герстнера, несколько опережавшего события, был объявлен конкурс на возведение вокзала в Павловском парке. 13 авторов (русские и немецкие архитекторы) представили свои проекты, которые рассмотрел лично Великий князь Михаил Павлович. По настоянию Акционерного общества (в лице Герстнера и Бобринского) был выбран проект архитектора А.И. Штакеншнейдера. Строительство вокзала с рестораном и гостиницей под наблюдением архитектора Ф.И. Руска началось 7 июля.

7 июля того же года в Павловске состоялась закладка уникального станционного здания «воксала» (того самого «кабака») по проекту А.И. Штакеншнейдера (самого дешевого, в 200 000 рублей). Строительство было завершено в мае 1838 г. уже после открытия движения. Павловский «воксал» изображен в частности, на гравюре Мертенса 1830-х гг.

В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы.

Еще весной прорубили просеку шириной 8,5 м, и в сентябре к территории вокзала подошла железная дорога. Поезд должен был останавливаться у крытой платформы, от которой вела галерея длиной 65 м. Вокзал открыли только 22 мая 1838 г., так как в зимнее время строительные работы прекращались. Летом в Павловск был приглашен хор московских цыган. Развлекал публику и оркестр под управлением дирижера Йозефа Германа, а позднее - под управлением широко известного в то время австрийского композитора и дирижера Йозефа Лабицкого, приезжавшего в Россию по приглашению Герстнера.

Д“Аршиак свою первую поездку по железной дороге описал в своих воспоминаниях. «Несколько сот саней теснились в Павловске у огромного полукруглого павильона. Это был тот увеселительный вокзал с рестораном, о котором ходячую остроту произнес министр финансов Канкрин: «В других государствах (к этому моменту уже действовали железные дороги с паровой тягой в Англии, Франции, Бельгии, Германии и США) железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир».

Пожар, случившийся в январе 1844 г., уничтожил большую часть деревянного вокзала. Страховая компания возместила убытки, что позволило построить новое здание по проекту А. И. Штакеншнейдера уже к началу мая. Но архитектор осуществил кардинальную перепланировку: большой зал был расширен, главный зал ресторана также получил дополнительную площадь, появились хоры для оркестра, вдоль второго этажа пристроили галерею для прогулок и осмотра зеленой территории парка и иллюминаций, происходивших по разным поводам.

В 1912 г. состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию открытия вокзала. 30 октября Министерство путей сообщения отметило эту дату в новом здании, построенном на площади Александринского театра по проекту гражданского инженера А. А. Гречанинова (там находилось управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а теперь управление Октябрьской железной дороги). Театр с переменным успехом работал до 1930 г., когда неожиданно сгорел и уже больше не восстанавливался. Концерты и спектакли продолжались в Большом зале вокзала.

В годы войны фашисты уничтожили здание вокзала. В 1945-1949 гг. были разобраны рельсовые пути в Павловском парке. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.
 Источник
 
Просмотры: 1426
 

Комментарии:

Пользователь разрешил комментировать публикацию только друзьям.