Свет или освещение, это один из самых важных составляющих успешной фотографии, а внешняя вспышка, реже встроенная, позволяет добавить количество оного или же изменить его характеристики. Для определенных случаев встроенная вспышка, это очень хорошее решение проблемы, но в большинстве случаев она портит фотографию. За счет того, что встроенная вспышка светит исключительно прямо, то есть параллельно направлению объектива, свет из нее убирает все тени. Фото получается плоским и скучным. Именно поэтому многие фотографы считают, что лучше допустить смаз чем получить четкую но плоскую фотку с помощью встроенной вспышки.
Внешняя вспышка и работа с ней
Так как данная статья отвечает на вопрос, как пользоваться вспышкой, то мы затронем и встроенную вспышку, но большая часть посвящается съемке с внешней вспышкой. Такая вспышка крепится к фотоаппарату через специальное гнездо «горячий башмак», так же она может быть вынесена за пределы фотоаппарата и связываться с ним с помощью шнура, а так же специальных приборов: радио- и светосинхронизаторов.
Использование внешней вспышки
Вспышка используется при недостаточном освещении, к примеру: на празднике, в ресторане, вечером на улице, дома… Так же внешние вспышки очень помогут во время ночной фотосессии, жанрового или портретного фото, для съемки натюрмортов, предметной съемки и многих других художественных целей. Запомните одно единственное правило – никогда не направляйте внешнюю вспышку прямо, получится тот же жуткий эффект, что и от встроенной.
Еще одной прекрасной и даже парадоксальной характеристикой внешней вспышки является то, что она может спасти от резких теней в яркий солнечный день, то есть подсветит все что остается в тени. Благодаря такому эффекту вы получаете красивый, хорошо экспонированный портрет. Кстати, это один из случаев, когда вспышка может светить прямо в лицо.
Режимы работы и как правильно фотографировать с внешней вспышкой?
Вспышки могут отличаться по производителю и по модели, но в большинстве случаев вы встретите следующие режимы:
- А (Автоматический). Вы самостоятельно устанавливаете значение диафрагмы, а вспышка работает автоматически в заданном диапазоне расстояний;
- М (Ручной). В этом случае настройки вспышки полностью в ваших руках, вы устанавливаете ее яркость в долях от полной мощности;
- TTL (Through-The-Lens). Лучший режим для быстрой репортажной съемки. Необходимая мощность света измеряется через объектив.
- S (Стробоскоп). Вспышка выдает несколько световых импульсов в секунду, но малой мощности. Этот режим лучше всего подходит для создания спецэффектов и для съемки движения.
Как фотографировать со внешней вспышкой?
Есть несколько самых распространенных способов съемки с внешней вспышкой, разберем их:
Ручной режим. Вспышка в режиме TTL. Замер экспозиции – точечный, она определяется по светам. Вспышка может находиться на фотоаппарате или же находиться сбоку соединяясь с фотоаппаратом синхрокабелем.
Командный режим. Фото со вспышкой (master или ведущая), которая управляет другими вспышками (ведомые, slave или сателлиты). Не все вспышки могут работать в этих режимах.
Внешняя вспышка может быть направлена прямо на объект, может светить в потолок, в сторону или в любую другую необходимую вам сторону.
Фотография со вспышкой и разный свет
Чаще всего фотографу необходим рассеянный мягкий свет. А вспышка дает резкий и контрастный, как же добиться желаемого?
– Уже говорилось выше. Не светите прямо на объект съемки, иначе вы получите плоский и неестественно яркий свет;
– Внешняя вспышка для того и изобреталась, что бы можно было изменять угол ее наклона. Свет можно отражать не только от окружающих предметов, но и от специализированных отражателей;
– Используя несколько вспышек, да еще и настроенных отдельно, вы получите более глубокие качественные фотографии без лишних бликов и теней.
У искусственного света внешней вспышки есть множество интересных характеристик. К примеру, отражая свет от цветной поверхности, вы получите определенный оттенок фотографируемого объекта.
Если у вас уже есть радиосинхронизатор – не стесняйтесь в экспериментах. Используйте разные новаторские углы для подсвечивания модели, это даст неожиданные эффекты на фото. Однако же рассматривайте свои фотографии критически, так как случается, что слишком оригинальный свет подчеркивает не то, что нужно или вообще портит снимок.
Фотографии со вспышкой, когда она лишняя?
Не всегда нужно пользоваться вспышкой. Например, ночной портрет или пейзаж можно снять без вспышки, возможно, это сложнее, но и фото может получиться намного лучше.
Так же фотографируя представления, утренники, концерты, лучше воздержаться от использования вспышки. Объяснение крайне простое, за счет искусственного света вы теряете атмосферу и красоту мероприятия!
Ночные фотки друзей, тоже далеко не самый лучший вариант. Вы, конечно, получите снимок, но его качество будет жутковатым, люди похожи на вампиров с красными глазами, не смогут украсить ваш альбом.
Лучший способ научиться, это попрактиковаться. Предлагаю легкий практикум с наглядными примерами.
Мы уже знаем, как правильно фотографировать со внешней вспышкой. Осталось теперь понять, почему так. Сегодняшняя модель герой повстанец – Че Гевара. Делаю три разных фотки с разными настройками:
Слева на право: вспышка отключена, низкое ISO; высокое ISO – 3200; вспышка включена.
Как вы можете видеть, снимок без вспышки с низким ISO получился смазанным – руки то у меня не железные! Подняв ISO, я добился стабильности, стало возможным нормально фотографировать с рук. Но, у моей камеры начало лезть зерно. Если у вас топовый фотоаппарат, вам нечего переживать и, в этих условиях вспышка вам не нужна. В моем же случае, такое качество сойдет для репортажки. Третья фотка со встроенной вспышкой, которая сделал то, что и должна была – создала блик через всего мужественного повстанца, что, конечно же, не хорошо.
Экспериментируем дальше. Смотрим слева на право. Внешняя вспышка, луч прямо; внешняя вспышка вверх со встроенным рассеивателем; внешняя вспышка вверх без рассеивателя.
Для того что бы понять как фотографировать внешней вспышкой, я накрутил ее на свой фотоаппарат.
Первая фотография получилась почти такая же, как от прямого луча встроенной вспышки, только немного ярче.
Дальше стало сразу же намного лучше! Фотография получилась чистой и объемной, только возле звезды остался маленький блик. Этот дефект был создан встроенным рассеивателем вспышки. В данном случае он мне не нравится ¬– я его убираю. Но, иногда, этот маленький блик творит чудеса – экспериментируйте!
Следующий и лучший снимок! Объем и чистота. Именно так должны выглядеть революционеры!
Итак, мы на практике выяснили, в чем разница между встроенной и внешней вспышкой. Теперь мне хочется понять, как фотографировать с внешней вспышкой и другим объективом. На предыдущих сериях я использовал стандартный Kit объектив. Теперь я заменю его светосильным портретным объективом Canon Ef 85mm f/1.2. Изменилось многое, поглядим:
Читаем фотографии слева на право. Фото с обычным комнатным светом; фото почти в полной темноте; фото с внешней вспышкой направленной в потолок без комнатного света.
Этот эксперимент особенно интересен для тех, кто думает, какой следующий объектив приобрести. Приведенный для примера, возможно, не самый лучший так как он достаточно дорогой. Но у вас будет понимание того как работают портретные фикс объективы.
Итак, разберем то, что у нас получилось. Первая фотография отличается качеством, четкостью и естественностью оттенков – отличный результат! Вторая фотография, повергла мою технику в панику, в частности объектив. На открытой диафрагме он и так может мазать, но в темноте, это практически гарантия – результат говорит сам за себя. Третья фотография, лично мне кажется самой лучшей из всей сегодняшней съемки. Она получилась максимально насыщенной и красивой. А ведь экспериментируя только с настройками вспышки и объектива можно получить еще десяток различных результатов, в том числе и лучших.
Из вышеприведенного примера мы получили отличный ответ на несколько вопросов, в частности, как фотографировать с внешней вспышкой в помещении? Подведем краткий итог. При плохом освещении фото получаются смазанными или же зернистыми, фотоаппарат необходимо фиксировать. Со вспышкой все изменяется, но если ней светить в лоб, то сложно сказать, лучше становится или хуже. Внешняя вспышка лучше всего справляется с поставленной задачей, рассеивая свет от потолка. Но, учтите у меня потолок равномерного белого цвета, был бы он, скажем, натяжной, фото были бы совершенно другими.
Внешняя вспышка и аксессуары
Внешние вспышки могут быть оснащены встроенным радиоуправлением – топовые модели. Если же такового нет, вы можете докупить радиосинхронизатор.
Отражатель для внешней вспышки поможет вам получить мягкий ровный свет. Если у вас нет покупного отражателя, не печальтесь, пользуйтесь бумагой, картоном, всем что попадется под руку, желательно матово-белого цвета. Такой отражатель крепится на задней части вспышки с помощью резинки.
Диффузор. Некий аксессуар, одевающийся на вспышку и закрывающий собой лампу вспышки, то есть свет, прежде чем попасть на объект съемки проходит сквозь диффузор. Вследствие чего он рассеивается и становится не таким резким. Диффузоры могут быть белого, золотого и серебряного цветов, тем самым придавая снимку определенный оттенок.
Софтбокс является специализированной насадкой, предназначенной для еще более ровного света. Следует учесть, что за счет большой площади рассеивающей поверхности сильно падает мощность вспышки, то есть необходимо ее подвигать ближе либо накручивать максимальную мощность.
Надеюсь, теперь вы больше знаете о вспышках и будете использовать их более эффективно. Фотографируйте и учитесь, пробуйте новое и новые аксессуары, и ваши фотографии будут улучшаться! И, помните, самый простой способ научиться – это скопировать работу Мастера.
Комментарии:
По своему построению статья претендует на энциклопедичность, но изобилует противоречиями, упущениями, переплетениями изложения, лишней информацией (про светосильный объектив). В общем непрофессионализм сквозит через весь текст.
Не подумайте, что я пытаюсь вас уязвить, но эта статья просто не сложилась.
В качестве совета: можно её разбить на части, и преподнести каждую из них более подробно. И уже после, когда все знания "причешутся", и, возможно, приумножаться - тогда и переписать эту статью так, чтоб не только по форме, но и по содержанию она стала энциклопедичной.